Четверг, 21 октября 2004 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Школы Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги



Инновационный сектор экономики

Альбина Никконен Исполнительный директор Российской ассоциации венчурного инвестирования

Рынок высокотехнологичной продукции

Несмотря на длительный период реформирования, традиционная российская прикладная наука в целом не сформировала механизмов, обеспечивающих решение стоящих перед страной задач.

Основные затруднения, с которыми приходится сталкиваться в последнее время существенной части российской науки, общеизвестны. Остановимся лишь на некоторых из них: с одной стороны, это низкая востребованность научнотехнических разработок у российского бизнеса (за 90е годы прошлого века количество поданных патентных заявок сократилось примерно в 2 раза. В течение последующих 5 лет какихлибо серьезных изменений этого показателя в сторону роста или дальнейшего спада не произошло), с другой  недостаток бюджетного финансирования научных исследований, В нынешних условиях российское государство вынуждено исходить в своих отношениях с наукой из условий жестких ограничений финансовых возможностей и финансировать ее по остаточному принципу. Все это может в ближайшее время привести к тому, что некоторые показатели России и других развитых стран просто нельзя будет сопоставить. К примеру, в США расходы на фундаментальную науку за последние десятилетия выросли в разы, а затраты на научноисследовательские и опытноконструкторские работы (НИОКР) росли еще более быстрыми темпами: так, в области обороны за последние 10 лет объемы финансирования выросли почти в 5 раз, здравоохранения  15 раз, а космоса  2 раза, т.е. на 500%, 1500% и 200%, соответственно.

Обе проблемы неразрывно связаны с рыночными условиями, в которых оказалась отечественная наука после радикальной перестройки советской экономической системы. Фактически, единственным выходом из сложившейся ситуации является стимулирование инновационной активности через использование комбинированных подходов, включающих как государственную поддержку развития приоритетных направлений и инновационной инфраструктуры, так и создание условий, обеспечивающих приток частного капитала.

Затраты на исследования и разработки в процентах к ВВП

Конечно, говорить, о том, что начинать приходится с «белого листа», некорректно. В настоящий момент созданы отдельные эффективно работающие элементы национальной инновационной системы, ключающей инфраструктуру поддержки инновационной деятельности. Приобретен значительный опыт, сформировано сообщество специалистов, понимающих, что и как надо делать.

С конца 1990х годов Правительство РФ приступило к реализации ряда инициатив, направленных на развитие и совершенствование взаимодействия предпринимателей, занятых в сфере производственного и инновационного малого и среднего бизнеса, и источников его внебюджетного финансирования.

В настоящее время государство более тяготеет к реализации стратегии «эффективного использования» бюджетных средств: в современных условиях невозможно равномерно поддерживать проведение исследований во всем объеме научных направлений.

На данный момент основные инновационные отрасли в области российской экономики определены. К ним относятся: биотехнологии, космические и атомные технологии, научное приборостроение, машиностроение и энергетическое машиностроение. В начале 2004 года министр экономического развития и торговли Герман Греф выступил с идеей «свободных экономических зон». По плану Грефа, предполагалось создать два типа зон: техниковнедренческие и промышленнопроизводственные. Внутри зон должен действовать льготный налоговый режим (скидки по местной части налога на прибыль) и свободный таможенный режим.

Кроме того, в области особых экономических зон Министерство образования и науки предполагает в рамках техниковнедренческих зон проводить развитие так называемых технопарков. В планах правительства предусмотрены и другие меры по стимулированию инвестиций в технологический сектор. На ближайшие годы намечено развитие инновационной инфраструктуры (развитие системы инкубаторов, технопарков, инновационных центров), госфинансирование «стартапов» (то, что называется seed money) и освобождение венчурных фондов и фондов прямого инвестирования от двойного налогообложения.

Частное предпринимательство и НТР

Однако помимо государства за прошедшие годы в стране возник еще один субъект, оказывающий сравнительно заметное влияние на состояние научнотехнических разработок,  это область частного предприниательства. В данной статье мы, пожалуй, не будем подробно останавливаться на проблемах, возникающих в сфере взаимодействия науки и предпринимательства. Отметим только, что ряд прикладных отраслей научного знания, техническое применение которых позволяет в краткосрочной перспективе извлекать прибыль (разработка программного обеспечения, пищевая промышленность, упаковочная промышленность и т.д.), уже сейчас довольно успешно находят пути сотрудничества с бизнесструктурами, тогда как другие имеют шансы на такого рода сотрудничество лишь по мере развития соответствующих форм финансирования (например, венчурного и прямого инвестирования, лизинга и др.). В ситуации бюджетного дефицита проводится большое число исследований,  так, только Российский фонд фундаментальных исследований выделил за время своего существования более 30 тысяч грантов, тогда как на создание производных от них технологий бюджетных денег катастрофически не хватает. Возникает закономерный вопрос: почему после завершения какогото очередного из этапов (от фундаментальных исследований до внедрения в производство) не происходит подключение внебюджетного финансирования? Ответом на него в какойто мере могут служить существующие, и до сих пор до конца не решенные проблемы, сложившиеся в стране вокруг правового регулирования отношений с интеллектуальной собственностью. Если основной объект бизнеса находится непонятно в чьей собственности, ни один здравомыслящий инвестор никогда не примет на себя таких рисков. Однако и в этой сфере появились некоторые радужные надежды. В феврале 2004 года на заседании Совета безопасности Президент РФ высказался в пользу передачи прав на созданную с участием государства интеллектуальную собственность ее разработчикам, а также за стимулирование развития венчурного капитала и других видов частных инвестиций в промышленность.

Но, несмотря на то, что именно в данной сфере можно было бы ожидать высокорентабельного использования научнотехнического потенциала страны, нельзя не заметить, что даже совокупная общенациональная доля России на рынке наукоемких технологий является чрезвычайно низкой.

В связи с выше сказанным проблемы экономического развития России в ближайшие годы будут определяться ее способностью к привлечению ресурсов для ускоренного роста. Поэтому привлечение инвестиций в инновационный сектор отечественной экономики рассматривается Правительством Российской Федерации в качестве важнейшего источника для создания отечественной конкурентоспособной технической базы производства.

Венчурная индустрия

По мнению специалистов, задача удвоения ВВП может рассматриваться только как задача–минимум с учетом того, что удвоение при интенсивном сценарии развития экономики России должно происходить в основном (не менее чем на 80%) за счет прироста наукоемкого производства, а не «экономики трубы». Поэтому темпы экономического и социального развития государства должны определяться развитием науки, образования, а также стимулированием перетока трудовых ресурсов в наукоемкие отрасли экономики. И здесь важнейшей задачей развития этих отраслей является создание эффективной системы венчурного финансирования. Ведь именно от ее наличия будет зависеть успешная работа механизма инноваций, отвечающего за превращение результатов научных исследований в коммерчески выгодный, т.е. востребованный рынком продукт. Для потенциальных инвесторов здесь открываются прекрасные возможности приложения капиталов, тем более что государство твердо декларирует намерение уделять развитию венчурной индустрии самое пристальное внимание.

В России венчурная индустрия зародилась не в результате частной инициативы отечественных «ангелов бизнеса» или национальных финансовых институтов, а была привнесена «варягами» с целью ускорить процесс перехода страны к рыночной экономике. В июле 1993 года правительствами стран «большой семерки» и Европейским Союзом было принято Соглашение о поддержке приватизированных российских предприятий по государственной программе массовой приватизации.

По прошествии 10 лет основными венчурными «игроками» в России попрежнему остаются иностранные инвесторы. Процесс формирования российских венчурных фондов с участием национального капитала идет медленно. По оценкам независимых экспертов, доля российского капитала в данном бизнесе попрежнему не превышает 1,5%. Для сравнения: по статистике Европейской ассоциации прямого инвестирования и венчурного капитала (EVCA) больше половины средств венчурных фондов и компаний в Европе приходится на внутренние источники  национальный капитал.

Однако, возможно, 2003  2004 годы станут переломными с этой точки зрения: именно в это время крупным российским бизнесом было создано сразу несколько венчурных структур, нацеленных на инвестирование в высокотехнологичные компании на ранних стадиях.

Инвестиции

На сегодняшний момент в России действует более 40 финансовых институтов, осуществляющих прямые и венчурные инвестиции. Общий объем ресурсов, который может быть инвестирован в российские проекты, составляет чуть более $3 млрд. Согласно результатам различных исследований и экспертных оценок, общий объем совершенных венчурных инвестиций на протяжении 19942001 годов составляет свыше $1,5 млрд. более чем в 250 средних и малых компаний. Объем точно установленных совершенных инвестиций, подтвержденных независимыми источниками, составил более $580 млн.

Распределение венчурных инвестиций по секторам экономики неравномерно. Абсолютным лидером выступает пищевая промышленность и сельское хозяйство, высокий приоритет имеют такие сферы, как интернет и телекоммуникации, а далее по нисходящей следуют: фармакология и биотехнологии, товары народного потребления и стройматериалы.

Основываясь на «волновой» теории развития венчурного предпринимательства, многие эксперты полагают, что на данный момент Россия и российский венчурный бизнес находятся на самой «высшей точке» и именно 2004, а возможно и 2005 годы станут «прорывными» особенно для компаний, действующих в сфере мобильной связи и беспроводных технологий, однако это только предположение. Бум «мобильности» может оказаться очередным «мыльным пузырем», как в свое время им оказался «биотехнологический» бум.

Повышение коммерческой привлекательности и увеличение объема прямых вложений в экономику неразрывно связано со снижением инвестиционных рисков, что, в свою очередь, напрямую зависит от наличия адекватной инфраструктуры, которая при стремлении к эффективности для потребителя всегда должна быть адресной и определяться исключительно запросами бизнеса.

Неразвитость финансовой инфраструктуры приводит к разрыву инновационной цепочки «идея  технология  промышленное производство», что не позволяет обеспечить необходимый поток интересных предложений для коммерческих инвестиций на стадии перехода от исследований и разработок к рыночному продукту.

На сегодняшний день задачи стартового финансирования в научнотехнической сфере решают (далеко не в полной мере) два федеральных фонда: Российский фонд технологического развития и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере. К сожалению, недостаток финансовых и организационных возможностей (всего два фонда на Россию явно недостаточно) и нормативноправовые ограничения при использовании их средств позволяют лишь в малой степени решить вопросы стартового финансирования компаний инновационной сферы.

Инфраструктура

В последнее время начали оформляться четкие элементы инфраструктуры поддержки венчурного предпринимательства. К ним можно отнести Коучингцентры по венчурному предпринимательству. Задачей Коучингцентров по венчурному предпринимательству является оказание поддержки, консультирования и тренинга специалистов как для венчурных фондов, так и для инновационных компаний.

Создание двух пилотных Коучингцентров в рамках Генерального соглашения между РАВИ и Аппаратами Представительств Президента в СевероЗападном и Приволжском Федеральных округах близится к завершению. Постепенно будут созданы подобные Центры в остальных ФО.

Таким образом, в настоящий момент формируется комплексная многоуровневая коучингсистема, нацеленная на вовлечение, подготовку и эффективное взаимодействие основных субъектов венчурного предпринимательства, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Другим элементом инфраструктуры является Российская Венчурная Ярмарка, получившая свое развитие с 2000 года. Ярмарка своего рода коммуникативная площадка, на которой технологические компании из различных регионов России, прошедшие тщательный отбор и специальную подготовку, представляют свой бизнес венчурным инвесторам. Последние, в свою очередь, оценивают представляемые бизнесы с точки зрения вложения инвестиций, а именно  качество менеджмента, перспективность технологий, коммерческую жизнеспособность и потенциал роста того или иного бизнеса. Многие эксперты полагают, что российский венчурный бизнес находятся на самой «высшей точке» и именно 2004, а возможно и 2005 годы станут «прорывными»

наверх