«Большой педсовет» в сентябре
Егор Жуков
Развитие образования в России, безусловно, должно быть согласовано с процессами, происходящими в Европе. В совместном заявлении 29 министров образования европейских стран, сделанном в 1999 году на совещании в итальянском городе Болонья, записано, что в течение первого десятилетия нового тысячелетия в Европе будет создано единое образовательное пространство. Ясно, что и российские реформы в высшем образовании необходимо соотносить с тем, что происходит в Европе. Именно эта внешняя среда во многом будет определять новые специальности и направления, не без ее влияния принимались решения и о новой системе финансирования государством высшей школы. Впрочем есть ряд вопросов, обсуждение которых до сих пор вызывает горячие споры в образовательной среде.
Государство собирается финансировать обучение студентов в высших учебных заведениях в зависимости от результатов сдачи ими единого государственного экзамена. Экономисты рассчитывают, что эта мера сделает высшее образование доступным для талантливых детей из глубинки и повысит конкуренцию между вузами. Было предложено ввести более гибкую систему финансирования вузов, при которой студент платит за учебу тем ниже, чем выше его результаты на едином государственном экзамене (разумеется, здесь основную роль будут играть результаты ЕГЭ по профильным дисциплинам, представленные для поступления на ту или иную специальность). Набравшие же, например, более 70 процентов баллов должны учиться бесплатно. Такая система стимулирует молодых людей хорошо учиться в школе и добросовестно готовиться к экзаменам. В основе идеологии ГИФО лежит принцип нормативного финансирования образовательных учреждений, закрепленный в Законе «Об образовании». Государство финансирует не учреждения, а объем и качество услуг, которые они оказывают. ГИФО это фактически бюджетные деньги, которые абитуриенты приносят в вузы. Чем выше категории ГИФО зачисленных студентов, тем больше средств вузы получат от государства. Таким образом, вузы, оказывающие услуги лучшего качества и в большем объеме, получат больше денег.
Группа под руководством помощника президента Игоря Шувалова подготовила поправки к закону об образовании, которые радикально меняют механизм финансирования вузов и отбора ими абитуриентов. Выпускники средних школ будут получать государственные именные финансовые обязательства (ГИФО) по результатам сдачи единого госэкзамена (ЕГЭ). «Чем выше результаты, показанные гражданином при сдаче ЕГЭ, тем выше категория ГИФО и, соответственно, размер финансового обеспечения (обязательства)», говорится в концепции законопроекта, находящейся в распоряжении «Ведомостей».
Законопроект предполагает, что абитуриент сможет отнести ГИФО в выбранный им вуз. При этом не менее 50% принимаемых ежегодно студентов вуз должен обучать без доплаты с их стороны. Вузы, как и остальные бюджетные учреждения, финансируются по смете. Ее утверждают органы образования в соответствии с госзаданием на подготовку определенного числа специалистов и нормативами финансирования в расчете на одного учащегося. В 2004 г. федеральный бюджет потратит на высшее образование 68,3 млрд. рублей.
С 2002 г. правительство проводило эксперимент по введению ГИФО в шести вузах Якутии, Чувашии и Марий Эл. В прошлом году за студента, получившего ГИФО первой категории, государство платило вузам 12 500 руб., второй категории 7200 руб., а последней, пятой, 700 руб. Разницу между государственной субсидией и стоимостью образования в выбранному вузе студент оплачивает самостоятельно. В 2003 г. 39% экспериментальных первокурсников получили ГИФО 1 2й категорий, а 43% 3й категории. Практически всем студентам с ГИФО 1 2й категорий и 20% студентов с ГИФО 3й категории не придется платить за обучение. По плану ликвидированного месяц назад Министерства образования в 2004 г. количество категорий ГИФО должно быть сокращено до трех, а стоимость высшей категории повышена до 19000 руб. Стоимость категории рассчитывается так, чтобы расходы бюджета на образование остались на нынешнем уровне.
Новая схема финансирования сделает высшее образование более доступным для способных выпускников, которые не в состоянии оплачивать свое обучение. «ГИФО правильный механизм, так как выпускники станут свободнее в выборе вуза, а поскольку в одно заведение придет больше студентов, а в другое меньше, конкуренция между заведениями резко усилится», считает профессор Российской экономической школы Константин Сонин. Вузы смогут увеличивать прием на пользующиеся спросом специальности, добавляет проректор Высшей школы экономики Борис Рудник. ГИФО сделает вузы более восприимчивыми к требованиям рынка труда, полагает ректор Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. Сонин уверен, что в выигрыше окажутся ведущие вузы, популярные у абитуриентов, а по словам Ярослава Кузьминова, система ГИФО, разработана с выгодой для хороших вузов и против слабых вузов. Это еще один шаг от плановораспределительной системы госзаказа к рыночной.
Но ректоры некоторых престижных столичных вузов не хотят набирать студентов по результатам госэкзамена. Неоднократно высказывался против новой системы ректор Московского государственного госуниверситета Виктор Садовничий, который не хочет принимать студентов по результатам ЕГЭ, отстаивая свое право на «индивидуальный отбор». Доступность для региональных абитуриентов МГУ повысит, увеличив прием студентов по результатам областных олимпиад, заявил Садовничий. Такую позицию ведущих вузов один из участников дискуссии у Шувалова объясняет тем, что преподаватели будут вынуждены отказаться от коррупционных поборов с абитуриентов. Сотрудник МГТУ им. Баумана возражает, что «коррупция просто переместится на уровень организации ЕГЭ».
Решение о дальнейшей судьбе эксперимента с единым экзаменом и ГИФО будет принимать новый министр образования и науки. Чтобы новая финансовая схема заработала, его ведомству надо внести поправки к закону об образовании, которые обяжут вузы принимать студентов по итогам госэкзамена. Как сообщил корреспонденту журнала Андрей Фурсенко, «большой педсовет», на котором будут затронуты ключевые вопросы образования, намечен на сентябрь 2004 года. Очевидно, тогда и выяснится дальнейшая судьба этих важнейших составляющих процесса модернизации образования в России. Министр сообщил также, что перед этим он намерен совершить ряд поездок по регионам, для проведения встреч с представителями крупнейших вузов страны. На этих встречах конечно и будет формироваться его мнение в пользу принятия того или иного решения. Пока же создается впечатление, что мощное лобби, состоящее в основном из руководителей ряда ведущих вузов страны во главе с ректором Московского государственного госуниверситета Виктором Садовничим, заставило реформаторов в правительстве и президентской администрации вести поиск некоего компромисса, который устроит и ту, и другую сторону. Во всяком случае, по мнению Андрея Фурсенко, Государственные именные финансовые обязательства на сегодня уже не единственный способ финансирования студента. Могут быть и кредиты, и оплата со стороны работодателя, и участие в процессе финансирования физических лиц. Впрочем, мнение нового министра, безусловно, находится в рамках предложенной ранее программы модернизации российского образования.