Суббота, 9 января 2010 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги














Слагаемые успеха

Леонид Тарасевич Ректор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

В России немало экономических университетов, с высоким уровнем подготовки специалистов. Среди них лидирующее место занимает Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (СПбГУЭФ), который 14 лет подряд занимает первое место среди экономических вузов в официальном рейтинге Министерства образования и науки. Высокий авторитет СПбГУЭФ (петербуржцы обычно называют его ФИНЭКом) подтверждают и данные социологических опросов. Так, по данным журнала Newsweek, работодатели Москвы и Санкт-Петербурга отдали ФИНЭКу шестое место среди всех вузов страны. С рейтингом работодателей совпадает и рейтинг родителей, которые включили университет в десятку лучших вузов России. В марте 2004 года университет в очередной раз прошел комплексную оценку своей деятельности, которая показала, что СПбГУЭФ по основным показателям входит в 10% лучших университетов России.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ

Важнейшей составляющей успеха СПбГУЭФ у абитуриентов является многообразие его образовательных программ. Основным профилем подготовки в университете является «Экономика и управление», однако за последние пять лет были открыты новые специальности: «Юриспруденция», «Перевод и переводоведение», «Прикладная информатика в экономике», «Социально-культурный сервис и туризм», «Регионоведение». Введение новых специальностей дало возможность не только расширить число профилей подготовки, но и применить принципиально новые подходы к образованию. Мы даем возможность нашим студентам обучаться параллельно по двум любым избранным специальностям, например, экономической плюс юриспруденции или прикладной информатике, или лингвистике и т.д. в любых комбинациях. Таким образом, студент после окончания университета получает сразу два государственных диплома. Естественно, это усиливает позиции наших выпускников на рынке труда. Для более полной реализации концепции университетского образования в университете открыта подготовка бакалавров и магистров по всем направлениям экономического профиля. Выпускники магистратуры имеют возможность обучаться в аспирантуре СПбГУЭФ по специальностям, соответствующим профилю магистерской подготовки. Во время обучения в магистратуре слушатели, имеющие диплом специалиста, имеют возможность сдать экзамены кандидатского минимума.

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Знание иностранного языка, а лучше нескольких, всегда приветствовалось работодателями. Спрос на таких специалистов на рынке труда особенно высок. Институты иностранных языков и вузы, дающие хорошую подготовку по иностранному языку, пользуются большой популярностью у абитуриентов. Иностранные языки изучаются в СПбГУЭФ студентами всех специальностей в течение пяти лет, то есть в два с половиной раза больше, чем это предусмотрено государственным образовательным стандартом. Такое внимание к изучению языков является не самоцелью, а средством подготовки специалистов, знания и умения которых соответствуют мировым стандартам.

Кроме того, у студентов ФИНЭКа теперь есть возможность кроме основной специальности получить диплом переводчика, так как университет имеет лицензию на подготовку специалистов с дополнительной квалификацией «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» для экономистов и юристов, свободно владеющих иностранными языками. Таким образом, получая по окончании обучения диплом о высшем образовании, выпускник получает еще и диплом о дополнительной квалификации.

Концепция углубленного изучения иностранных языков служит основой для развития новых, перспективных направлений учебной деятельности университета  создания совместных с зарубежными университетами образовательных программ. Знание иностранных языков дает возможность студентам сочетать получение образования по выбранной специальности в СПбГУЭФ и в зарубежном вузе (технология включенного обучения).

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОГРАММЫ

В настоящее время в университете реализуется несколько модификаций включенного обучения:

¤ Включенное обучение с получением второго диплома. Студенты старших курсов направляются для обучения в течение года в зарубежный вуз. Зарубежный вуз в порядке взаимозачета признает результаты ранее сданных предметов, что позволяет студенту продолжать образование по выбранной программе бакалавра или магистра. После успешного завершения обучения в зарубежном вузе, которое, как правило, сопровождается получением соответствующего диплома, студент возвращается на факультет и продолжает обучение.

¤ Включенное обучение с получением сертификата. Студенты направляются в зарубежный вуз на изучение определенного цикла дисциплин (например, «информационные технологии», «экономика фирмы», «стратегический менеджмент», «гостиничное хозяйство» и т.п.). В этом случае студент получает сертификат установленного образца по изученным дисциплинам. Оценки по данным дисциплинам перезачитываются по образовательным программам СПбГУЭФ.

&

curren; Практическое обучение за рубежом  ориентировано на приобретение навыков и умений в определенной области практической деятельности (экологии, планировании, маркетинге, логистике и т.п.). Эта работа может проводиться в рамках прохождения производственной или преддипломной практики, а также в формате «летних семестров».

¤ Программы двойного диплома в университете ведутся более 10 лет и представляют собой сочетание заочно-дистанционного обучения с дневным одновременно в СПбГУЭФ и зарубежном вузе. Обучение идет параллельно по объединенной образовательной программе и завершается получением дипломов государственного образца. В настоящее время реализуется две программы двойного диплома: французская и немецкая.

Французская Программа подготовки специалистов в области экономики и управления  реализуется СПбГУЭФ уже в течение 12 лет, сначала в сотрудничестве с Университетом Париж Дофин, а с 1995 года и с Университетом им. Пьера Мендес Франса (г. Гренобль). Развитие Программы прошло несколько этапов. В настоящее время она стала четырехгодичной дает возможность российским студентам наряду с дипломом СПбГУЭФ получить три государственных диплома Франции: DEUG (об общем университетском образовании в области экономики)  после двух лет обучения, LICENCE  после трех лет обучения и MAITRISE (о высшем образовании)  после четвертого года обучения. В перспективе предстоит осуществить переход на двухступенчатую систему: бакалавр  магистр.

С 2000 года университет реализует Программу двойного диплома с Хагенским заочным университетом, дающую возможность студентам получить высококачественное экономическое образование в одном из крупнейших и авторитетных немецких университетов. Выбор немецкого партнера для реализации Программы был обусловлен тем, что Хагенский заочный университет представляет собой уникальное сочетание классического немецкого образования и новейших методов обучения на базе информационных технологий, позволяющих осуществлять заочное и дистанционное обучение студентов во всем мире. По окончании Программы выдается диплом Заочного университета г. Хаген по направлению «Экономика предприятия» с присвоением квалификации Diplom-Kaufmann/ Diplom-Kauffrau. Этот диплом является документом о государственном академическом образовании в области экономики и позволяет заниматься не только профессиональной, но и академической деятельностью.

Готовятся к реализации совместные образовательные программы и научные проекты с 8 ведущими университетами Китая. В СПбГУЭФ ведется преподавание китайского языка с 1 по 4 курс. Китайский язык изучают более 50 российских студентов, из них более 15 человек ежегодно выезжают на стажировку в вузы Китая.

ИНТЕГРАЦИЯ В СИСТЕМУ ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня в рамках Болонского процесса решается стратегически важная задача  создание единого европейского пространства, основанного на общности фундаментальных принципов функционирования. В соответствии с принципами университетской автономии в европейских странах именно вузы должны играть ведущую роль в проведении реформы и определиться с наиболее эффективными путями обеспечения взаимного сближения национальных образовательных систем.

Присоединения России к Болонскому процессу не означает, что вузам надо начинать всю работу с «чистого листа». В преимущественном положении окажутся те российские университеты, которые уже реализуют совместные образовательные программы с зарубежными партнерами. Благодаря опыту, приобретенному СПбГУЭФ в ходе реализации международных образовательных программ, успешно решается задача его интеграции в систему европейского образования, а также формируются принципиально новые взаимоотношения с западными университетами.

Примером решения задач вхождения в европейское образовательное пространство может служить Французская программа подготовки специалистов в области экономики и управления. В основу подготовки студентов был положен принцип взаимного признания дипломов и проведения взаимозачета учебных дисциплин. Система взаимозачетов основана на принципах взаимного признания общего уровня подготовки; привлечения специалистов от каждой стороны для определения общей концепции образования; применения современных форм и методов обучения, с целью разработки оптимальной образовательной траектории.

Реформирование европейской системы высшего образования в качестве одной из целей имеет повышение мобильности студентов. Представление учебного курса как совокупности модулей, имеющих единую для всей Европы систему измерения знаний (ESTC), позволяет студенту первый год экономического образования осуществить во Франции, второй  в Германии, третий  вновь во Франции или в Бельгии, а также в любой другой стране Европейского Сообщества. Известно, что в настоящее время учебный план российского вуза не представляет собой набор предметов, объединенных в модули и измеряемых в единицах ESTC. Тем не менее, французские партнеры при составлении учебного плана бакалавра для наших студентов, обучающихся на Французской Программе, отдали от 30 до 50% предметов (в зависимости от курса) на преподавание российской стороне. Тем самым, предметы, читаемые преподавателями СПбГУЭФ, оцениваются в единицах ESTC и засчитываются при выдаче государственных французских дипломов. К таким дисциплинам, например, относятся высшая математика и теория вероятности, статистика и эконометрика, анализ хозяйственной деятельности, основы права, социально-экономическая география, и т.п.

ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ

Важнейший компонент в обучении  это его качество. Поэтому мы постоянно совершенствуем учебные планы, ориентируясь на самые высокие международные стандарты, издаем много учебников и учебных пособий. В этом отношении наш вуз  один из лидеров в стране. Только за последние три года учеными университета написаны и изданы 40 учебников с грифом министерства. Учебники «Микроэкономика» и «Макроэкономика», подготовленные коллективом преподавателей СПбГУЭФ, удостоены премии Правительства РФ в области образования.

Особую ценность представляет уникальный педагогический коллектив университета. В нем работают более 900 преподавателей, из которых 22% составляют доктора наук, профессора, 60%  кандидаты наук, доценты. В числе сотрудников университета два члена-корреспондента Российской Академии наук, лауреаты Государственных премии, около 50 академиков общественных академий, заслуженные деятели науки, образования и культуры. Такой кадровый состав обеспечивает высокий уровень подготовки выпускников: начиная с 1996 года, 30-37% выпускников университета получают дипломы с отличием.

Научная библиотека университета является крупнейшей и одной из старейших экономических библиотек России. Ее фонд насчитывает около 1,5 млн. книг на русском и иностранных языках. Она входит в число лидеров по внедрению автоматизированных библиотечных технологий. Ее электронные ресурсы доступны как для пользователей локальной сети, так и в Интернет. Значительно расширилась и улучшилась материально-техническая база университета. Создано 30 современных мультимедийных классов. Около тысячи компьютеров университета объединены в локальную сеть и подключены к Интернет.

Современные тенденции модернизации образовательных программ требуют внедрения активных методов обучения студентов. Преподаватели университета при организации занятий используют ролевые и дидактические игры, программированное обучение, лекции-дискуссии, метод конкретных ситуаций (кейс-метод), работу в малых группах, перекрестные дискуссии, деловые игры, в том числе комплексные, многофункциональные и другие современные методы обучения. Как вспомогательные средства широко используются информационные технологии, вычислительная техника, интернет-продукты и специальное оборудование. Для подготовки к занятиям студентами все шире используются электронные учебники или фрагменты, как правило, гипертекстовые со встроенными тренажерами по решению задач и упражнений, дополненные тренировочными и проверочными тестами. Активные методы обучения предполагают сокращение аудиторных занятий, особенно лекций, и увеличения объема самостоятельной работы студентов. Акцент в организации учебного процесса смещается в сторону активного дидактического управления и контроля обучения, оценки качества самостоятельной работы студентов.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Не секрет, что на рынке труда ценятся выпускники вузов, имеющие опыт практической работы. Кроме того, у студентов, имеющих опыт работы по специальности, более высокая мотивация к обучению. Поэтому особое место в учебном процессе занимает производственная и преддипломная практика студентов. В СПбГУЭФ проводится большая работа по подбору необходимого количества мест практики, среди которых государственные учреждения, крупнейшие банки, предприятия и организации Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов России. Со многими предприятиями различных форм собственности и сфер деятельности университет поддерживает устойчивые, многолетние связи. Центром занятости университета проводятся опросы студентов и работодателей с целью выявления уровня организации и проведения практики. Руководители практики от организаций отмечают хорошую профессиональную подготовку, аналитическое мышление студентов-практикантов, необходимый уровень владения законодательными и нормативными материалами, а также высокую активность и заинтересованность студентов. В результате  после окончания университета сложности для наших выпускников связаны не с поиском работы по специальности (этой проблемы не существует), а с поиском высокооплачиваемых и престижных рабочих мест. В этом им помогает Центр занятости университета, который постоянно дает информацию о наличии рабочих мест, регулярно проводит «ярмарки вакансий», презентации ведущих компаний, встречи с работодателями. Большинство старшекурсников уже «ангажированы» различными фирмами и банками и совмещают учебу с работой. Мы считаем это нормальным, поскольку такая форма сотрудничества ведет к тому, что к моменту получения диплома выпускники представляют собой высококвалифицированных специалистов с опытом работы и имеют хорошие перспективы для профессиональной карьеры.

И БЕСПЛАТНО И ПЛАТНО

Обучение в университете российских студентов осуществляется как на бюджетной, так и на коммерческой основе. Численность студентов, поступающих на платное обучение, составляет примерно 20% от конкурсного набора. Мы не стремимся увеличивать число обучающихся на коммерческой основе, так как преобладание студентов, поступивших в университет по конкурсу, создает общий довольно высокий уровень подготовки.

Для многих из тех, кто занимается на платной основе, возникает проблема компенсации дефицита знаний по некоторым предметам. Для таких студентов формируется поток интенсивного обучения с дополнительными занятиями и консультациями по ряду предметов, представляющих наибольшую сложность (например, по высшей математике и иностранному языку). Студенты зачисляются на этот поток только по собственному желанию, дополнительные услуги предоставляются им без дополнительной оплаты, качество обучение контролируется университетским отделом контроля качества. Опыт работы показывает, что процент отчислений студентов на потоке интенсивного обучения даже ниже, чем в среднем по университету.

Обучение в СПбГУЭФ осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах. На вечернем и заочном факультетах существуют программы сокращенной подготовки специалистов. Программа заочной четырехлетней подготовки реализуется на базе среднего профессионального образования по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Статистика». По этой программе университет готовит специалистов в основном на бюджетной основе по заявкам государственных финансовых и экономических учреждений Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов Российской Федерации, однако прием на эту программу производится и на коммерческой основе. Трехгодичная программа получения второго высшего образования реализуется на вечернем и заочном факультетах. Прием на эту программу осуществляется, как правило, на коммерческой основе, бесплатно, в соответствии с законом, обучаются офицеры запаса, уволенные из вооруженных сил по организационно  штатным мероприятиям.

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Важной составляющей деятельности вуза, имеющего статус университета, является научно-исследовательская работа. Наш университет является многопрофильным учреждением высшего образования по спектру научных исследований. Научная деятельность осуществляется в СПбГУЭФ по восьми отраслям знаний (физико-математические, технические, исторические, экономические, философские, филологические, юридические, социологические науки) и 17 научным направлениям. Выполняются как фундаментальные, так и прикладные исследования в основном за счет внешних источников: по заказам министерств и ведомств, по программам, грантам, хоздоговорам с заказчиками. Прикладные научно-исследовательские работы выполняются для федеральных и региональных органов управления, в том числе для Администрации и Законодательного собрания Санкт-Петербурга, для крупных предприятий и организаций России. В научно-исследовательской работе занято 74% работающих в университете преподавателей.

Большое развитие получила в СПбГУЭФ и студенческая наука. Студенты активно участвуют в различных конкурсах, олимпиадах и других научных мероприятиях. Ежегодно проводится апрельская студенческая конференция, всероссийские олимпиады, студенты университета принимают участие в олимпиадах, проводимых другими вузами, в том числе и за рубежом. Университет является головной организацией Министерства образования и науки по проведению конкурса на лучшую научную студенческую работу по экономике. Ежегодно студенты университета входят в число победителей всероссийских и региональных конкурсов, получают гранты на проведение научных исследований от Администрации Санкт-Петербурга. В той или иной форме в научной работе участвуют 20% студентов СПбГУЭФ.


ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ

СПбГУЭФ занимает одно из ведущих мест среди крупнейших вузов страны в области подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, которая осуществляется через аспирантуру, докторантуру и систему соискательства по 23 специальностям. Ежегодно прием в аспирантуру осуществляется в условиях высокого конкурсного отбора. Основной контингент поступающих  выпускники университета. Среди зачисленных в аспирантуру за последние годы более 80% имели диплом с отличием, средний балл по диплому превышал 4,5; средний проходной балл составляет в среднем в очную аспирантуру  14 (по трем экзаменам), в заочную  13, что свидетельствует о высокой подготовке поступающих. В последнее время изменился контингент поступающих в аспирантуру. Если раньше это были в основном выпускники вузов, избравшие в качестве основной преподавательскую деятельность, то теперь в аспирантуру идут и те специалисты, которые, поработав определенное время в коммерческих структурах, поняли, что без фундаментальных знаний и научно-профессиональной подготовки они не добьются стабильного успеха в своей деятельности.

В университете наблюдается постоянный рост числа соискателей ученых степеней. При этом следует отметить такое новое явление, как изменение контингента соискателей, преобладание среди них руководителей управленческих структур высокого уровня, предпринимателей, специалистов по новым экономическим специальностям: маркетингу, менеджменту, коммерции, банковскому делу и др., что обусловлено необходимостью подготовки высокопрофессионального кадрового корпуса, способного эффективно решать задачи современной экономики. Среднегодовое число соискателей в последние годы составляло 500 человек. В университете действуют 15 диссертационных советов, из них 13  с правом защиты докторских диссертаций, в которых ежегодно защищается около 300 докторских и кандидатских диссертаций учеными России и зарубежных стран.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Большая часть программ дополнительного образования осуществляется в Высшей экономической школе  Межотраслевом институте повышения квалификации СПбГУЭФ (ВЭШ СПбГУЭФ), которая ориентирована на бизнес-образование руководителей и специалистов компаний. Образовательные учреждения подобного типа во всем мире называют бизнес  школами и наш университет в этом смысле не является исключением, проводя в жизнь идеи непрерывного образования. Сегодня ВЭШ СПбГУЭФ  одна из ведущих бизнес  школ не только в Санкт-Петербурге, но и в стране в целом. Одной из первых в Санкт-Петербурге в 1993 году ВЭШ СПбГУЭФ открыла программу «Маster of Business Administration» (МВА). В 1998 году ВЭШ победила во всероссийском конкурсе программ профессиональной переподготовки предпринимателей, а в 1999  стала одним из базовых учреждений по подготовке управленческих кадров в рамках Президентской программы. С 2000 года ВЭШ  участница эксперимента по реализации программ МВА на основе новых государственных требований. Сегодня в портфеле ВЭШ СПбГУЭФ имеется две международные программы МВА, по специализациям «Управление предприятием» и «Маркетинг», которые реализуются совместно с зарубежными университетами. Среди других международных программ выделяются: «Управление персоналом», «Маркетинг- менеджмент», «Финансовый менеджмент».

НАШИ ВЫПУСКНИКИ

Каждый университет силен, прежде всего, своими выпускниками. Многие наши выпускники занимают высокие позиции на государственной службе, в науке, политике, бизнесе. В стенах университета получили высшее образование, защитили кандидатские и докторские диссертации, повысили квалификацию около трех тысяч иностранных граждан из 70 государств мира. Многие иностранные выпускники занимают высокие посты в министерствах и ведомствах своих стран, успешно руководят крупными национальными и частными компаниями. С каждым годом увеличивается численность и расширяется география студентов и аспирантов, обучающихся в университете. В настоящее время в университете обучаются свыше 11 тысяч студентов и 1,5 тысячи аспирантов, докторантов и соискателей ученых степеней. Мы уверены, что в будущем многие из них войдут в интеллектуальную и деловую элиту общества. Мы ждем наших замечательных выпускников на празднование 75-летия ФИНЭКа 23 сентября 2005 года.

Апрель 2005 г.


наверх