Понедельник, 28 марта 2011 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги






















Вложения в интеллект нации

Алексей Чернышов Заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке

Тема модернизации российского образования обсуждается уже не один год. Ее цель состоит в создании механизма устойчивого развития системы. Самые ожесточенные споры ведутся вокруг организационно-экономического реформирования. Острота этих вопросов во многом связана с тяжелым экономическим состоянием отраслей образования и науки в целом.

Настал тот момент, когда необходимо выработать четкую, продуманную стратегию развития в этой области. С одной стороны, недопустимо утратить фундаментальный характер образования, с другой стороны, условия глобальной конкуренции требуют усиления практической направленности. Изучение проблем образования как одной из ведущих отраслей народного хозяйства России требует переосмысления имеющихся подходов для повышения качества обучения и появления перспектив реформирования системы образования в XXI веке.

Государство и вузы

Не секрет, что в ряде вузов складывается тяжелая ситуация с нехваткой финансирования и решается эта проблема по-разному. Некоторые получают гранты, другие взимают плату за различные услуги, переводят студентов на платное образование, причем чаще всего используется и тот и другой способы. В результате, несмотря на то, что сегодня по имеющемуся положению на платной основе разрешено обучать только 25 студентов из ста, некоторые ВУЗы доводят количество «платников» до 80%. Пользуясь спросом на определенные специальности, учебные заведения стали зарабатывать на этом деньги, не имея зачастую даже квалифицированного преподавательского состава. Они аргументируют свою позицию так: если студентов надо учить бесплатно, тогда бесплатно надо и лечить, осуществлять перевозки на транспорте, печатать объявления в газетах и т.д. тоже бесплатно. Когда же ложишься в больницу, лечить будут, но только со своими лекарствами.

В России обучается около 6,5 млн. студентов. Из них около 1 млн. учатся в коммерческих вузах и около 3 млн.  на платной основе в государственных вузах. Получается, что в России количество студентов-платников давно превысило число тех, кто учится за счет бюджета. Для многих сумма, которую запрашивают ВУЗы, недоступна, а сама форма обучения  жестка и несправедлива, ведь если человек не может платить, то в соответствии с договором его отчисляют.

Надо отметить, что есть несколько форм оплаты обучения. Платные места в вузах  это только одна из них. Широко известны платные подготовительные курсы и репетиторство, профильные классы в школах.

Нам упорно пытаются навязать новую экономическую модель, суть которой  удешевление образование для государства за счет населения и постепенный переход к системе «самоокупаемости». Безусловно, надо искать какой-то компромисс между чисто бюджетным финансированием и платным вузовским образованием. Но государство не может полностью уйти из этой важной сферы.

Обратимся к опыту других стран. Например, в Германии высшее образование  бесплатное для всех. И это государственная политика (98% ВУЗов Германии  государственные).

В Туркмении Президент Ниязов распорядился отменить бесплатное высшее образование. Однако платить за обучение в беднейшей стране Центральной Азии будут не семьи абитуриентов, а будущие работодатели молодого специалиста.

Другой пример  в Великобритании бесплатное высшее образование отменено в 1999 году. По мнению социологов, именно это привело к массовому росту проституции среди британских студенток. Ведь за обучение надо теперь платить около 1000 фунтов в год, не считая расходов на учебники, проживание и питание. Хотим ли мы такой же участи для своих детей?

В 2004 году около 10 тысяч россиян уехали учиться за границу. А если плата будет возрастать или отменят отсрочку от призыва, отток студентов, по мнению аналитиков, может возрасти в 10 раз и составить 100 тысяч человек. А ведь люди, получившие образование за границей, могут затем изменить своё место жительства и гражданство. Нужно не только приостановить отток молодежи из страны, но всячески способствовать привлечению иностранных студентов.

Концепция образования

По заказу Министерства образования и науки РФ разработана «Концепция участия государства в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования», суть которой сводится к тому, что в виду увеличения количества университетов в стране и снижения при этом уровня образования, планируется к 2007 году оставить на попечении у государства около 100 ведущих университетов и создать ещё около 20 исследовательских университетов. Остальные превращаются в государственные автономные учреждения и государственные некоммерческие организации. Чиновники постоянно экспериментируют в последние годы, вводят изменения в систему образования, переделывая её на европейский лад, стремясь отказаться от советского опыта в системе образования. Россия всегда развивалась по своему варианту и не достигла ещё той стадии, когда сфера образования может успешно развиваться без поддержки и контроля со стороны государства. И хотя государство не отказывается обучать часть молодёжи за свой счет, число «бюджетных мест» в учебных заведениях теперь будет определяться исходя не из количества всего населения, а от числа людей в возрасте от 17 до 23 лет. Таким образом, число бюджетников будет сокращено в 5-6 раз.

Да, возможно, вузов сейчас в стране много, тем более что, исходя из демографической ситуации, число мест в вузах к 2010 году может сравняться с количеством поступающих. Но, может быть, надо решать эту проблему совершенно по-другому? Не уменьшать количество институтов и университетов, а вплотную заняться рождаемостью. При сегодняшнем увеличении рождаемости в Москве, детям уже не хватает детских садов, которые не так давно были закрыты. В результате  рост взяточничества в этих детских заведениях. Государство фактически само подтолкнуло их к этому, создав безвыходную ситуацию для родителей. Чтобы так не получалось, государству и нашим чиновникам давно пора скоординировать свои шаги, реформы и нововведения.

Бакалавриат и магистратура

Министерство образования и науки РФ также готовит законопроект о введении системы бакалавриата и магистратуры  систему по которой учатся в Европе. Объясняется оно это тем, что, «поскольку мы стали участниками Болонского процесса, а значит и частью европейского образования, то должны соответствовать международным стандартам» . Во-первых, тот факт, что мы подписали это соглашение, вовсе не означает, что мы стали частью европейского образования и, тем более, что мы теперь что-то должны. Введение этой системы будет означать появление новой графы взимания платы за обучения. Как подчеркнул министр образования РФ: «Государство не может платить за все. Однозначно могу сказать, что большая часть магистратуры будет платной» . А это будет означать появления новых преград для получения образования.

Образование должно впитывать в себя лучшие достижения, существующие в мире. Нужно не копировать образовательные системы, а сотрудничать с государствами, участвующими в Болонском процессе. Для стран западной Европы это соглашение стало более чем естественным. У них уже объединены экономика, валюта, после этого надо приблизить уровень образования. У нас же система образования имеет большой запас знаний и методик. Нужно постараться вступить в Болонский процесс так, чтобы это было выгодно, прежде всего, России.

Финансы

Сегодня недофинансирование сферы образования со стороны государства сочетается с неэффективным использованием бюджетных ресурсов. Результатом этого является медленное обновление основных фондов учебных учреждений и их оборудования, низкая зарплата работников образования, нехватка профессиональных кадров.

В бюджете на 2005 год расходы по разделу «образование» запланированы с уменьшением на 8,6%. Уменьшение объясняется передачей финансирования большей части образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в субъекты РФ. Поскольку перенос финансирования с муниципального на региональный уровень снижает нагрузку на местные бюджеты, у них должен появиться стимул вкладывать деньги в развитие школ. Уже не будет необходимости составлять штатное расписание для общеобразовательных учреждений. Когда школа теперь финансируется в соответствии с установленным нормативом, она сама вправе решать, сколько ей необходимо учителей, какой должна быть наполняемость классов и т.д.

Такой подход дает полную автономию образовательному учреждению и должен стимулировать использовать средства более эффективно. Что касается уровня районных управлений образования: утвердив нормативы финансирования для муниципалитетов, администрация области оставила на их усмотрение такие вопросы, как, к примеру, оптимизация сети школ. Районные власти теперь сами решают, стоит ли закрыть малокомплектную сельскую школу или продолжать расходовать на нее деньги. А это означает, что ситуация с сельскими школами фактически может стать неуправляемой и неподконтрольной. А ведь если исчезнет на селе школа, со временем прекратит своё существование и сам населенный пункт.

Еще одно важное направление реформы экономики школьного образования  переход на новую систему оплаты труда учителей. Сейчас оплата построена на принципе «рубли за часы», то есть определяется в основном количеством уроков, которые дает учитель. В ближайшем будущем планируется переход к штатно-окладной системе, которая в большей степени свойственна системе высшего образования. Переход к новой системе особенно актуален в условиях, когда количество детей в школе снижается год за годом. В 1999 году в российских школах обучалось около 21 млн. человек, в 2001 году  19 млн., в 2003 году  17 млн., в 2008 году ожидается сокращение числа школьников до 13,5 млн. Это означает, что количество аудиторных часов постепенно снижается, и, казалось бы, возникает необходимость в сокращении числа учителей. Тем не менее, сокращения, считает министерство, не произойдет, поскольку сохранятся ставки работников школ при минимальной аудиторной нагрузке и учителя возьмут на себя дополнительные обязанности. Но на практике, скорее всего, дополнительные обязанности будут, но учитывать их, а тем более платить за них никто не будет.

Заключение

Реформирование сферы образования должно сегодня исходить из строго очерченных российских интересов. Но складывается такое ощущения, что свои интересы мы не видим. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Опыт, наработанный российской и советской педагогикой, несоизмеримо выше, чем западный. Западные модели образования во многом устарели. Запад сам ориентируется сейчас как раз на наработанный российской педагогической традицией опыт. А мы пытаемся это скопировать.

Нужно повысить социальный статус работников образовательной сферы, поддерживать ведущие университеты, развивать систему начального и средне-профессионального образования. Для этого необходим комплекс организационно-экономических мер, повышающих приток ресурсов в систему образования и эффективность их использования для достижения поставленных целей. Парадоксально, но, уменьшив финансирование образования, правительству надо будет думать об увеличении финансирования тюрем. Ведь проблемы образования  проблемы общества в целом. Нужна широкая поддержка проводимой образовательной политики со стороны общественности.

Прежде всего, необходимо снизить социальную напряженность в образовательной сфере, подняв заработанную плату учителям и преподавателям. Очень важно чтобы система образования всегда была в России конкурентоспособной по занятым в ней кадрам. А сейчас она испытывает острый дефицит квалифицированных кадров, управленцев всех уровней образовательных учреждений.

Средний возраст преподавателей  55 лет, больше половины учителей пенсионного возраста. По статистике более 50 % выпускников педвузов не идут работать в школу. Поэтому нужно создать такие условия, чтобы молодые специалисты шли работать в систему образования, чтобы это было и почетно, и высокооплачиваемо, нужно популяризовать научную деятельность в студенческой среде, создавать стимулы для занятий наукой ещё в ВУЗах, содействовать в трудоустройстве и воспитывать чувства гражданственности у подрастающего поколения.

Население должно не только стремиться к образованию, но иметь реальную на это возможность. А эту возможность должно помочь обеспечить само государство.

Январь 2005 г.


наверх