Понедельник, 28 марта 2011 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги






















Реальные цели

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко ответил на вопросы о проблемах российской школы

Компьютеризация и техническое оснащение школ – одна из приоритетных составляющих национального проекта «Образование». Каким образом планируется ее поддержание в ближайшее время, и каково ваше личное отношение к данной проблеме?
Действительно, информатизация образования является одной из основных составляющих приоритетного национального проекта «Образование», что включает в себя оснащение образовательных учреждений современной техникой и информационными ресурсами. Реальная цель, стоящая перед Министерством образования в течение ближайших двух лет, – осуществить подключение всех российских школ к широкополосному Интернету. Приоритетными в этой области являются регионы, наиболее удаленные от центра страны (такие как, например, Дальний Восток и северные районы РФ), таким образом, будет осуществляться компенсация и некоторым образом сглаживаться их оторванность от центра страны. Но необходимо также учитывать, что поголовная компьютеризация несет в себе определенные риски – как физиологические, медицинские, так и психологические. Постоянное «просиживание» детей за компьютером не способствует, а скорее вредит их физическому развитию, у детей младшего возраста, дошкольников в результате замедляется развитие мелкой моторики и, следовательно, замедляется и развитие в целом. Наличие техники в школах должно непременно дополняться и другими учебными средствами, учебниками и т.п. В то же время компьютер в школе не должен превращаться в «печатную машинку», выполняющую исключительно функции перепечатки или чтения текстов, а должен выполнять свои функции как средство обучения.

Каким образом решается давно заявленная проблема тяжести школьного ранца? Рекомендации по весу в зависимости от возраста ученика давно введены и озвучены, но выполняются ли они?
Рекомендации врачей и Министерства образования существуют довольно давно, и сейчас, постепенно, они начинают выполняться. По крайней мере, в Москве для решения данной проблемы было сделано следующее: учебники теперь разбиты по четвертям, соответственно они на порядок меньше весят. Но с регионами дело обстоит намного хуже. Нормативы и рекомендации могут быть введены и здесь, а вот позволить себе закупку таких учебников могут не все. К сожалению, Министерство образования не может влиять на стоимость бумаги и полиграфии для новых учебников в той же мере, как на их содержание.

Уже не первый год «Московский комсомолец» и Московский государственный университет проводят совместную научную олимпиаду для школьников. Каково ваше отношение к подобной практике и школьным олимпиадам?
Подобные акции, несомненно, являются большим плюсом. Олимпиады и творческие конкурсы в нашей стране имеют давнюю историю и на новом этапе развития системы образования не должны потерять своей значимости. Расширение олимпиадного движения должно постепенно обрести всероссийский, официальный статус. Творческие конкурсы и олимпиады должны будут учитываться при сдаче единого государственного экзамена, а в ряде случаев и давать возможность поступать в высшие учебные заведения вне конкурса, без экзаменов. Но соглашусь с опасениями, высказываемыми организаторами олимпиад, что эти конкурсы могут превратиться в профанацию, стать формальностью, а не реальным творческим конкурсом. Не допустить подобного сценария – одна из основных задач этой сферы.
В последнее время в городах России, а особенно в Москве, наблюдается массовый отток школьников в экстернат, каково ваше личное отношение к этому вопросу?
Экстернат в последнее время становится явлением массовым, что связано с подготовкой школьников к поступлению в вузы. Подобная практика     вполне допустима в ряде исключительных случаев, таких как болезнь и трудности в процессе социализации конкретного ученика. Но в целом подобная практика вредна как для школы, так и для самих детей, а тем более – когда она носит такой массовый характер. Образовательные технологии в современной России носят коллективный характер. Обучение должно идти в коллективе и способствовать социализации и вхождению человека в общество. В связи с введением новой схемы финансирования образовательных учреждений возникает вопросы: какова величина норматива на финансирование одного ученика и каким образом будет осуществляться просчет нормативов, при помощи каких методик?
Методики просчета, конечно, существуют, но они в то же время широко варьируются в зависимости от ряда особенностей конкретной школы: тип школы (общеобразовательная, коррекционная, школа для одаренных детей), место расположения школы и т.д. Но приходится признать, что в полной мере переход на нормативное финансирование еще нигде не выполняется. Сегодняшнее финансирование школ отстает от нормативов на 30-40%, а в вузах этот разрыв еще сильнее. Таким образом, государственного финансирования для образовательных учреждений нашей страны всегда не хватает. Принципиально важным в разрешении этого вопроса становится следующий шаг: доведение нормативов финансирования до разумных, реальных пределов. В течение ближайшего года основной целью работы в данном направлении становится доведение финансирования образования до обоснованных нормативов и соответствие им. Не стоит, конечно, полагать, что за один год мы сможем увеличить финансирование образовательных учреждений в несколько раз, но работа в этом направлении будет продолжаться.
С сентября 2006 года в нескольких регионах России (Калужская, Белгородская, Владимирская области) началось преподавание нового курса «Основы православной культуры». Каково ваше мнение о необходимости введения данного предмета?
Министерство образования и я лично придерживаемся мнения, что российские школьники, несомненно, должны знать не только историю родной страны, но и историю собственной культуры и основной религии нашей страны. Рассматривая программу, учебные материалы и литературу курса можно сказать, что вопрос религий освещается в полной мере и весьма разносторонне. Таким образом, споры ведутся в основном вокруг названия, не учитывая полностью содержания курса.
В то же время преподавание данного курса должно осуществляться исключительно на светской основе, как культурологической дисциплины и проходить в рамках регионального компонента. Изучение истории религий и культур должно рассматривать все существующие религии и культуры, не делая особого акцента ни на одной из них. При этом подобный курс должен иметь статус обязательной, а не факультативной дисциплины.
В связи с таким сильным общественным резонансом Министерством образования был направлен запрос в Общественную палату на рассмотрение и оценку вопросов, возникших из-за введения курса. Но при этом подчеркивается, что окончательное решение не должно быть чиновничьим, оно должно быть принято общественностью.

Что ждет школу в наступившем учебном году?
Конечно, хочется сказать, что только хорошее. Никаких революционных или кардинальных изменений в этом году не предполагается. Среди основных преобразований, намеченных на следующий, год выделяются дальнейший переход на нормативное (подушевое) финансирование и изменение в оплате труда работников сферы образования.
Новым шагом в реформировании оплаты труда учителей является уход от единой тарифной сетки, что в конечном итоге должно привести к реальному увеличению заработной платы в среднем в два раза (на 50-60%). В течение последних пяти лет средняя заработная плата учителей увеличилась в 5-6 раз, но ощутимого увеличения не чувствуется не только по причине инфляции, не изменилось и качество преподавания. Сейчас средняя заработная плата учителя составляет 4-6 тысяч рублей, что для регионов является вполне адекватным и даже высоким уровнем оплаты труда. Поэтому не стоит подходить с московскими мерками к оценке зарплаты по всей России. Определение нормативов оплаты труда в регионах находится в компетенции этих регионов и муниципалитетов, и решения по данному вопросу принимаются исключительно на региональном уровне.
На самом деле заработная плата учителей некоторых школ на порядок выше средней, и достигает 10-15 тысяч рублей. После перехода к новой форме расчета заработной платы реальная и, что также важно, легальная заработная плата лучших учителей будет достигать 20-30 тысяч рублей. Но при этом должна произойти перестройка системы, в результате в школе должны будут остаться те учителя, которые действительно необходимы школе.
Еще одним важным моментом в этой связи является постепенное предоставление автономии в образовании как школе, так и профессиональным и высшим учебным заведениям. Согласно принятому закону «об автономных учреждениях», учебным заведениям на добровольной основе предоставляется дополнительная возможность автономии. В существующем виде закон не несет в себе риска приватизации, которого так боялись его противники. Сейчас многие учебные заведения готовы перейти на новую форму организации. Конечно, в первую очередь закон должен коснуться систем профессионального образования (как среднеспециального, так и высшего) и только очень не скоро – общеобразовательных школ. Не секрет, что во многих вузах сейчас процент внебюджетного финансирования на порядок выше бюджетного. Поэтому и затронет данный закон в первую очередь только те учебные заведения, где высок процент внебюджетного финансирования, а это в первую очередь высшие учебные заведения.

наверх