Нужен стратегический анализ
Руслан Дерягин Ректор Вологодского государственного технического университета
При появлении системного подхода и способности дать стратегический анализ развития образования целесообразно исходить из стратегии развития страны в целом
Основная материально-техническая база Вологодского государственного технического университета кадровый состав, научные направления, методические наработки были сформированы в значительной степени до 1991г. Новый этап в жизни вуза начался после 1991г. Он принес много изменений в привычные представления об экономической составляющей и связанных с ней других основных направлениях деятельности вуза.
Утраченные иллюзии
Иллюзии, которые возникли после оглашения Указа № 1 Президента РФ, быстро прошли, так как финансирование образования со стороны государства резко сокращалось, развитие учебного процесса, содержание основных фондов, жилого фонда, инфраструктуры не обеспечивалось. В это же время практически исчезли дополнительные доходы от хозрасчетной деятельности, связанные с выполнением научно-технических разработок, так как промышленность пришла в упадок, шел процесс ее «растаскивания» и никого не интересовали результаты научно-исследовательских работ. При этом не следует забывать, что за счет финансирования научной деятельности вузов до этого во многом формировалась современная лабораторная база их кафедр.
В подобной ситуации Закон об образовании и более поздний Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании, практически позволили «выжить» высшей школе в девяностые годы прошлого столетия. В этих законах определены права вузов на ведение самостоятельной экономической деятельности, включая право оказывать платные образовательные услуги по всем лицензированным профессиональным образовательным программам обучения.
После принятия Закона об образовании государственные образовательные учреждения стали участниками рынка образовательных услуг. На этом пути встретилось немало трудностей, но не смотря на это процесс платного обучения (в первую очередь, по программам высшего профессионального образования для лиц, не выдержавших конкурсные испытания на бюджетное обучение, и по сокращенной форме обучения) удалось наладить в достаточно сжатые сроки. Для того чтобы удовлетворить спрос на образовательные услуги, университету пришлось почти в четыре раза увеличить количество специальностей и специализаций подготовки по программам высшего профессионального образования (с 11 до 38). При этом основное место заняли специальности экономических, информационных, экологических, технических и других групп. С учетом структуры народно-хозяйственного комплекса области сохранена подготовка по всем техническим специальностям, существовавшим ранее. Все это потребовало дополнительных ресурсов, создания материальной и методической баз, решения кадровых вопросов и т.д. В течение нескольких лет за счет увеличения доходов удалось в какой-то мере компенсировать недостаток бюджетного финансирования. В настоящее время доходы от внебюджетной деятельности сопоставимы с бюджетным финансированием, что позволяет обеспечить решение первоочередных задач учебного процесса, управления и поддержания основных фондов.
Финансовое положение высшей школы
Вопреки внедряемому в сознание общества представлению о том, что в высшей школе вращаются неучтенные миллиарды долларов, хотелось бы подчеркнуть, что до передачи внебюджетных средств под контроль Федерального казначейства и сегодня расходование этих средств осуществлялось и осуществляется под контролем Минобразования РФ, а ныне Федерального агентства по образованию. Причем фонд оплаты труда из внебюджетных источников в процентом отношении практически соответствует фонду оплаты труда по бюджетным обязательствам.
При этом надо иметь в виду, что в отличие от столичных вузов с учетом платежеспособности населения мы не можем устанавливать плату за обучение эквивалентную нескольким тысячам у.е. в год. Только по специальностям «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды» плата за обучение незначительно превышает сумму, эквивалентную одной тысяче у.е. в год. Плата за обучение по остальным специальностям, включая экономические, существенно ниже этой планки.
Общее финансовое положение высшей школы несколько улучшилось, когда с 2000 года возобновилось финансирование по прочим статьям, позволяющее наряду с внебюджетными источниками пополнять библиотечные фонды, финансировать мероприятия по оздоровлению студентов, проводить ремонтно-строительные работы, закупать оборудование и т.д.
Материально-техническая база
За счет бюджетного финансирования и внебюджетной деятельности удалось решить целый ряд проблем, связанных с развитием материально-технической базы университета. Только в течение последних пяти лет капитально отремонтирован и введен в эксплуатацию учебный корпус со вспомогательными помещениями, переданный вузу администрацией области в обмен на сравнительно небольшое здание в центре города. Новый корпус университета, в котором размещены два факультета, имеет спортивный зал, кафе, филиал университетской библиотеки, зимний сад и т.д. В октябре 2004г. здесь вводится в эксплуатацию открытый стадион филиал основного стадиона «Политехник». Для отопления здания построена газовая котельная мощностью 800 кВт, оборудование которой частично оплачивалось из федерального бюджета в рамках реализации программы энергосбережения. В 2004 году на основной площадке университета построена газовая котельная мощностью 2500 кВт, которая начнет снабжать в новом отопительном сезоне основные учебные корпуса университета. Оборудование котельной также частично было профинансировано по программе энергосбережения.
На базе информационно-вычислительного центра университета создана корпоративная сеть, обеспечивающая реализацию задач, поставленных перед АСУ-вуз, которая уже несколько лет входит в сеть Runnet. Кафедры университета и другие подразделения в необходимом количестве, если говорить о нормативах, оснащены современными компьютерами и мультимедийной техникой. В настоящее время (в первую очередь на факультете дистанционного и заочного обучения) внедряются дистанционные методы.
С учетом достижений университета во внедрении информационных технологий на его базе на основе соглашения между бывшим Минобразования России и Правительством Вологодской области на условиях софинансирования Департаментом образования Вологодской области, Федерацией Интернет образования и нашим вузом был создан в качестве структурного подразделения университета Вологодский региональный центр дистанционного образования (ВРЦДО). Основная задача центра обучение информационным технологиям учителей школ области. За полгода работы прекрасно оснащенного центра обучено около 600 учителей из большинства районов области. В настоящее время создаются ресурсные центры РЦДО в 20 (из 28) районах области, что позволит интенсифицировать обучение учителей с использованием технологий дистанционного обучения.
Вологодская область является лесным регионом, поэтому с учетом пожеланий Правительства области в университете открыта специальность «Машины и оборудование лесного комплекса» (со специализацией по машинам и оборудованию для лесопиления и деревообработки). Для развития этой специальности на современной основе при выпускающей кафедре создано структурное подразделение университета учебно-производственный центр общей площадью более 1000м2 на базе современного отечественного и зарубежного оборудования, который предназначен для обучения студентов, проведения исследований аспирантами и научными сотрудниками и для решения задач, связанных с дополнительным образованием, а также с производством необходимых изделий для нужд университета.
В университете большое внимание уделяется всем формам воспитательной работы среди студентов. Имеются многочисленные кружки по интересам, академический хор, танцевальный коллектив, студенческий театр и т.д. Для того, чтобы обеспечить полнокровную культурную жизнь в университете, реконструирован большой актовый зал с прекрасными акустическими данными. Для репетиций студентам предоставлены залы и другие помещения.
В университете проводится активная спортивная и оздоровительная работа со студентами. Для этого регулярно обновляются и реконструируются спортивные сооружения. В большом спортивном зале ежегодно проводятся многочисленные соревнования российского уровня. Студенты вуза добиваются неплохих результатов на региональном и российском уровнях. Известная женская баскетбольная команда «Чеваката», выступающая в суперлиге первенства России, была командой вуза и называлась «Политехник», когда вышла в высшую лигу. Мужская волейбольная команда «Политехник» выступает в первой лиге первенства России. Мужская баскетбольная команда университета является вторым призером Северо-Западной зоны студенческой баскетбольной лиги России. В настоящее время в университете работают и учатся 13 мастеров спорта по различным видам.
Здоровье студентов это серьезная проблема нашего времени. Отрадно, что нам удалось сохранить санаторий-профилакторий университета, который не прекращал работы в самые трудные времена. В тот момент, когда финансирование прекратил Фонд социального страхования, санаторий-профилакторий поддержало Правительство Вологодской области по личной инициативе Губернатора В. Позгалева. Поддержка санатория-профилактория осуществляется и в настоящее время. Санаторий-профилакторий является лечебным учреждением, оснащенным современным оборудованием и может оказывать медицинскую помощь по профилактике широкого спектра болезней.
Даже в самые сложные в экономическом отношении годы не прекращал работу спортивно-оздоровительный лагерь «Бережок», который во многом заменил нашим преподавателям, сотрудникам и студентам недоступные порой южные курорты.
«Театр абсурда»
Безусловно, что все, чего удалось достичь нашему коллективу, связано с самоотверженным трудом профессорско-преподавательского состава и сотрудников университета, непрерывным повышением профессионального уровня наших коллег. Если в 1990г. число преподавателей с учеными степенями и званиями составляло около 40% и в вузе работал один доктор наук, профессор, то в настоящее время эти показатели составляют 66% и 42 доктора наук, профессора. Только в прошедшем учебном году докторские и кандидатские диссертации защитили соответственно 4 и 17 преподавателей и аспирантов университета. По итогам комплексной оценки деятельности осенью 2003г. вуз практически по всем показателям подтвердил статус университета.
Казалось бы, что при том состоянии, в котором теперь находится высшая школа, беспокоиться особенно не о чем. Однако каждый год принимаются то национальная доктрина, то концепция развития образования, то его модернизация и т.д. Во всех этих «новациях» просматривается одна главная цель существенно сократить расходы на образование, ввести явочным порядком платное образование (например, через ГИФО) и т.д. Причем, все вопросы, связанные с изменением подходов к развитию высшего профессионального образования, решаются практически вне профессиональной среды, без объяснения и мотивации различных законодательных инициатив. Отсутствует системный подход и способности дать стратегический анализ развития образования, которое является одним из главных условий поступательного развития страны. Однако при появлении такой способности целесообразно исходить из стратегии развития страны в целом. Именно на этой основе формируются требования к образованию, развитию народно-хозяйственного комплекса, науки и культуры.
Это не значит, что не нужно экономить, в том числе и в системе образования. Но наше высшее образование хронически не финансируется даже наполовину от требуемого минимума. И государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования более или менее «выживают» и развиваются лишь за счет внебюджетной деятельности. Если отказаться от этой деятельности, то возмещение потерям не произойдет ниоткуда. Если вузы не получат госзаказа и перейдут на полный хозрасчет, то с учетом налогов на имущество, землю и прибыль они не смогут существовать и будут приватизированы за 1-2 года. Кстати о прибыли. Если мы из внебюджетных денег покупаем оборудование (например, компьютеры), то оно сразу становится государственной собственностью. Но государство при этом за приобретенное оборудование берет налог на прибыль. Если еще учесть то, что это оборудование используется для обучения бюджетных студентов, то можно вполне говорить о «театре абсурда».
Вместо техников бакалавры
Сейчас много говорится о том, что мы должны готовиться к выполнению требований Европейского сообщества в системе образования в связи с подписанием Россией Болонской декларации. Здесь тоже есть вопросы. Мы, вроде бы, должны адаптироваться к общеевропейскому процессу. Хотя можно на это и возразить, так как мы не входим в Европейский союз и вряд ли Европа ринется к нам на работу. Скорее всего мы в очередной раз будем бороться за «общечеловеческие ценности» и будем поставлять интеллектуальную составляющую на Запад.
С другой стороны, европейский бакалавр с трехгодичной подготовкой вряд ли имеет уровень подготовки, превышающий уровень подготовки нашего техника. Наши учреждения среднего профессионального образования в настоящее время при введении ступени бакалавр «зависают» и вряд ли нужны будут народному хозяйству. Или наоборот: зачем народному хозяйству бакалавры, если у нас есть техники, которые по уровню подготовки не хуже их.
Если в университете мы готовим бакалавра, то должны дать ему в первую очередь не прикладные (как будущему технику) знания, а фундаментальную основу, на базе которой он достаточно быстро (1-2 года) может стать специалистом или магистром. Но такой бакалавр плохо подготовлен к практической деятельности и ему придется долго к ней адаптироваться. На его место опять же лучше взять техника.
Отсюда можно внести предложение. Если нам необходимо соблюсти формальности и сохранить весьма сильную систему, которая сейчас обозначена как среднее профессиональное образование, лучше модернизировать программы этого образования и назвать техников бакалаврами.
Если же мы станем на пути массового внедрения бакалавриата в вузах, то для государства гораздо экономичнее вообще закрыть такую форму образования как среднее профессиональное.
В целом можно констатировать, что при реализации объявленной модернизации возникает больше вопросов, чем ответов. И, видимо, было бы полезно остановиться, оглядеться, провести системные исследования и разработать конструктивные предложения с учетом интересов страны и мнения профессионального сообщества, а не отдельных его представителей, вкрапленных в непонятные структуры.