Суббота, 26 марта 2011 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги






















Результат, востребованный рынком

Василий Петров Ректор Пермского государственного технического университета

Необходимо «опережающее сознание», которое должна сформировать система опережающего высшего образования, основанная на глубокой и органической интеграции с фундаментальной и прикладной наукой

Новые условия существования человечества в XXI веке настоятельно требуют скорейшего перехода к стратегии развития общества на основе широкомасштабного использования научных знаний и создаваемых на их базе высокоэффективных технологий. При этом приоритетное развитие должны получить фундаментальные знания о законах природы и общества, об основных свойствах информации и информационных процессов, выполняющие функцию катализатора практически всех направлений научно-технического, социально-экономического и интеллектуального прогресса общества.

Экономика знаний

«Экономика знаний», которая приходит на смену индустриальной и постиндустриальной эпохам, характеризуется опережающим ростом инвестиций в знания по сравнению с ростом инвестиций в основные фонды. В последние десять лет в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития рост инвестиций в знания составлял 3,4 %, а в основные фонды  2,2 %. Одним из приоритетов «экономики знаний» является прогресс наукоемких технологий, высочайшая степень использования в производстве последних достижений науки и техники. Причина внимания к научно-технической политике как к фактору развития кроется в первую очередь в его практической неисчерпаемости как ресурса экономического роста. Вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет, по разным оценкам, от 75 до 100 %. Таким образом, собственно фундаментальные и прикладные научные исследования должны рассматриваться в неразрывной связи с совершенствованием механизмов повышения их востребованности производством, развитием инфраструктуры научной и инновационной деятельности, подготовкой квалифицированных профессиональных кадров.

Сегодня общим для большинства стран является стремление к повышению эффективности государственных и региональных инновационных систем путем совершенствования взаимодействия между органами власти, производственными структурами, финансовыми организациями, элементами инновационной инфраструктуры, высшими учебными и научными учреждениями. В России элементы рыночной инфраструктуры инновационной сферы сложились в первую очередь на базе крупных технических университетов, которые, в дополнение к своей традиционной роли в образовании и научных исследованиях, должны реализовывать «третью миссию»  стимулирование распространения знаний и технологий. Причем не только вновь создаваемые высокотехнологичные фирмы, но и другие активно хозяйствующие субъекты должны получать выгоду от трансфера технологий и внедрения новых методов управления.

Если говорить с этой точки зрения о Пермской области, которая, несмотря на кризисные процессы 90-х годов, является регионом с опережающим (по сравнению с другими субъектами Российской Федерации) развитием экономики, то ее наиболее крупным инновационным научно-образовательным центром является Пермский государственный технический университет.

Научные исследования здесь начались с момента образования вуза. В 1954 году объем НИР составил 27 тысяч рублей  по тем временам значительная сумма. Через пять лет ежегодный объем НИР составлял около полумиллиона рублей. Основные направления научных исследований в те годы были связаны с геологией и разработкой месторождений полезных ископаемых, горной механикой и электротехникой.

С трудом наращиваемые институтом квадратные метры площадей без сожаления отдавались под крупные научные лаборатории, особенно если речь шла о новых направлениях в науке и технике. В те годы появились лаборатории редкоземельных элементов, порошковой металлургии, летательных аппаратов, охраны окружающей среды, а также конструкторское бюро машиностроения. Устройство лабораторий делалось с размахом, на перспективу, и в этом велика была роль тогда еще молодых заведующих кафедрами, будущих крупных ученых, умеющих отстаивать свои убеждения.

Сейчас в техническом университете обучается более 450 аспирантов по 49 научным специальностям и 35 докторантов по 17 научным специальностям, работают 11 диссертационных советов (в том числе, 9  докторских) по 23 научным специальностям. Ежегодно сотрудники ПГТУ защищают 12-15 докторских и 40-50 кандидатских диссертаций. Наиболее результативно готовит научные кадры академик РАН  В. Н. Анциферов: за последние годы под его научным руководством защищено более 10 докторских и 20 кандидатских диссертаций. Высокий рейтинг в подготовке докторов и кандидатов наук имеют профессора Я. И. Вайсман, В. И. Галкин, В. А. Кайдалов, Г. Л. Колмогоров, Ю. И. Няшин, Т. С. Серова, Ю. В. Соколкин, П. В. Трусов и другие.

Эффективная система подготовки научных кадров, сложившаяся в вузе, способствовала развитию научных исследований на уровне отечественных и мировых достижений, формированию крупных научных школ. В 1983 году по итогам смотра-конкурса Минвуза РСФСР на лучшую систему управления научной деятельностью Пермский политехнический институт занял первое место, а в 1987 году ППИ решением Правительства СССР был признан ведущим техническим вузом страны.

Получив университетский статус, ПГТУ в течение уже нескольких лет является участником и головным исполнителем комплексных проектов Федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования России».

Прикладные НИР выполняются по научно-техническим и инновационным программам федеральных министерств России, межотраслевым и региональным программам, по договорам на создание научно-технической продукции. За последние годы объемы научных работ по заказам организаций и предприятий существенно возросли и составляют около 200 миллионов рублей в год.

Предложение удовлетворяет спрос

В последние годы произошло и существенное расширение направлений подготовки специалистов, что позволяет более полно удовлетворить спрос на образовательные услуги с учетом индивидуальных потребностей и возможностей личностей, с одной стороны, и спрос на квалифицированные профессиональные кадры экономики региона и страны, с другой стороны.

В 1953 году прием в Пермский горный институт составил 212 человек по двум специальностям: горный инженер и горный электромеханик, а в 2004 году на первый курс технического университета принято более 6,5 тысяч человек для обучения по 78 специальностям высшего профессионального образования, 22 направлениям бакалавриата и 9 направлениям магистратуры.

Сегодня в вузах Пермской области обучается около 90 тысяч студентов, из них третья часть, самая значительная  в Пермском государственном техническом университете. В 2005 году выпуск специалистов высшими учебными заведениями Пермской области составит более 15 тысяч человек, в том числе 5200 выпускников выйдут из стен технического университета. Таким образом, в своей основной миссии  подготовке профессиональных кадров с высшим образованием для региона и страны  ПГТУ доминирует среди всех вузов Пермской области.

В подготовке инженеров технический университет самым тесным образом взаимодействует с крупнейшими промышленными предприятиями и научными организациями региона, которые не только предоставляют места для прохождения учебных, производственных и преддипломных практик студентов, но и создают на своей базе совместно с ПГТУ научно-образовательные центры (ранее  филиалы кафедр на предприятиях). Это позволяет существенно повысить качество подготовки специалистов за счет привлечения высококвалифицированных кадров и использования современной материально-технической базы предприятий.

Важной составляющей образовательной деятельности технического университета является дополнительное профессиональное образование, в частности, профессиональная переподготовка и повышение квалификации кадров. Ежегодно более 6000 слушателей обучаются в ПГТУ по 35 программам дополнительного профессионального образования и получают по окончании соответствующие документы государственного образца: дипломы о дополнительном (к высшему) образовании, дипломы о профессиональной переподготовке, свидетельства и удостоверения о повышении квалификации, а также сертификаты и удостоверения Пермского государственного технического университета. Реальное воплощение принципа «образование всю жизнь», принятого в кадровой политике предприятий и органов управления во всех экономически развитых странах мира, становится неотъемлемым элементом успешной профессиональной карьеры специалистов и в России. По оценкам экспертов, уже в ближайшие годы емкость рынка образовательных услуг в сфере повышения квалификации и профессиональной переподготовки для России составит более 10 миллионов человек в год (для Пермской области  несколько сотен тысяч человек в год). Поэтому в ПГТУ создана активная и динамичная система дополнительного профессионального образования.

Научный потенциал

Пермская область обладает высоким научным потенциалом, заметно выделяющим ее среди других субъектов РФ. На территории Пермской области находятся 66 организаций различных организационно-правовых форм, внесенных в государственный реестр научных организаций РФ (всего по стране  3180). Это организации, объем научной и/или научно-технической деятельности которых составляет не менее 70 % общего объема выполняемых работ и услуг, а также организации, в учредительных документах которых указано, что выполнение исследований и разработок для них является основной деятельностью.

Из числа высших учебных заведений, выполняющих исследования и разработки, лишь 17 % включены в государственный реестр научных организаций. Это вузы, которые осуществляли научные исследования и/или научно-техническую деятельность с ежегодным объемом не менее 20 миллионов рублей за последние три года и имели штат научных работников и совместителей, привлекаемых к этим работам на постоянной основе, не менее 100 человек. В Пермском государственном техническом университете эти показатели превышены в 5-7 раз.

Среди научных организаций Пермской области 8 вузов, 4 института Российской Академии наук, более 20 отраслевых научно-исследовательских институтов, около 30 конструкторских и проектных организаций и промышленных предприятий, имеющих исследовательские подразделения.

В научной сфере Пермской области работают 10,6 тысяч человек, в том числе, 2 академика и 6 членов-корреспондентов РАН, 7 академиков и членов-корреспондентов государственных отраслевых академий наук, более 500 докторов и 2000 кандидатов наук, около одной тысячи аспирантов и докторантов. Из их числа в техническом университете  академик РАН  В. Н. Анциферов, 127 докторов и 528 кандидатов наук, более 500 аспирантов и докторантов.

В научных разработках ПГТУ значительное место занимают направления, связанные с новыми конструкционными и функциональными материалами (в первую очередь, композитами и материалами с наноструктурой) и технологиями их получения и переработки, комплексным освоением недр, охраной природных ресурсов и окружающей среды региона, информатикой и системами специального назначения обработки информации и управления, совершенствованием технологий машиностроения, изделий ракетно-технической, авиационной и оборонной техники, разработкой безотходных технологий производства неорганических и органических продуктов и другие.

За счет выигранных грантов, конкурсов проектов, целевых финансовых поступлений учеными технического университета привлекаются в вуз и регион около 20 миллионов рублей ежегодно, что обеспечивает сохранение объемов исследований и работ, дает возможность привлекать к научной работе студентов и молодых преподавателей, способствует закреплению кадров в университете.

Образовательная и научная миссии университетов всегда были и остаются основными. Наряду с этим, во многих развитых странах университеты в дополнение к своей традиционной роли в подготовке профессиональных кадров и выполнении научных исследований становятся центрами инновационного развития территорий. С этой точки зрения Пермская область как территория инновационного развития является пилотным регионом Приволжского федерального округа и России в целом, а Пермский государственный технический университет успешно формируется как основной региональный инновационный центр.

Движение университета в этом направлении нашло поддержку и со стороны Министерства промышленности и науки и Министерства образования России, которые объединили свои усилия в становлении региональной инновационной инфраструктуры и приняли совместное решение о создании в 2004 году пока единственного в Приволжском федеральном округе центра трансфера технологий в Перми на базе технического университета. Кроме того, в университете созданы и действуют такие инновационные структуры, как Региональный инновационный научно-образовательный центр, Центр интеллектуальной собственности, Региональный центр CALS-технологий. По проекту, финансируемому из федерального бюджета и бюджета Пермской области, а также из внебюджетных средств ПГТУ и средств предприятий, создана региональная информационно-аналитическая сеть инновационной деятельности «INNONET».

Быстрые темпы развития инновационной деятельности университета находят свое материальное воплощение: в ближайшие годы стабильный доход от реализации инновационных проектов составит 20 % от общего объема внебюджетной деятельности вуза.

Инновационное развитие

Основным двигателем инновационного развития региона является сфера материального производства. Если говорить о содержании понятия «инновация» применительно к этой сфере, то наиболее полным и точным, с нашей точки зрения, является следующее: инновация  это научный результат, востребованный рынком, представленный как товар и защищенный как интеллектуальная собственность. В этом смысле далеко не каждый научный результат обладает инновационным потенциалом. Огромная и кропотливая работа требуется для выделения из всего объема научных исследований инновационных «зерен», создания условий для доведения их до уровня востребованного товара и продвижения на рынке производительных сил.

В целом, успешное развитие инновационной деятельности Пермского государственного технического университета подтверждает сложившуюся в России тенденцию: элементы рыночной инфраструктуры инновационной деятельности создаются в первую очередь на базе крупных региональных вузов. На начальном этапе  за счет средств их собственных бюджетов, а в дальнейшем в случае положительной динамики  при участии федеральных и региональных органов управления. Конструктивное участие высшей школы и, главным образом, ведущих технических университетов в реализации инновационных проектов сферы материального производства региона и страны совпадает с магистральным направлением мирового научно-технического прогресса.

Сегодня Пермский государственный технический университет по праву считается одним из ведущих технических университетов России. Он является известным в стране и за рубежом крупным центром образования, науки и инноваций, активно влияет на устойчивое социально-экономическое развитие Пермской области и Российской Федерации. Технический университет Перми обладает интеллектуальным потенциалом, управленческими, информационными и техническими возможностями для обеспечения опережающего содержания обучения по отношению к практике профессиональной деятельности, доступа к региональным, отечественным и мировым ресурсам знаний, выполнения актуальных фундаментальных и прикладных научных исследований и инновационных проектов.

Декабрь 2004 г.


наверх