Понедельник, 28 марта 2011 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги






















Кадровый дефицит на Северном Кавказе

Ирина Горлова Ректор Краснодарского государственного университета культуры и искусств

История вопроса

Сегодня на юге России имеются все предпосылки и реальные условия, отвечающие системообразующим требованиям построения единого образовательного пространства, проведения серьезной кадровой политики в отрасли культуры региона, создания функционирующего рынка труда.

Вопервых, регион обладает мощной инфраструктурой отрасли (основным потребителем выпускников учебных заведений Министерства культуры (МК)), в которой представлены практически все направления профессионального искусства, художественного творчества и культурнодосуговой деятельности.

Вовторых, регион обладает достаточной образовательной отраслевой инфраструктурой, инфраструктурой учреждений повышения квалификации и переподготовки, которые по качественным и количественным характеристикам

выпускаемых специалистов, по номенклатуре специальностей во многом могут удовлетворить потребности учреждений отрасли культуры и смежных отраслей в квалифицированных кадрах.

В первой половине девяностых годов в России произошли значительные количественные изменения в сети учреждений культуры. Несмотря на то, что в отрасли культуры Южного Федерального округа эти процессы протекали менее болезненно и с меньшими потерями, чем в целом в России, количественные характеристики сети уменьшились.

Численный состав работников отрасли сократился в основном за счет работников культуры ведомственных учреждений, кадровый состав учреждений системы МК большей частью сохранился.

Во второй половине девяностых годов в Южном Федеральном округе ситуация в целом стабилизировалась. Количество учреждений перестало сокращаться, новые учреждения появляются крайне редко и "ситуативно". В тоже время в государственной сети наметился рост численного состава работников в связи с расширением номенклатуры и объёмов, в первую очередь, платных услуг.

Тенденции в количественном и структурном изменении сети учебных заведений МК РФ, в течение этого же периода, по сравнению с изменениями в отрасли культуры носили диаметрально противоположный характер. Сеть государственных учебных заведений культурологического профиля не только не уменьшилась, но увеличилась. Эти процессы тоже характерны для России в целом. В стране открылся целый ряд государственных вузов культуры и искусств, некоторые вузы повысили свой аккредитационный статус, на базе средних специальных учебных заведений ряд субъектов Федерации и муниципальных органов власти открыли вузы, находящиеся в их подчинении. Открываются новые специальности и специализации, увеличился контингент обучающихся, появились учебные заведения различных форм собственности. В вузах системы Министерства образования на Северном Кавказе начали открываться факультеты, отделения, специализации культурологического профиля, например, на филологическом факультете Ставропольского государственного университета открылась библиотечная специализация, в адыгейском Государственном университете   институт искусств. Крупные вузы культуры и искусства начали открывать свои филиалы в регионах (В Ростове   филиал СанктПетербургского университета культуры и искусств).

Процесс воспроизводства

Анализ показывает, что в целом при сравнительно высоких количественных характеристиках северокавказского образовательного пространства, при постоянном росте количества выпускников многие механизмы, которые должны обеспечивать его нормальное функционирование   процесс воспроизводства специалистов   не дают должного эффекта. Отрасль культуры, практически во всех субъектах Южного Федерального округа испытывает постоянный дефицит в квалифицированных кадрах. Более того, в некоторых субъектах Федерации Северного Кавказа он увеличивается. Статистика последних лет фиксирует устойчивый отток из учреждений отрасли культуры края, в первую очередь, молодых, наиболее квалифицированных, талантливых специалистов   тех, кто в силу своих способностей и образования способен реализовать себя в других отраслях деятельности. На уровень дефицита оказывает влияние и определенная структурная перестройка в отрасли культуры, появление новых видов (типов) учреждений культуры, появление учреждений культуры различных форм собственности.

В отрасли культуры появилась потребность в специалистах нового профиля, таких, как социальный психолог, педагогреабилитатор, менеджер социальнокультурной сферы, специалист в области маркетинга социальнокультурной сферы и других, необходимых отрасли при расширении номенклатуры и объёмов услуг в конкурентных условиях рыночной экономики. Кадровые проблемы сегодняшнего дня заключаются не только в недостаточной подготовке специалистов новых профессий. Не менее важно работников традиционных специальностей научить пользоваться новыми технологическими методами из области прикладной социологии, информатики и компьютерной техники, маркетинга и менеджмента, педагогике.

Естественно, в каждом регионе номенклатура востребованных специалистов различная. Например, в Адыгее ощущается постоянная нехватка инструментальных исполнителей с консерваторским образованием, режиссёров культурномассовых мероприятий, режиссёров театральных представлений с высшим образованием; в Ингушетии   вокалистов, хореографов, библиотечных работников; в Северной ОсетииАлании   балетмейстеровпостановщиков, хореографовпедагогов, театральных светотехников и т. д.

Среди факторов, формирующих дефицит, есть, так называемые, систематические (традиционные), уже "очевидные" и во многом понятные большинству специалистов, среди них:

¤ низкая закрепляемость молодых специалистов,

¤ активный переход наиболее квалифицированных кадров в другие смежные отрасли (во многом вызванные низким уровнем заработной платы, периодическими задержками заработной платы и выплат льгот в сельской местности, невозможностью получения семейного жилья и т.д.). Разумеется, не все эти негативные факторы появились сегодня, как склонны утверждать некоторые специалисты практики. Они (эти условия и факторы) имеют достаточно глубокие корни. Часть из них обострились при переходе страны к рыночной экономике. Другая же их часть является порождением самой рыночной экономики, в силу отсутствия соответствующих экономических механизмов способствующих эффективному функционированию отрасли культуры в кардинально изменившихся условиях.

Отрасль стареет

Говоря о потребностях в квалифицированных кадрах нельзя не учитывать качественный состав работающих в отрасли. Тут показатели и по регионам и по различным группам специалистов самые различные. Процент специалистов с высшим образованием по отраслям и отдельным регионам колеблется от 52% до 18%. В целом самый обеспеченный практически по всем позициям регион   Краснодарский край, самая необеспеченная   республика Ингушетия.

Сегодня замещение штатных должностей осуществляется во многих случаях практиками или, в лучшем случае, специалистами со средним и среднеспециальным образованием. В Северной Осетии   Алании в профессиональном искусстве работают 43,8% практиков и специалистов без высшего образования, в социально культурной деятельностью занимаются 68, 5% специалистов, не имеющих высшего образования. По ряду регионов показатели значительно ниже. Похожая ситуация во многом характерна в целом и для Российской Федерации.

Социологические исследования в Краснодарском крае (опрошено 1475 работников культуры) показывают, что около половины (48,8 %) опрошенных считают, что уровень получаемых доходов совершенно не позволяет удовлетворять первичные потребности семьи, мало того, они не видят возможности, работая в отрасли, улучшить свое материальное положение. Особенно, это сказывается на таких подотраслях культуры, как библиотечное и клубное дело. Условия и организация труда в учреждениях культуры таковы, что 64 % опрошенных утверждают, что ни интенсификация труда, ни качество их работы не дают возможности и перспектив увеличения заработка. 26,7% работников культуры работают по совместительству. Однако эта цифра отражает скорее уровень имеющихся у работников отрасли возможности найти дополнительный заработок (учитывая существующую в сельской местности безработицу), чем реальную потребность трудоустройства.

80 % работников культуры в сельской местности, занимающихся подсобным хозяйством, считают, что без него они не могут выжить. Именно эта категория людей (от 45 лет и старше, с большим стажем работы в отрасли, имеющих жилье, подсобное хозяйство) менее всего подвержена перемене места работы. Происходит отток, как уже писалось, молодых, наиболее квалифицированных, талантливых специалистов. Происходит медленное, но последовательное старение кадров. В отрасли культуры такие качественные характеристики как возраст, стаж работы в учреждении культуры, уровень образования далеки от оптимальных величин и соотношений.

Рынок труда

Проблема дефицита кадров тесно связана с проблемой формирования эффективного отраслевого рынка труда, которая является очень сложной и требует многовекторных согласованных решений. Но, конкурентоспособного рынка труда в отрасли культуры практически нет. Общеизвестно, что рынок труда может эффективно функционировать при таких условиях как:

¤свободное передвижение рабочей силы, в том числе, и из региона в регион,

¤наличие действующей конкурентной среды,

¤формирование рыночной цены на рабочую силу,

¤возможность выбора специалистами наиболее приемлемых условий труда,

¤наличие баз данных для заключения контрактов между работодателями и потенциальными работниками.

К сожалению, большинство этих условий не работает в силу ряда причин и специфических особенностей отрасли культуры, и особенностями региона.

Сегодня согласно действующему законодательству о распределении полномочий между Центром и субъектами Федерации, между субъектами Федерации и органами муниципального самоуправления, функционирование рынка труда вменяется в компетенцию органов субфедерального и муниципального самоуправления. Понятно, что часть решений в этой области лежит в сфере компетенций региональных административных органов и учреждений культуры и соответствующих отраслевых учебных заведений, а другая часть наиболее важных решений, связанна с целевым финансированием, с разработкой общеотраслевой правовой и нормативной базы лежит на федеральных органах управления. Попытки субфедеральных и муниципальных органов управления и высших учебных заведений отрасли культуры сформировать свой внутрирегиональный эффективно действующий рынок труда не дают должного результата без соответствующей бюджетной и правовой поддержки и помощи со стороны федеральных органов управления.

Плохая идея

Нарастающий, хронический кадровый дефицит в отрасли культуры, неразвитость отраслевого рынка труда, скромное федеральное финансирование (всегда ниже нормы) порождают идеи, как в центре, так и на местах, о создании сети субфедеральных высших учебных заведений, которые, по мнению авторов этих идей, с одной стороны, решат проблему дефицита кадров, с другой, снимут острую проблему с созданием и функционированием отраслевого рынка труда. По нашему мнению, такие идеи не способствуют формированию оптимального образовательного пространства и являются контрпродуктивными в таком регионе, как Северный Кавказ в силу ряда объективных условий.

Вопервых, создание многочисленных отраслевых, небольших учебных заведений при отсутствии необходимого количества квалифицированных профессорскопреподавательских кадров разрушит не только сложившееся образовательное пространство Северного Кавказа, да, и в целом всего Южного Федерального округа, но и не позволит оптимально развивать его организационную и функциональную структуру.

Вовторых, многие субъекты Федерации Северного Кавказа являются дотационными и, естественно, они не смогут нормально финансировать деятельность своего регионального высшего учебного заведения.

Втретьих, создание и организация нормально функционирующего, даже небольшого по своим производственным возможностям, высшего культурологического учебного заведения с достаточно развитой инфраструктурой, потребуют значительных капитальных вложений и текущих затрат, которые не могут быть покрыты за счёт консолидированных бюджетов каждого субъекта Федерации Северокавказского региона. А это, в свою очередь, потребует от федерального бюджета значительно больших объёмов финансовых средств, чем на текущее финансирование и развитие сложившейся инфраструктуры образовательных учреждений отрасли Северного Кавказа.

Вчетвёртых, экономическая и управленческая практика показывает, что только достаточно мощные и развитые инфраструктуры (в нашем случае, крупные высшие образовательные учебные заведения отрасли культуры) сравнительно быстро, легко и с наименьшими затратами могут адаптироваться, развиваться и реструктурироваться в зависимости от изменяющихся потребностей в специалистах, необходимых учреждениям отрасли культуры и смежным отраслям.

Впятых. В каждом субъекте Федерации спрос на культурологические кадры, как правило, ограничен потребностями существующей инфраструктуры. Потребность в кадрах в небольших субъектах Федерации такова, что создание собственных баз подготовки специалистов высшей квалификации неэффективно.

Вшестых, учитывая, что Северный Кавказ является многонациональным, многоконфессиональным и полиэтничным регионом, создание субфедеральных, самостоятельных и в определённой мере регионально замкнутых на свои национальные территории высших учебных заведений культурологического профиля будут способствовать разрушению сложившегося культурного пространства и создадут определённые предпосылки для сепаратизма и разрушения формирующегося диалога культур.

Все эти аргументы и вполне понятные логические рассуждения дают, с нашей точки зрения, веские основания в пользу сохранения сложившегося образовательного пространства, где ключевую системообразующую роль играют крупные образовательные учебные заведения (университеты, консерватории, специализированные институты) со своими научнопедагогическими, искусствоведческими школами. При этом необходимо не только сохранить, но и усилить роль централизованного бюджетного финансирования, обеспечить образовательные учреждения и региональные отраслевые административные структуры управления необходимой правовой и нормативной базой.

Октябрь 2004 г.


наверх