Четверг, 27 марта 2008 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








От интернационализации образования - к международному сотруднчеству

Владимир Курилов Ректор Дальневосточного Государственного Университета

История

Недавно Дальневосточный государственный университет отметил 105-ую годовщину со дня основания. Он начал свою историю как Восточный институт, созданный по указу Императора России Николая II на дальневосточных рубежах России в условиях, когда в последней четверти XIX века Восточная Азия стала объектом пристального внимания цивилизованного европейского мира и США. Стратегические, военно  политические и экономические интересы побуждали и Россию к упрочению своего положения в этом регионе. Она остро нуждалась в специалистах, знающих язык, культуру, историю и экономику восточных стран. Таковых на российском Дальнем Востоке не было, их не готовило ни одно учебное заведение страны. И тогда правительство пошло на этот смелый и неординарный шаг  открытие в г. Владивостоке высшего учебного заведения, которое состоялось 21 октября 1899 г., в день празднования пятилетнего юбилея восшествия на престол царствующего Императора, чем подчеркивалась значимость события. Последствия этого решения, положившего начало созданию будущего Дальневосточного государственного университета, выходили далеко за рамки региона и стали поистине историческими. Поступившая на другой день телеграмма от Николая II гласила: «Счастлив открытию Восточного института. Желаю ему искренне успеха и процветания на пользу не только Дальнего Востока, но и всей России». Создание Восточного института оценивали как важную веху в культурной и общественной жизни России и отмечали в своих поздравлениях крупные государственные деятели страны  великий князь Константин Константинович, министры: народного просвещения  Боголепов, финансов  Витте, земледелия и государственных имуществ  Ермолов, путей сообщения  Хилков, губернаторы и дипломаты, ученые и священнослужители, ректоры и коллективы более 40 отечественных и зарубежных вузов.

Развитие

Восточный институт родился как некий уникум в системе народного образования России. На краю Российской земли, в условиях дальневосточного захолустья он должен был готовить высококлассных востоковедов  практиков, способных к службе в административных, торгово  промышленных и военных учреждениях восточно  азиатской части России и прилегающих к ней государств. Ранее нигде в России подобная задача не решалась. Востоковедов готовил в стране только Петербургский университет, но для дальнейшей деятельности в рамках академической науки. Великолепный преподавательский состав, во многом уникальная учебно-материальная база, внедрение передовой образовательной, научной и педагогической мысли обеспечили приобретение Восточным институтом мирового рейтинга, позволили готовить специалистов самого высокого уровня того времени. Оторванный от передовых российских и европейских учебных и научных центров, Восточный институт вплоть до 1918 года оставался единственным высшим учебным заведением на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, оазисом университетских знаний, центром просвещения и культуры, успешно решающим задачи по социально  экономическому развитию региона, укреплению международных связей и безопасности России на востоке страны. В сложных условиях периода революционных событий в России, после разрушительной гражданской войны и интервенции Восточный институт не только выжил, но и стал основой для создания в 1920 году Временным правительством Дальнего Востока  Приморской областной земской управой  Государственного Дальневосточного университета (ДГУ).

Несмотря на то, что в 30-40  ые годы университет неоднократно подвергался репрессиям, а с 1939 по 1956 год был закрыт, он к концу прошлого столетия сумел стать крупнейшей на Дальнем Востоке образовательной системой: в Дальневосточном государственном университете (ДВГУ)  нынешнее название университета  обучается более 32 тыс. студентов и слушателей, количество образовательных программ превышает 500, из них более 200  программ и пятилетнего высшего профессионального образования по естественно  научным, гуманитарным и инженерным специальностям.

В составе университета 43 факультета, 156 кафедр, развиты системы довузовского и послевузовского образования, структуры и центры, обеспечивающие выполнение современных требований к содержанию и качеству образования, эффективность научных исследований, подготовку кадров высшей квалификации  докторов и кандидатов наук, взаимодействие со службами трудоустройства выпускников, взаимодействие с региональной системой общего среднего образования и многое-многое другое. В настоящее время университет достойно выполняет свою миссию как центр науки, образования и культуры на Дальнем Востоке РФ и в Азиатско-тихоокеанском регионе, известен как центр притяжения людей из разных стран мира  ученых, политиков, бизнесменов  и как источник ряда новых идей и проектов в международной деятельности.

«Визитная карточка России»

21 октября 2004 года в своем поздравлении к 105  летию ДВГУ ректор МГУ им. М. В. Ломоносова академик В. А. Садовничий написал «&.На протяжении многих лет ДВГУ был первым и единственным классическим университетом на территории от Байкала до Тихого океана и до сих пор является ведущим вузом своего региона. Что это значит? По сложившейся в нашем государстве традиции, университет, там, где он появлялся, становился научным, культурным, образовательным центром всего региона. В связи с этим значение университета переоценить трудно. Надо сказать, что ДВГУ на протяжении всех лет блестяще справился с этим важным предназначением. Ведь Дальневосточный регион  это своего рода визитная карточка России для наших восточных соседей. Очень важно, чтобы регион был, что называется на уровне. В том, что этот уровень поддерживается, большая заслуга университета».

Как университет сам стал «визитной карточкой России» в регионе, как он выполняет свою важнейшую миссию сближения стран и народов в регионе  об этом рассказывает ректор университета Владимир Курилов.

Международная деятельность

В самом деле, кто в начале 90-х годов прошлого столетия мог предположить такое развитие университета, в условиях, когда г. Владивосток был закрыт не только для иностранцев, но и «прикрыт» для визитов российских граждан, когда ближайшие маршруты в Токио, Сеул, Сан-Франциско лежали через Москву?

Это кажется парадоксальным, но никогда за свою историю университет не развивался так стремительно, как в последние 10-15 лет. Руководство университета, правильно оценило направление основных реформ системы образования. Проявленные при этом инициативы, помноженные на существенную автономию, предоставленную университетам правительством страны, позволили высвободить «внутреннюю энергию» коллектива и в значительной мере реализовать сильный потенциал университета. Выдвинутые ректором университета и поддержанные Ученым Советом университета  принципы (может быть, несколько с «восточным оттенком») духовность образования, фундаментальность образования и науки, их информатизация и интернационализация,  стали основополагающими для развития и преуспевания университета.

Особенно была выделена интернационализация, поскольку это единственно возможный принцип развития всех стран, народов, всей цивилизации.

Начав деятельность в этом направлении  единственный университет РФ, имеющий аккредитованный филиал за рубежом (г. Хакодате, Япония).

ДВГУ имеет представительства в Республике Корея (Университет Кенги, Кеннамский университет).

ДВГУ работает по двудипломным программам с Мерилендским университетом (США), Университетом Южного Квинсленда (Австралия), Даляньским университетом иностранных языков (КНР), Хэйлунцзянским университетом (КНР). На базе ДВГУ по договорам, подписанным между университетом и министерствами образования и иностранных дел США, Республики Корея, Японии, Германии, Канады, Китая, Вьетнама, Индии, созданы 11 культурно  образовательных центров.

Ежегодно ДВГУ проводит около 400 международных видеоконференций с Университетом Васеда, Университеом Сиэтла, Университетом Висконсин-Мэдисон, Университетом Южного Квинсленда и многими другими вузами. ДВГУ, используя благоприятные возможности, на основе собственной инициативы, университет стал не только крупным центром международного образования и культуры, но и своего рода «департаментом иностранных дел» в регионе. В самом деле, ежегодно тысячи иностранных гостей наносят визиты в университет  это и политические деятели, и бизнесмены, деятели науки, образования и культуры.

Развитие туризма, миллионные  сотни миллионные миграции людей  все это означало глобализацию и интернационализацию всей жизни. И на этой основе естественно должна происходить интернационализация научных и образовательных связей и отношений. Если процесс неизбежен, значит надо помогать ему, участвовать в нем, управлять этим процессом. Я видел, что на основании этого принципа можно приобрести новый авторитет и новый престиж в мире. Престиж  он ведь имеет не только моральное значение, но и материальное. На основе престижа можно было создать такие научно-образовательные программы, которые принесли бы университету деньги, которых нам на тот момент катастрофически не хватало.

Так же я считал, что если нам удастся создать эти интернациональные программы, то они неизбежно улучшат качество подготовки наших студентов и ускорят качественный рост наших преподавателей. При этом я отдавал себе отчет в том, что если будем развивать международные программы, то мы  как федеральный, государственный, классический, первый на Дальнем Востоке университет  сможем отстаивать интересы нашей страны в сфере образования. Что было тоже крайне важно.

90-е&. Сломать стереотипы

В Азиатской части РФ ДВГУ был первым, кто вышел за ее рубеж. И сразу нам стало понятно, что о нас, о нашей стране этот «зарубеж» знает очень мало и думает очень плохо. В августе 1990 года, представляя нашу стрнану по делам ЮНЕСКО в Таиланде, я обратил внимание на то, с какой настороженностью, непониманием и незнанием относятся к нам в Азии. Нас фактически не считают азиатским государством. Информация о нашей стране часто была искривленной, негативной. Когда же зарубежные партнеры: профессора, президенты университетов, политики стали общаться с нами, узнавать РФ через наш университет, выяснилось, что русские  это умные, интеллигентные, интеллектуальные люди. Что эти люди по профессиональному уровню равны, а нередко превосходят своих иностранных коллег. Что эти люди имеют достаточно высокие моральные устои, чтобы вызвать к себе уважение. И что эти люди являются носителями знаний, которые представляют интерес для этих коллег. У нас было, что показать, чем заинтересовать иностранцев  наукой: естественной, математической, гуманитарной, востоковедческой. И то, что сегодня эта наука на 60 процентов финансируется из иностранных источников, лишний раз подтверждает неослабевающий интерес зарубежных партнеров к ДВГУ. Наш университет уважаем, наша наука уважаема, ученые наши уважаемы. И международное сообщество считает, что в университет, в его научные исследования необходимо вкладывать денежные средства. Поскольку эти исследования непременно станут достоянием и РФ, и других стран, и всей мировой науки. Наряду со многими значительными научными достижениями, особой гордостью в ДВГУ является Научно-образовательный центр «Морская биота» (НОЦ) и Дальневосточный Межрегиональный институт общественных наук (МИОН). НОЦ создан на базе химического и биологического факультетов ДВГУ при поддержке Американского фонда гражданских исследований и развития (CRDF) и Министерства образования России. Научная деятельность НОЦ включает фундаментальные исследования морской биоты по трем направлениям: биологическому, химическому и биотехнологическому. МИОН поддерживается корпорацией Карнеги в Нью-Йорке, Министерством образования и науки РФ, Фондом Джона  Д. и Катрин Т. МакАртуров. Цели программы: мобилизация интеллектуальных и профессиональных ресурсов российского научного сообщества, восстановление разорванных горизонтальных научных связей, индивидуальная поддержка ученых-обществоведов, содействие интеграции российских ученых в мировое научное сообщество. При поддержке иностранных инвесторов эти два научных центра совместно принесли университету около трех миллионов долларов.

США

В конце мая 1990 г. я впервые начал устанавливать контакты с американскими коллегами. Эта первая поездка получила начало нашей дружбы и сотрудничества, начало тому, что впоследствии стало у нас знаменитым российско-американским факультетом. Ректор Мэрилендского университета Бенджамин Мэсси согласился с моей идеей создать такой факультет во Владивостоке. Мэриленд известен тем, что имеет большое количество заокеанских отделений: в Японии, в Корее, Германии и других странах. А с 29 января 1991 года, когда был подписан договор о создании совместного российско-американского факультета менеджмента и международных экономических отношений, появилось его отделение и в РФ. То есть, многое из того, что сейчас в Европе известно как «болонский процесс», у нас в университете начиналось фактически с 1991 года. Мы реально на междоговорном уровне двух университетов установили взаимное признание дипломов. Мэриленд также признал наши образовательные программы, их качество. Я думаю, что это был прорыв, потому что тогда ничего подобного в стране не было. Мы получили известность и престиж: смогли убедить зарубежных партнеров в том, что ДВГУ  сильное образовательное учреждение, и что мы сами интересные, профессионально подготовленные, и что тогда было особенно важно,  порядочные люди, люди достойные доверия. Вопрос доверия  очень значимый вопрос. Мой опыт работы с зарубежными партнерами, опыт в создании инвестиционных программ показал: работают не с фирмой, работают с людьми. Будешь ли ты представлять трижды славную фирму, но если не вызовешь у своего партнера чувства доверия и уважения, он с тобой работать не станет и в твое дело деньги вкладывать не будет. Наши отношения со всеми зарубежными партнерами складывались на основе порядочности и доверия, уважения. И они вольно или невольно переносили это уважение на всех россиян.

Корея

На основе формирования таких отношений мне удалось в 1994 году реализовать первый и единственный для России инновационный проект по созданию Высшего колледжа корееведения ДВГУ на средства группы фирм «Кохап». Российское образование нашими усилиями получило из Кореи инвестицию на сумму 2,5 миллиона долларов. История создания этого колледжа довольно интересна. В республике Корея я появился первый раз в июне 90-го года, еще до установления дипломатических отношений. Мы тогда подписали договор о сотрудничестве с Кеннамским университетом республики Корея. А в 1994 году по договору с Министерством образования Корея создали совместный образовательный центр. В это же время мне удалось найти человека, который бы согласился инвестировать деньги и на строительство здания Высшего колледжа корееведения. Этим человеком был председатель Группы «Кохап» Чанг Чи Хек. Как выяснилось, его отец Чанг До Бин в 1914 году после оккупации Кореи Японией иммигрировал в Приморье, как 36 тысяч других корейцев. Он был преподавателем, журналистом, издавал во Владивостоке свою газету и вел активную антияпонскую борьбу. Я убедил Чанг Чи Хека в том, что лучшее, что мы можем сделать для развития сотрудничества между нашими странами  создать такую образовательную программу, которая будет готовить лучшие кадры для обеспечения экономических, культурных, политических и других связей между РФ и Кореей. При этом я сказал, что Россия сыграла свою роль в освобождении Кореи, поддержала весь корейский народ, всю страну, в том числе конкретных людей, которые отдали часть своей жизни, иногда и саму жизнь, в борьбе за освобождение своей родины. Такие люди бы непременно поддержали бы идею создания колледжа. Я предложил построить колледж и назвать его именем патриота Чанг До Бина. Наступил день, когда Чанг Чи Хек дал свое согласие. Уже через 10 месяцев здание было готово, причем , по условию договора оно становилось частью собственности ДВГУ, а значит государственной собственностью России. 2 октября 95 года мы открыли этот колледж. На его открытие приехало 700 гостей из Южной Кореи самого высшего уровня. Это, безусловно, явилось значимым событием и для нас и для Южной Кореи. Когда через 8-9 лет группа фирм «Кохап» обанкротилось, Чанг Чи Хек сожалел лишь о том, что не вложил в этот проект много больше денег: «Это единственная программа, из всех мною созданных, которая живет, действует, работает. Единственная программа в России, где я не потерял деньги». А в 1999 году мы с Корейским фондом создали научно-исследовательский институт Кореи, который также успешно продолжает свою работу до сих пор. Надо ли говорить о том, что все это делалось только в интересах ДВГУ? Можно ли сказать, что все это никак не влияет на интересы нашего российского государства? Ответ очевиден: все, что мы делали и делаем, приносит огромную пользу не только ДВГУ, а всему российскому государству.

Япония

В 1994 году ДВГУ открыл свой филиал в Японии, в городе Хакодате. Он стал первым российским высшим учебным заведением за рубежом. Все началось с возрастания интереса Японии к нашему государству в 90-х годах. На фоне этих событий мы стали развивать те связи с Японскими университетами, которые у нас были: Восточный институт, японоведение традиционно были сильными в ДВГУ. В Токио в Международной школе Канто, где преподавались различные европейские и азиатские языки, мы создали русский факультет. Тут же я предложил Председателю Совета попечителей школы г-ну Масатэру Мацудайра сделать филиал ДВГУ в Японии, где можно было готовить кадры по русскому языку, филологии. Он загорелся этой идеей. Хотели мы осуществить эту идею здесь же, в Токио, но не получилось из-за недостатка площадей. Проблему мы решили, открыв филиал в городе Хакодате. Наверно, это было исторически предрешено: в Хакодате в 1972 году был установлен первый контакт с РФ. Там было создано первое русское консульство, возникло одно из первых русских кладбищ, построена первая русская церьковь. На первый курс мы набрали 66 студентов-японцев. И 11 апреля 1994 году филиал начал свою работу. К настоящему времени он выпустил около 300 дипломированных японцев. А нас признали во всей Японии лучший образовательной системой по русскому языку, русской культуре, хотя русский язык в этой стране преподают многие крупные университеты. Наши преподаватели преподают специальные курсы японским таможенникам, полицейским, бизнесменам, жителям города. Каждый год в ноябре проводят дни русской культуры, и в этом празднике всегда участвуют полторы- две тысячи японцев. Мы стали в Японии главным культурным русским центром. К сожалению, интерес японцев к РФ в последние году прошел. По результатам опроса 2004 года, 76 процентов японцев относится к России негативно. Тот же опрос показал, что 88 процентов японцев симпатизируют США. Цифры впечатляющие. Но работа нашего филиала на Хакодате, без сомнения, создает у японцев настроение симпатии по отношению к нашей стране. Мы подготовили три сотни людей, которые приязненно относятся к России, которые готовы работать с ней, и многие из которых уже работают с российскими организациями и фирмами. Под нашим влиянием сейчас на Хакодате действуют семь школ, где детям преподают русский язык с первого класса. Говоря: «мама, папа, Россия», дети воспринимают эти понятия, как близкие, нормальные, теплые. То, есть у них изначально формируются нормальное отношение к нашему народу, к нашей стране. Как я считаю, это очень важно.

Китайская Народная Республика

При поддержке китайского правительства, Министерства Образования Китая в 2001 году был основан Центр китайского языка. Образован центр тестирования российских граждан по китайскому языку. Созданы 2-х дипломные программы между ДВГУ и Даляньским университетом. Все эти совместные международные проекты работают, получают свое развитие, приносят общую пользу нашим странам. Китайские студенты по программе «два плюс два», проучившись два года в ДВГУ, конечно же , подготовлены по РФ, по языку несравнимо лучше, чем их сверстники, изучающие русский язык в китайских университетах. Не могу не сказать о том, что наши преподаватели и китайская профессура из Хейлунцзянского университета сделали уникальный учебник китайского языка. 37 книжек для девяти классов обучения русских детей китайскому языку. И такой же блок для студентов. Это не просто книжки  это и книги, и СД диски, и аудио- и видеокассеты. Впервые в истории и Китая и РФ появился такой удивительный учебник. Сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы сделать такой же учебник по русскому языку уже для китайских ребят. КНР продолжает поддерживать Центр китайского языка. Недавно из Китая мы получили лингафонный кабинет и очень хорошие компьютерные классы. Интересно, что эти компьютеры не просто корректируют написание иероглифа, а даже правят у наших студентов произношение. Такое сотрудничество не только выгодно для университета. Оно также выгодно для государства.

ДВГУ как объединяющая сила между странами

В составе университета есть уникальное учебное подразделение  Русская школа для иностранных студентов, где обучаются слушатели из многих зарубежных стран. Скоро она будет отмечать 15 лет с момента начала своей работы в ДВГУ. Без копейки бюджетного финансирования, без копейки поддержки государства мы обучили в университете более 5 тысяч иностранных студентов. Что такое эти 5 тысяч человек? Это японцы, американцы, корейцы, австралийцы, европейцы, китайцы  это 5 тысяч человек, из которых , я уверен, ни один не уехал от нас с негативным отношением к нашей стране, к нашим людям. Я думаю, что это очень важно. Важно для всех. В Русской школе иностранцы не просто общаются с нашими студентами, они дружат, становятся близкими друг другу людьми. В прошлом году к нам приезжали на стажировку 27 специалистов из Северной Кореи. Всем известно негативное отношение между Северной Кореей и Южной. И когда в ДВГУ стало известно, что должны приехать стажеры из Северной Кореи, группа южнокорейцев выразила нам протест: «мы не хотим жить с ними на одном этаже и учиться в одних классах». В ДВГУ отношение к людям одинаково, вне зависимости из какой страны, какой расы, какого вероисповедания. И в университете существует Устав, которому должны подчиняться все студенты. И южнокорейским стажером тоже пришлось подчиниться этому Уставу. Когда же кончился срок стажировки, и пришло время северным корейцам уезжать, то какую картину мы наблюдаем: чемоданы им таскаю южные корейцы, обнимают их южные корейцы  они прощаются, как родные люди. 21 октября 2004 года мы отмечали 105 -ую годовщину ДВГУ. На празднование этой даты приехали ректор Сеульского национального университета  главного университета Южной Кореи  и ректор университета им. Ким Ер Сена  главного университета Северной Кореи. У нас была известная доля опасения  как отнесутся они друг к другу. Опасения эти оказались необоснованными. Оба ректора охотно пошли на контакт. И потом на торжественном шествии ДВГУ по улицам Владивостока оба ректора шли вместе. Я в центре, с одной стороны ректор Северной Кореи, с другой  Южной. Об этом событии написали 11 газет Южной Кореи, и все телевизионные каналы показали, как рядом идут ректоры трех университетов. И я знаю, что все это было встречено с одобрением, как в Южной, так и в Северной Корее. В обстановке, когда кто-то нагнетает напряженность, у нас люди, причем не только студенты, а люди высокого уровня, люди которые имеют возможность общаться с руководителем своей страны, встречаются здесь в ДВГУ и всегда находят общий язык. Мы играем важную роль, направленную на сближение стран АТР друг с другом. Мы являемся точкой, которая привлекает к себе все лучшее, что есть в этих странах и нивелируем, смягчаем те проблем, которые разделяют эти страны. Наш университет соединяет даже то, что разъединяют политики.

Перспективы развития международных отношений в ДВГУ

Во-первых, мы намерены развивать и дальше такие центры, как Международный центр «Морской биоты» и Межрегиональный институт общественных наук. Это такие структуры, которые должны иметь свое продолжение. Мы должны создавать как можно больше подобных структур. Мы получили предложение о создании филиала ДВГУ в США в Сиэтле по проблемам биологии, проблемам здоровья мира. Если мы создадим такой филиал, то это будет первый прецедент в истории российско-американских отношений. Хочу заметить, что проект предложили именно нам, а никакому другому самому знаменитому университету. Потому что знают наш авторитет, наш потенциал. Конечно, мы бы смогли сделать больше, если бы имели больше возможностей материальных, имели более сильную государственную поддержку. Я думаю, что государству нужно обратить внимание на эту проблему и поддержать те ведущие вузы, которые реализуют такие программы. Реализуют эти программы не в коммерческих интересах, а в интересах государственных. Мы работаем исходя именно из таких интересов. И работаем очень качественно. Поэтому развитие таких программ в нашей стране, за рубежом, создание совместных образовательных и научных программ  это тот путь,. По которому мы идем, и будем идти в дальнейшем.

Апрель 2005 г.


наверх