Четверг, 21 октября 2004 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Школы Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги



Спрос на интеллект будет всегда

Интервью с Маратом Зигановым, Учредителем и научным руководителем Ломоносовской школы Москвы, доктором педагогических наук Александр Спорков
Как появились идея создания частной школы, и в чем заключается Ваша современная образовательная технология?

Хорошая школа должна давать полноценные знания и практические навыки по всем базовым предметам. Детей такая школа учит учиться, их родителей она вовлекает в воспитательный процесс и помогает направлять своих детей, учителям дает стимул постоянно совершенствовать свои навыки, госчиновники, изучая опыт таких школ, могут внедрять его в другие школы и строить качественную образовательную систему страны.

Так работают многие школы. Однако, с каждым годом школьная программа становиться все сложнее, увеличивается ее глубина, повышается информативность предметов и это можно отнести к минусам нашей системы образования. Одновременно ухудшается здоровье детей. В результате получается, что одна кривая  сложность программы  ползет вверх, другая  здоровье учащихся  стремиться вниз, и детям сегодня все труднее учиться. Первые публикации в прессе о том, что благодаря обычной школьной нагрузке 9095% выпускников московских школ имеют серьезные психофизические отклонения в здоровье, появились уже десять лет назад. Обычную школьную нагрузку сегодня кроме как перегрузкой никак не назовешь. Этому есть множество подтверждений.

Приведу самое простое. Для того чтобы ребенок со средними способностями усваивал весь объем информации школьной программы хотя бы на тройку, он должен затрачивать иногда в четыре раза больше времени, чем для этого отведено нормативами. Что это значит? Старшеклассник должен заниматься дома 4 часа, он не может выполнять домашнее задание 16 часов. Сегодняшняя ситуация приводит к тому, что ребенок или переходит на поверхностное восприятие материала, а в результате начинает неловко чувствовать себя на уроках, у него появляются комплексы, страдает его психика, или уделяет слишком много времени занятиям и портит физическое здоровье.

Еще в студенческие годы меня интересовала литература по развитию умственных способностей у человека. Проходя в педагогическую практику в физико-математической школе, я задумался над тем, как можно повысить эффективность учебной деятельности. Вместе с группой преподавателей школы мы создали образовательную технологию «Интеллект», которая повышает интеллектуальные способности ребенка и делает его учебу более успешной. В результате применения этой технологии, облегчается учебный процесс, исчезает перегрузка и у ребенка появляется реальный интерес к учебе, а проявленный интерес к предмету  это дополнительный стимул для педагога.

Применяя эту технологию, мы, конечно, даем полный перечень базовых предметов, а акцент делаем на таких как русский язык, математика, иностранный язык. Сегодня на них наибольший спрос.

Как практически внедряется образовательная технология «Интеллект» в Ломоносовской школе?

Для дополнительного интеллектуального развития со школьниками один раз в неделю проводятся дополнительный занятия. Кроме этого, практически на каждом уроке школьник сталкивается с развивающими заданиями, составленными на материале изучаемой темы и направленными на развитие именно той интеллектуальной способности, которая требуется для лучшего освоения изучаемого в данный момент материала. Если на уроке истории предстоит освоить значительную по объему тему, можно предположить, что внимание даже способного ученика на двадцать пятой минуте будет рассеиваться, и качество усвоения материала будет снижаться. Следовательно, перед этим занятием неплохо было бы потренировать устойчивость внимания. Если тема занятий по биологии в течение двух недель требует частое переключение внимания, значит необходимо поупражняться в развитии именно этой способности у ребенка. Иначе говоря, в процессе урока и на его материале даются задания, развивающие такие способности как: внимание, мышление, память, воображение, восприятие устной речи или способность письменно излагать свои мысли и т.д. Казалось бы, школа не должна обучать ребенка письменно излагать ход его мысли при решении задачи по химии. Однако я считаю, что это необходимо, при углубленном изучении химии или в тех случаях, когда необходимо достичь понимания предмета.

Сформулировать такие задания по каждому предмету общеобразовательной школы  большой труд.

На сегодняшний день объем этих заданий по всем предметам составляет несколько десятков тысяч страниц. Однако они содержат лишь практические упражнения, так что эти цифры не должны пугать. Задания создавались нашими преподавателями уже во время работы Ломоносовской школы в течение шести лет. Работа по их подготовке идет на пользу самим преподавателям. Дело в том, что во время составления задания по определенной технологии, преподаватели мысленно как бы переживают состояние ученика во время освоения им темы урока. Погружаясь в это состояние и сочиняя необходимое развивающее задание, педагог становиться креативным преподавателем. То есть сегодня в Ломоносовской школе работают креативные преподаватели, а это около семидесяти учителей только по основным предметам. Об этом любой директор может только мечтать.

По словам Министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко, в ближайшем будущем все высшее образование в России станет платным. Каково Ваше мнение о введении платного общего образования?

Я считаю, что бесплатное общее образование конечно должно быть. Ну а частные школы они все равно займут свою нишу, т.к. со временем спрос на них будет только расти. Причем спрос повышается именно на качественное образование, а не на образование просто с комфортом. В самом начале появления большинство частных школ делали акцент именно на этом и, тем самым, несколько скомпрометировали частное образование. Если предположить, что наша страна будет развиваться также как многие другие страны, можно предположить, что около 10% учащихся в будущем будут оканчивать частные школы. Доля частных школ в системе общего образования в России не достигает и одного процента, а в некоторых регионах частных школ просто нет, потому что губернатор не разрешает. Сегодня в России обучают лишь 450 частных школ, из которых 250 находиться в Москве.

На сегодня уже достаточно частных школ существует в Москве?

В Москве есть потребность в хороших частных школах. Мы это видим по тем обращениям из других районов города, на которые, к сожалению, не можем откликнуться. Дело в том, что дорога в школу не должна занимать у ребенка больше 40 минут, иначе это будет изначально слабый ученик.

Кто был инвестором Ломоносовской школы, или вы брали кредиты для того, чтобы пройти период становления и сколько он продолжался?

Сегодня в России на кредиты рассчитывать не приходится, если нет хороших тылов. Поэтому мы рассчитывали только на инвестиции родителей в своих детей. Конечно, любой школе изначально довольно трудно, в том случае, если нет доверия родителей. А откуда оно может быть, если у школы нет истории. Незнакомая школа, это риск для родителей и рисковать они могут только небольшими средствами. Поэтому изначально плата за обучение должна быть маленькая. В нашей школе она была тоже довольно низкой. Денег хватало только на то, что бы оплатить текущие расходы, аренду помещения, коммунальные услуги и выплатить зарплату учителям. По мере того как мы показывали качество своей работы, к нам появлялось все больше доверия. В результате мы смогли привлекать больше средств для развития, т.к. родители видели прямую связь между развитием и возможностями школы.

Что касается организационного периода, мы знаем опыт становления разных школ, и у всех этот период занимал около шести лет. За эти годы достигается хороший уровень развития, после которого школа становиться уже на путь совершенствования.

При создании хорошей школы, нужно предусмотреть следующие основные статьи расходов:

  • затраты на постройку или реконструкцию выкупленного здания,
  • оснащение школы самым современным оборудованием,
  • хорошая зарплата учителям,
  • коммунальные услуги,
  • налоговые выплаты.

Необходимо рассчитать количество учеников. Допустим, в школе планируется проводить обучение для 15 человек в классе и в каждой параллели будет по два класса. Всего выходит около 300 школьников.

Из опыта нашей школы я знаю, что на все это необходимо затратить 57 миллионов условных единиц в течение шести лет.

Если когда-нибудь у нас в стране появятся кредиторы в системе образования, и они будут кредитовать становление и развитие частных школ, мы сможем предоставить любой школе России бизнес план, реализация которого позволит вернуть кредиты в течение шести лет.

Очевидно, у Вас уже есть опыт создания подобных школ в других регионах?

Сейчас мы передаем свой опыт в Азербайджане, Узбекистане, Латвии, есть предложения из Китая. Даже в такой развитой стране как Канада есть интерес к нашей школе. Более того, у нас уже есть управляющая компания, так как мы не можем наших сотрудников отрывать от школы и отправлять в другие регионы или в другую страну. Эта управляющая компания создана для того, чтобы проводить полный спектр работ по всем двадцати двум направлениям организации и становления частной школы. Среди них, например, такие как:

  • учебное направление,
  • воспитательное,
  • медицинское,
  • юридическое обеспечение,
  • организация вспомогательного персонала,
  • финансовое обеспечение,
  • техническая часть и т.п.

Ваше отношение к ЕГЭ? Сегодня многие эксперты предлагают пересмотреть отношение к введению единого госэкзамена.

Я считаю, что это может быть более объективная система оценки знаний, в том случае, если будут выполнены все ее условия. Например, на экзамене ученик не должен иметь доступ к получению информации. Есть опыт зарубежных стран, где даже к небольшим сельским школам подъезжал оборудованный для сдачи экзаменов автобус, внутрь которого не проходит сигнал сотового телефона. Кроме того, должно пройти время, для того чтобы ребенок сумел адаптироваться к сдаче тестов. Это особое состояние психики, когда за ограниченное время нужно очень быстро ответить на ряд вопросов. Большинство отличников в обычной государственной школе не отвечают на все вопросы не потому, что они плохо учатся, просто они к этому не приучены.

Как вы считаете, уместно ли импортировать опыт известных зарубежных школ к нам в Россию?

Хорошо обучать в общеобразовательных школах умеют многие. В России, также как и за рубежом были и будут хорошие школы. Для того чтобы сказать, что в России лучшие школы сегодня нет аргументов. Победы на олимпиадах не могут позволить объективно ответить на вопрос, какое образование лучше. Поэтому предлагаю исходить из того, что везде есть хорошие школы. Однако некоторые родители хотят, чтобы их ребенок по окончании школы сразу уехал за рубеж и продолжал учебу там. В этом случае лучше не отправлять его за границу учиться в школе, ведь детство и отрочество ребенка все-таки должно проходить в кругу семьи. Можно отдать его в зарубежную школу, поставленную здесь в России. Существует, например, система бакалавриата, в которой используется много тестов, и которая тиражируется во многих странах. В ней даже форма преподавания сходна со многими формами университетского образования за рубежом. Однако, получив образование в хорошей российской школе, можно также получить международные сертификаты на право поступления в зарубежный университет. Например, после Ломоносовской школы дети поступают в зарубежные университеты также как после бакалавриата. Тем не менее, мы придерживаемся традиций российского образования.

Ваше отношение к распространенному мнению о перепроизводстве специалистов с юридическим и экономическим образованием в России. Специалисты каких профессий будут наиболее востребованы в ближайшие 5 лет?

Еще в конце прошлого века в европейских аналитических институтах сделали прогноз, по которому пик спроса на юристов и экономистов в Европе приходился на 2004 год. То есть в Европе их еще учить и учить. Кроме того, я думаю, что 90% российских компаний скажут, что им нужны хорошие экономисты и бухгалтеры. Сегодня хорошие финансисты и экономисты в России очень дорого стоят. Можно готовить экономистов, а можно хорошо готовить экономистов. Даже если будет много ВУЗов, готовящих экономистов, юристов и они будут плохо работать, то конечно спрос на хороших специалистов все равно будет.

Что касается общего образования, лучше всего давать базовые знания по основным предметам (родной язык, математика, иностранный язык) и развивать интеллект ребенка. Я думаю, что спрос на интеллект будет всегда.

наверх