Глубина вопроса
Александр Ершов Ректор Мурманского государственного технического университета
В последнее время возросло влияние Мирового океана на развитие страны и потребность защиты ее национальных интересов во всех отраслях. В частности, в рыбохозяйственной отрасли, которая до сих пор играет существенную роль в экономике РФ. Рыбная отрасль относится к основным источникам обеспечения россиян пищевыми продуктами. Свертывание промысла в экономических зонах иностранных государств и открытых районах Мирового океана, и почти окончательная передислокация промыслового флота в исключительную зону РФ, практически полное прекращение рыболовства в открытых частях океана приводит к отстранению нашей страны от участия в распределении сфер влияния и освоении перспективных районов Мирового океана. Одним из способов решения проблемы должна стать качественная подготовка морских специалистов. С изменением политического и экономического устройства государства, изменились системы и условия обучения кадров. Подготовка инженеров для данной отрасли имеет не только много особенностей, но она еще и затратна. Без государственной поддержки трудно подготовить, например, штурмана-судоводителя, соответствующего требованиям мировых стандартов. Рассмотрим подробнее подготовку специалистов для рыбохозяйственной отрасли, на примере подготовки морских специалистов.
Задачи кадрового обеспечения
Одним из важнейших способов реализации национальной морской политики является кадровое обеспечение, к задачам которого относятся:
¤ сохранение и развитие структуры образования со специализацией на все виды морской деятельности;
¤ обеспечение государственной поддержки в содержании и эксплуатации учебных судов, материально-технической базы образовательных учреждений морского профиля.
В развитии Морской доктрины принята Федеральная целевая программа «Мировой океан», которая призвана активизировать деятельность России в соответствии с целями и задачами ее развития в Мировом океане. В числе прочих задач:
¤ систематическое рациональное обновление рыбопромыслового флота;
¤ расширение масштабов исследований и возвращение к промыслу в открытой части Мирового океана. Другими словами, в ближайшее время мы должны построить новый современный рыбопромысловый флот для освоения водных биологических ресурсов открытых районов. Задачи, сформулированные в Морской доктрине и программе «Мировой океан», напрямую касаются Кольского региона, в котором рыбная отрасль была, остается, и будет оставаться приоритетной. К сожалению, программа не охватывает всех проблем развития морской деятельности, включая вопросы подготовки кадров и т.д. Тем не менее, без кадрового обеспечения решить поставленные задачи не представляется возможным.
Проблемы подготовки специалистов
Выполнение требований государственных стандартов и международной морской организации, особенно к практической подготовке курсантов осложняется следующими обстоятельствами:
¤ расширением требуемого круга практических навыков (работа в многоязычном экипаже, внесение в обязательные квалификационные требования противопожарной, медицинской и других видов специальной подготовки);
¤ ускорением прогресса в разработке и внедрении новых технологий, несомненно, необходимых выпускнику;
¤ резким сокращением учебных и учебно-производственных судов в России и отсутствием перспективы их пополнения;
¤ отсутствием требований к рыбопромысловым компаниям по подготовке практикантов на судах;
¤ отсутствием национальной системы стандартов качества подготовки моряков, включающей внутренний и внешний аудит и систему реагирования на сообщения о несоответствиях;
¤ переход от демонстрации обучаемым «понимания» и «знания» к демонстрации «умения» и «навыков»;
¤ наличие у преподавателей выпускающих кафедр действующих морских дипломов;
¤ наличие у обучающегося определенного уровня практической подготовки на действующем судне, подтвержденного судоходной компанией.
Выполнение указанных требований подразумевает наличие в учебном заведении большого объема лабораторного и тренажерного оборудования и его постоянное обновление. Ежегодно ВУЗ тратит на обновление тренажерной базы примерно от 1 до 3 и более миллионов рублей.
Важным вопросом является практическая подготовка будущих моряков на судах. Без набора необходимого плавательного ценза выпускник морского учебного заведения, в принципе, не может получить и учебный диплом. На свою первую самостоятельную производственную плавательную практику курсант может пойти только матросом (мотористом, электриком) второго класса, и то только при условии, что первую практику он прошел в составе учебной группы на учебном судне. В настоящее время флот не заинтересован принимать рядовой состав такого профессионального уровня подготовки. Выходом из данной ситуации является создание в регионах, где находятся морские учебные заведения отряда рыбопромысловых судов. Эти суда должны быть наделены соответствующими квотами.
Таким образом, задача формирования и выполнения требований к подготовке командного состава морских судов не может быть решена только силами морских учебных заведений это не частная, а общенациональная задача, которая может быть успешно реализована только на основе взаимодействия всех заинтересованных ведомств и организаций.
Совершенствование системы
Высокий уровень организации образовательного процесса на морских факультетах Университета, их материально-техническая база, профессорско-преподавательский состав признаны соответствующими требованиям Национального Государственного Образовательного стандарта высшего образования и Международных конвенций. Кроме этого, разработки образовательных программ и предоставления услуг в области профессионального образования для специалистов водного транспорта признаны соответствующими уровню требований Международных конвенций и требований Морской Администрации Российской Федерации (в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000).
Дальнейшее совершенствование системы морского образования предполагает, прежде всего, повышение его качества. Для этого необходимо чтобы образование было непрерывным, т.е. обеспечить постоянное его повышение, а также гармоничное сочетание теоретического обучения с практической работой. Для этого в числе первоочередных задач следует предусмотреть следующее:
¤ создание учебных (университетских) комплексов ;
¤ обеспечение морских учебных заведений всеми видами тренажеров, подготовка на которых предусмотрена международными конвенциями;
¤ разработку и внедрение в морских учебных заведениях Международного стандарта качества;
¤ проведение сертификации учебных заведений в рамках Международной системы качества;
¤ проведение обязательной периодической переподготовки командного состава морских судов в учебных заведениях по утвержденным программам;
¤ сосредоточить договорную подготовку, с выдачей соответствующих сертификатов, в учебно-тренажерных центрах при государственных учебных заведениях;
¤ для обеспечения качественного прохождения плавательной практики создать Бассейновые отряды учебных судов, обеспеченных годовой квотой и командным составом персонально несущим ответственность за качество практической подготовки курсантов морских учебных заведений;
¤ создание налоговых льгот и льгот по портовым сборам для судов, имеющих практикантов на борту (компенсируя потери за счет судов, не имеющих практикантов);
¤ учет требований по подготовке практикантов на судах при освидетельствовании судоходных и рыбопромысловых компаний и судов на соответствие требованиям;
Таким образом, без вмешательства и реальной помощи соответствующих отраслей, решить задачу качественной подготовки морских специалистов в рамках только Федерального агентства по образованию проблематично.
Нерешенные вопросы
Однако существуют и глобальные проблемы. Недостаточно проработано юридическое взаимодействие высшей школы и научных организаций. Это затрудняет решение таких вопросов как, безвозмездная передача во временное пользование учебному подразделению площадей, оборудования, учебных тренажеров и т.д., находящихся в собственности научных учреждений. Для филиалов, реализующих подготовку специалистов по программам высшего профессионального образования совместно с базовым вузом по системе, которую можно условно назвать физико-технической, открытие новых специальностей стало практически невозможным. Так как, вышло постановление Минобрнауки РФ, не разрешающее ректорам вузов лицензировать новые направления высшего и среднего профессионального образования в филиалах институтов до аккредитации этих направлениях в базовых вузах. Также, филиалам, созданным на базе научных центров РАН, существенно сложнее привлекать к преподаванию специалистов высшей квалификации, так как, они вынуждены предлагать им условия работы на неполной ставке. (указ Минобрнауки РФ касающийся показателя «процент штатных преподавателей работающих в вузе на полную ставку»).
Решение этих вопросов может значительно упростить дальнейшую работу. Что же касается подходов интеграции вузовских и научных структур на федеральном уровне, представляется логичной, в дальнейшем, масштабная углубленная интеграция без изменения статуса РАН и высшего образования, что в определенной мере, может соответствует сегодняшнему положению, когда ряд руководителей крупнейших вузов страны и сотрудников профессорско-преподавательского состава являются одновременно членами РАН.
Международное сотрудничество
При подготовке специалистов в Университете придается большое значение международному сотрудничеству, способствующему обучению качественных инженерных кадров. Основными направлениями сотрудничества являются:
¤ создание международных совместных научно-образовательных структур на базе вузов;
¤ организация обучения, повышения квалификации, переподготовки научно-педагогического состава, аспирантов и студентов университетов за рубежом;
¤ обмен студентами, преподавателями и научными сотрудниками.
В настоящее время в рамках 25 соглашений о сотрудничестве с Университетами ряда европейских стран, в МГТУ реализуются более 30 международных проектов. Среди них:
¤ развитие системы образовательных Интернет-ресурсов в Баренцевом евро-арктическом регионе;
¤ создание единой сети Университетов Севера, развитие студенческого самоуправления, разработка маркетинговой системы продвижения северного технического образования,
¤ содействие малому и среднему инновационному предпринимательству в Балтийском регионе;
¤ проведение курсов переобучения демобилизованных офицеров и офицеров, увольняемых в запас, и многие другие.
В будущем году международное сотрудничество в МГТУ будет развиваться в направлениях, связанных, в том числе, и с привлечением финансовых ресурсов в инновационные разработки МГТУ, присоединением России к Болонской декларации, расширением информационной инфраструктуры МГТУ и технологиями дистанционного обучения, оставаясь на принципах открытости, мобильности, гибкости и системности.
ВУЗ и регион
Мурманская область находится в секторе стратегических интересов России. Это связано с ее географическим положением, минерально-сырьевыми ресурсами, военным потенциалом. Экономическую ситуацию в области во многом определяли и будут определять базовые отраслевые комплексы: топливно-энергетический, транспортно-коммуникационный, рыбопромышленный. В настоящее время активнее стал использоваться научный потенциал региона в интересах научно-технического обеспечения базовых отраслей экономики, внедрения новых технологий и развития системы высшего образования.
Мурманский государственный технический университет является единственным техническим ВУЗом в Мурманской области. Поэтому, наряду с подготовкой морских специалистов, перед ВУЗом стоит задача подготовки квалифицированных инженеров для всех отраслей промышленности региона. Специалистов для экономики региона в доперестроечное время в основном готовили ВУЗы Москвы и Ленинграда. С изменением политического и экономического устройства государства, изменились и системы подготовки кадров. Во первых, несмотря на богатейшие природные ресурсы, климатические условия проживания на Кольском полуострове гораздо хуже, чем в большинстве регионов России. Во вторых, средняя заработная плата в регионе гораздо ниже, чем таковая в Москве или Санкт Петербурге. В третьих, большинство родителей либо не имеют возможности обучать студентов в столичных вузах, либо просто боятся их туда направлять. Таким образом, сложились условия, при которых, если не принять адекватных мер, развивающаяся экономика региона может остаться без кадрового обеспечения. Поэтому в девяностые годы прошлого столетия университет, наряду с развитием рыбохозяйственных специальностей, стал вести подготовку и по другим специальностям, необходимым для региона. Отраслевая принадлежность не лишила развития другие направления образования в университете.
Научные исследования в вуза также имеют отраслевую и региональную направленность. В последние годы активизировались работы по созданию инновационных технологий, используя фундаментальные и прикладные исследования, проводимые в университете. Ученые университета проводят исследования экономической ситуации в регионе, делают прогнозы, где в ближайшем будущем смогут найти применение знаниям, умениям и компетенции, полученной во время учебы в Мурманском государственном техническом университете, наши выпускники.
Май 2005 г.