Понедельник, 28 марта 2011 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги






















Участие вузов в оптимизации производства

Вадим Фролов Ректор Воронежского государственного технического университета

Есть только один способ преодолеть зависимость от мировых цен на сырье и избежать уязвимости экономической безопасности государства  инновационный путь развития общества. Его преимущества демонстрирует опыт ведущих стран мира, позволяющий им обеспечивать конкурентоспособность национальной экономики и эффективно решать социально-экономические проблемы. Этот путь признан приоритетным и для Центрально-черноземного региона России.

Воронежская область  самый крупный научно-образовательный промышленный центр региона, промышленная составляющая экономики которого в значительной мере базируется на предприятиях высокотехнологических и наукоемких отраслей производства. Основными наукоемкими секторами экономики области являются машиностроение, авиастроение, радиоэлектроника и микроэлектроника. Предприятия данных отраслей и являются основными потребителями инновационной продукции.

В региональной промышленности происходит процесс оптимизации производства, чему в значительной степени способствует развитие малых предприятий. Эта форма производственной деятельности обеспечивает гибкость и динамику подготовки производства, возможность интенсивно кооперироваться с крупными предприятиями. Существенное значение в оживлении предприятий имеет переориентирование их на новый виды продукции, причем наиболее эффективные результаты соответствуют таким производствам, которые осваивают наукоемкую продукцию, высокие технологии. Для подъема промышленного производства требуется, кроме инвестиций, техническое перевооружение, изменение кадрового состава и номенклатуры продукции предприятий. Перспективные разработки, выполненные на высоком технологическом уровне, позволят увеличить спрос и, соответственно, загрузить неиспользуемые сейчас мощности. Например, только в Воронежской области наблюдается большая потребность в разработках аппаратуры мобильной связи, конкурентоспособной по стоимости и качеству с зарубежными аналогами, в высококачественных и недорогих цветных телевизорах, видеомагнитофонах, системах охранной сигнализации. Для создания этой продукции требуется соответствующая база.

Освоение высоких технологий и наукоемкой продукции неразрывно связано с развитием научно-исследовательских работ. Производственные предприятия, потерявшие за прошедшее десятилетие наиболее квалифицированные кадры, не в состоянии самостоятельно проводить эту работу. Оптимизация производства требует формирования новых форм научного сотрудничества производства с ведущими учебными центрами, которым удалось сохранить высокий научный потенциал. К таким формам можно отнести создание совместных учебно-научных центров, подготовку студентов по индивидуальным планам и др. В рамках учебно-научно-производственных центров (УНПК) возможно проведение совместной научно-исследовательской работы сотрудников предприятий и вузов, подготовка специалистов для предприятий по индивидуальным планам, повышение уровня практических знаний студентов вузов. Эта форма сотрудничества промышленных предприятий с вузами стала популярной в последние годы. От эффективности УНПК можно судить на примере сотрудничества УНПК Воронежского государственного технического университета с различными предприятиями Воронежа в области разработки совместных научных и инновационных проектов, целевой подготовке специалистов под заказ предприятия и др.

Сегодня в вузе реализуется две образовательные технологии: традиционное обучение, соответствующее государственному образовательному стандарту и представляющее собой поточно-групповую технологию, и модифицированная поточно-групповая система, предполагающая внедрение в учебный план учебно-исследовательской работы (УИР). Она ведется на базе сложившейся инфраструктуры вуза (в научных группах, лабораториях при кафедрах, в вузовских НИИ и КБ), с помощью чего обеспечивается организация научно-исследовательской работы студентов (НИРС), где важное место отводится студенческим КБ (СКБ).

ВГТУ постоянно поддерживает тесные связи с учебными заведениями региона. Так, Воронежский государственный технический университет оказывает помощь металлургическим и машиностроительным предприятиям г. Старый Оскол в подготовке кадров и решении технических вопросов. На основании договора между ВГТУ и оскольским политехническим колледжем ВГТУ ежегодно принимает 30  40 человек на подготовку специалистов машиностроительных специальностей по ускоренной форме обучения для имеющих среднетехническое образование. Для успешной подготовки специалистов колледжем и университетом согласованы учебные планы и рабочие программы, специалисты ВГТУ регулярно посещают колледж, участвуют в работе его методических объединений. С 2002 года молодые специалисты, закончившие ВГТУ, распределяются на предприятия г. Старый Оскол, в частности, на завод тракторных агрегатов, Стойленский и Лебедянский ГОКи. Практика показала, что на производстве они достаточно быстро адаптировались и многие из них имеют карьерный рост.

ВГТУ оказывает помощь колледжу и в подготовке научных кадров. В числе аспирантов ВГТУ 5 преподавателей колледжа и предприятий г. Старый Оскол, 2 специалиста защитили кандидатские диссертации.

При решении проблемы подготовки кадров в наукоемких отраслях современного производства первостепенное значение приобретает развитие научного и профессионального творчества молодежи. Работа в этом направлении опирается на систему взаимодействия школ, вузов, научных институтов, предприятий нашего региона, что позволяет привлекать молодых людей, начиная со школьной скамьи, к исследовательской деятельности.

Именно такую задачу решает образованный на базе ВГТУ Региональный координационный центр по российской научно-социальной программе для учащейся молодежи «Шаг в будущее», которая реализуется на территории Воронежской области совместно с МГТУ им. Н. Э. Баумана, администрацией Воронежской области и ведущими вузами региона.

наверх