Воскресенье, 4 мая 2008 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Комплексное решение

Иван Захаров Ректор Курского государственного технического университета

При создании университетского округа как формы объединения учебных заведений разных типов, появляется возможность устранить хаос в подготовке специалистов, повысить качество обучения в вузе

Экономическая безопасность страны и региона  это комплекс составляющих, среди которых: производственная, трудовая, инновационная, финансовая, потребительская, инфраструктурная, институциональная, природоресурсная. Учреждения образования, готовящие кадры, в равной степени ответственны за каждую из этих компонент. Для укрепления экономической безопасности государственная и региональная политика должна быть ориентирована на стимулирование основных составляющих научно-технического прогресса  это ставит задачу консолидации структур всех типов вокруг базовых общенациональных ценностей.

Без резкого укрепления высшей школы, связи образования, науки и производства невозможны динамичный экономический подъем, преодоление демографического спада, обеспечение национальной безопасности страны. Резкое увеличение валового внутреннего продукта в ближайшие десять лет (в 2 раза) требует построения в России общества, основанного на знаниях. Это тем более необходимо, так как в ряде промышленно развитых стран за последние 10-15 лет огромные успехи в развитии экономики достигнуты именно за счет применения новейших технологий, которые основаны на использовании не только своего интеллектуального потенциала, но и привлечении талантливых молодых специалистов из других стран, в т.ч. и из России.

Подготовка кадров

Технический университет наряду с подготовкой кадров для работы на производстве должен формировать специалистов, способных выполнять фундаментальные и прикладные исследования, а так же проектно-конструкторские разработки, а научно-инновационная составляющая подготовки должна пронизывать всю профессиональную деятельность специалиста. Именно в техническом университете развитие фундаментальных исследований приведет к более быстрой их прикладной реализации в силу его тесной связи с производством, явится заделом для прикладной науки и даст наиболее быструю отдачу.

В условиях свободного рынка труда и развития экономики, основанной на знаниях, нашу озабоченность должно вызывать не трудоустройство выпускников вообще, без учета полученной специальности, а трудоустройство в жизненно важных отраслях экономики и социальной сферы. Наличие вакансий в таких отраслях производства в условиях свободного рынка труда свидетельствует о неудовлетворительных условиях работы: низкая привлекательность мест работы, неудовлетворительная оплата труда, отсутствие условий для деловой карьеры и т.д.

Следует обратить серьезное внимание на тот факт, что современным динамично развивающимся отраслям экономики должны соответствовать постоянно обновляемый перечень специальностей и их содержание, постоянно обновляемая база профессиональной подготовки специалистов.

Подготовка кадров для экономики, основанной на знаниях, предполагает такую их квалификацию, когда они способны, особенно в настоящих сложных условиях, решать сложные задачи в традиционных отраслях промышленности, в новейших направлениях науки и техники, а так же видеть перспективу развития производства.

В этом случае особенно важную роль будут выполнять специалисты, способные к творческой деятельности по приобретенной специальности. Воспитание творчески мыслящих специалистов возможно только в условиях интеграции высшего образования, науки, производства и финансов. На первый план выходит развитие научно-исследовательской составляющей в учебном процессе. Вполне естественно, что должны в первую очередь развиваться фундаментальные исследования, в которых принимают участие как преподаватели, так и студенты. Для развития творчески мыслящего специалиста должна быть прочная связь профессор-студент.

Механизмы улучшения образования

В условиях современной социально-экономической и демографической обстановки в стране и вступления России в мировое образовательное пространство технический университет должен заниматься поиском новых механизмов и организационных структур, которые способствовали бы повышению качества образования и дальнейшему увеличению его вклада в социально-экономическую жизнь. Например, при создании университетского округа как формы объединения учебных заведений разных типов, появляется возможность устранить хаос в подготовке специалистов, повысить качество подготовки при обучении в вузе с наивысшей квалификацией профессорско-преподавательского состава. Дело в том, что игра спроса и предложения на «модные» специальности приводит к молодежной безработице, отягощенной еще и тем, что на рынок труда выплескивается огромный отряд дипломированных специалистов с низким уровнем подготовки, оборачивающейся для большого числа молодых людей трагедией. Искоренение этого явления возможно только через подъем и реконструкцию искусственно приостановленных производств, через создание новых рабочих мест на современных производствах, отвечающих новейшим направлениям развития техники и технологий.

Во-вторых, университетский округ даст возможность взаимодействия по вертикали (дошкольное учреждение  школа  вуз  подразделения повышения квалификации, переподготовки кадров, подготовки кадров высшей квалификации) и по горизонтали (район  область, край  республика  страна). Появляется возможность для реализации единого федерального образовательного пространства, координации работы вузов региона по вовлечению кадров высшей квалификации для реализации крупных экономических и социальных проектов (подготовка кадров, выполнение НИР, модернизация и реконструкция производства и т.д.). Одной из организационных форм реализации крупномасштабных проектов было бы создание научно-технологического парка или Центра высоких технологий. В этом случае предоставляются более широкие возможности привлечения инвестиций и федеральных средств для развития региона, что пойдет на пользу и стране.

В третьих, это позволило бы более эффективно использовать имеющиеся в наличии вузов учреждения социальной сферы, объединить усилия высококвалифицированных кадров в разработке и реализации комплексной программы воспитания молодежи, в т.ч. и патриотического, что приведет к оздоровлению духовной атмосферы в обществе, формированию соответствующих национальных культурных ценностей и норм. Объединение спортивных, медицинских учреждений, учреждений оздоровительного и медико-профилактического характера даст возможность формировать здоровое молодое поколение и специалистов, способных повернуть нисходящие демографические процессы, которые характерны для страны.

Поиск талантов

Для совершенствования системы поиска и отбора талантливых ребят и поиска своих абитуриентов на базе Курского технического университета создан университетский комплекс, в который на правах ассоциативных членов входят более 30 школ, техникумов, колледжей и других образовательных учреждений. Деятельность комплекса направлена на обеспечение условий открытого общего и профессионального образования в связи с постоянным повышением образовательных требований и изменяющимися потребностями общества. В настоящее время разработана программа развития системы непрерывного многоуровневого профессионального образования, которая является теоретической и организационной основой работы университетского комплекса. Она носит региональный характер и создана с учетом национальных, социально-экономических, культурных, демографических и др. особенностей Курской области. В ней проведен анализ состояния и основных проблем профессионального образования Курской области исходя из того, что многоуровневое профессиональное образование является приоритетным фактором развития промышленного и экономического потенциала региона. Программа должна обеспечивать развитие системы начального, среднего и высшего профессионального образования. Одной из центральных является задача сохранения преемственности содержания различных уровней непрерывного образования. В условиях комплекса значительно упрощается реализация принципов инновационного образования, предполагающих создание в вузе условий для овладения студентами навыков научных исследований и организации производства, методикой нововведений в профессиональной сфере и выработки соответствующего стиля мышления на базе фундаментальной естественно-научной, гуманитарной и профессиональной подготовки.

Подсистема ПТУ  колледж значительно расширяет спектр специальностей среднего специального образования, увеличивает количество потенциальных студентов системы непрерывного образования и позволит осуществить полную интегрированную непрерывную систему профессионального образования типа «рабочий-техник-инженер». Ранее эти системы существовали отдельно: рабочий-техник, техник-инженер. Такая система позволяет обеспечить множественность образовательных траекторий, дает возможность выбора студенту конкретной образовательной траектории в соответствии с его жизненными установками, способностями и возможностями. Кроме того, эта система позволяет осуществить оптимизацию расходов в образовании и предоставит возможность наиболее способным студентам ПТУ и техникумов в более короткие сроки получить высшее образование.

Для подготовки специалистов для легкой промышленности с целью создания сквозной образовательной программы лицей-колледж-ВУЗ и обеспечения преемственности государственного образования проведено комплексное исследование государственных образовательных стандартов начального, среднего и высшего профессионального образования и их реализация. Подготовлены сетевые модели учебных процессов всех уровней и предложены варианты их стыковки и совершенствования. При этом разрабатывается прогностическая модель деятельности специалиста технолога-конструктора в соответствии с требованиями промышленных предприятий и общества с целью оптимизации учебного процесса и формирования обоснованных и преемственных национально-региональных компонентов профессиональных образовательных программ различных уровней.

Интеграция в реальный сектор экономики

Для развития университетского комплекса и усиления практической подготовки специалистов необходима теснейшая связь с предприятиями, а так же наличие производств в структуре технического университета. Итогом создания университетского комплекса должна быть интеграция университета в реальный сектор экономики России, обеспечение качественно нового уровня подготовки специалистов, адаптированного к конкретным условиям и потребностям рынка труда, повышение результативности и эффективности научных исследований и инновационной деятельности, превращение технического университета в региональный Центр подъема и стабилизации экономики, духовного и культурного развития страны. Технический университет должен обладать мощной единой научно-производственной, экспериментальной и инновационной базой.

Для достижения этих целей необходимо пересмотреть подходы к воспитанию студентов, а именно, к воспитанию их в духе идей социальной и профессиональной ответственности. Это  основная идея молодежной студенческой политики, определяющая развитие самоуправления студенческой молодежи, расширения связи студентов с профессиональными сообществами специалистов и выпускников технического университета. В этой связи большая роль отводится работе попечительского совета и ассоциации выпускников.

В структуре Курского государственного технического университета есть и будут расширяться производственные мощности, где должны работать преподаватели и студенты. Однако, расширение этих мощностей возможно только за счет приобретения предприятий-банкротов, так как других нет. Их восстановление в нормальный режим работы  трудный процесс, для их развития нужна финансовая помощь, кредиты. К сожалению нормативно-правовая база в настоящее время не способствует ни приобретению предприятий, ни возможностям получения кредитов. Поэтому в структуре технического университета напрашивается свой банк, либо необходимо вести работу с каким-либо банком на выгодных для университета условиях.

ЕГЭ

Выскажу свои впечатления о едином государственном экзамене на основе результатов его сдачи по всей России. Все три части тестовых заданий А, В и С решили единицы выпускников из десятков и даже сотен тысяч выпускников школ (получили по 100 баллов). Подавляющее большинство выпускников школ вообще не приступало к решению части С, либо не смогла решить задания из этой части. Поэтому считаю, что абсолютно экономически не оправдано привлечение огромной армии людей и технических средств для проведения самого экзамена и независимых экспертов для оценки раздела С контрольно-измерительных материалов. Для более глубокой проверки знаний небольшой группы действительно талантливых ребят можно найти значительно менее затратные и более гибкие методы.

Выскажу свои впечатления о б?льшей доступности поступать в столичные и престижные вузы для талантливых выпускников школ. Как показывает статистика, такой возможностью воспользовалось очень незначительное число ребят. Причины здесь разные и общеизвестные. Думаю, что значительная часть выпускников школ этой группы может воспользоваться этой возможностью и при другой технологии выпускных экзаменов. Во-вторых, качественное высшее образование талантливые ребята могут получить не только в столичных вузах, но и в региональных. Талантливые специалисты нужны не только в столице, но и в регионах, и прежде всего  в регионах. Рискну даже утверждать, что талантливые выпускники школ, поступившие в столичные вузы, после окончания этих вузов, как показывает опыт, навсегда потеряны для регионов, а в современных экономических условиях, возможно и для России в результате выезда их на работу за рубеж. Все эти размышления, а так же отсутствие анализа результатов учебы в вузах приводят к выводу, что технология единого государственного экзамена, возможно, может быть использована для объективной оценки знаний выпускников общеобразовательных школ при проведении выпускных экзаменов с менее затратным механизмом, но не должна быть единственной для проведения вступительных испытаний в вузы, и в частности, в Курский государственный технический университет. У нас выработана своя система поиска и отбора абитуриентов, в т.ч. и талантливых, которую, естественно, мы будем совершенствовать, но исключив столь затратную технологию.

наверх