Анализ финансовых потоков
Ярослав Кузьминов Ректор Государственного университета - Высшая школа экономики
Масштабные социологические обследования, результаты которого публикуются ниже, были проведены по инициативе Минобразования
Осенью 2003 г. было опрошено 9 000 семей по России в целом и 4 500 семей в Москве по репрезентативным выборкам. Кроме того, по направленным выборкам было опрошено 650 семей первокурсников престижных московских вузов, а также по 700 семей с детьми в возрасте от 4 до 20 лет в трех пилотных регионах (Ярославской и Пермской областях и Красноярском крае). Темой исследований стали инвестиций россиян в образование детей.
Затраты на образование
Среди готовившихся в 2003 году к поступлению в вузы 46% были зачислены на бесплатные отделения, 34% на платные, и пятой части (20%) поступить не удалось.
Второе место в этом списке занимают затраты на платные вступительные экзамены, а третье на платные подготовительные курсы.
Самые большие теневые затраты на поступление в вуз, по оценкам респондентов, осуществляются сегодня в Москве и Санкт-Петербурге, и соответственно в Центральном и Северо-Западном регионах. Никаких иных существенных региональных различий по данному показателю не обнаружено.
В целом по опросу семьи первокурсников элитных вузов Москвы официально потратили больше всего средств:
? на оплату услуг репетиторов (в 9 раз больше месячного дохода на члена семьи);
? на оплату обучения в платных школах или классах (в 4 раза больше месячного дохода на члена семьи);
? на платные подготовительные курсы (в 3 раза больше месячного дохода на члена семьи).
По оценкам респондентов, размер неофициальных затрат (оплаты более мягкого отношения к абитуриенту на вступительных экзаменах) составляет примерно 4,5 месячных дохода на члена семьи.
Самые большие (на 20% выше, чем в среднем по опросу) «теневые затраты» понесли родители студентов, выбравших такие специальности, как математика, физика, химия, биология, психология, медицина и технические специальности.
Во всех обследованных регионах в более чем 90% случаев объем инвестиций, осуществляемых семьями, в которых дети поступали в вузы, ограничивался 9 тысячами рублей.
Наибольший (в трех пилотных регионах) объем инвестиций отмечен в Красноярском крае: здесь 40% семей затратили на подготовку детей в вуз менее 3000 рублей; в двух других регионах менее этой суммы инвестировали 60% семей.
75% семей (в среднем по выборке), решавшие задачу поступления ребенка в вуз, информированы о возможности неформальной оплаты поступления в вуз. В Красноярском крае число таких семей превышает 80%. Более половины семей (в Ярославской области более 60%) готовы к осуществлению инвестиций в образование ребенка в такой форме.
Отсутствие инвестиций в вузовское обучение детей в каждом из обследованных регионов отмечают от 1% до 6% семей; около трети семей оценивает размер затрат 1-3 тысячами рублей в год. Наиболее высокие инвестиции (свыше 15 тысяч рублей в год) отметили почти 40% семей, проживающих в Пермской области, и 22% в Красноярском крае.
Затраты на платное обучение
В среднем по России (без учета жителей Москвы) затраты на одного студента вуза, обучающегося на платной основе составляют 802 долл. в год, а для московской семьи 1120 долл. в год. Эти данные коррелируют с показателем, полученным в 2002 году: 905,7 долл. для средней российской семьи (без деления на столичных жителей и немосквичей). При этом, как видно из табл.1, расходы домохозяйств не исчерпываются официальной платой за обучение.
Табл.1 Структура затрат среднего домохозяйства на одного студента вуза,
обучающегося на платной основе (2003 год)
Статьи затрат Сумма, приходящаяся на одного студента, долл. в год
немосковские семьи московские семьи (спецопрос)
Официальная стоимость обучения 533 926
Траты на репетиторов 13 10
Плата другим людям за подготовку курсовых, дипломных работ 8 14
Стоимость дополнительного образования (например, курсов иностранного языков) 20 32
Траты на учебники, канцелярские товары, ксерокопирование и т.д. 33 56
На ремонт и охрану вуза; покупку вузом материалов, оборудования; оплату коммунальных услуг 7 4
Взносы в фонд вуза 3 1
За экскурсии, походы, сбор денег к праздникам и т.д. 5 6
Оплата общежития 13 0
На частное жилье 42 1
Взятки (подарки) за оценки на экзаменах, перевод на следующий курс и т.д. 44 54
На другие нужды 81 16
Итого 802 1120
Таким образом, официальная стоимость обучения составляет в общей сумме затрат лишь 66,5% для немосковской семьи и 82,7% для жителей столицы. Данное различие объясняется двумя основными факторами. Во-первых, стоимость обучения в московских вузах выше, чем в периферийных, а подавляющее большинство москвичей учится в Москве. Во-вторых, обучаясь по месту жительства, они, как правило, не несут расходы на оплату общежития или частного жилья. Для немосковских семей данная статья затрат оказывается существенной: 6,9% в общей сумме расходов.
Анализ структуры затрат среднего домохозяйства на одного студента вуза позволяет оценить не только величину сопутствующих расходов на образование, но также выявить «теневые» денежные потоки в данной сфере экономики. Соответственно, затраты семей, представленные в табл.1, мы условно классифицируем как «белые», «серые» и «черные» («полностью теневые»). Более глубокий анализ позволяет в структуре этих «теневых» расходов выделить «серые» и «черные» затраты (см. табл.2).
Табл. 2 Доля «теневых» затрат в расходах среднего домохозяйства
на одного студента вуза, обучающегося на платной основе
Структура затрат немосковские семьи московские семьи (спецопрос)
долл. в год % от общей суммы расходов долл. в год % от общей суммы расходов
«белые» затраты 614 77% 1025 91,5%
«серые» затраты 63 8% 25 2%
«черные» затраты 44 5% 54 5%
другие затраты (не поддающиеся более детальному анализу) 81 10% 16 1,5%
Итого 802 100% 1120 100%
В качестве «черных» затрат рассматриваются всякого рода взятки, поскольку коррупция является противоправным, уголовно наказуемым деянием. Репетиторство, а также подготовка за других лиц курсовых и дипломных работ сами по себе не являются криминалом; противозаконным здесь оказывается только уклонение от уплаты налогов. Поэтому данные статьи расходов семей интерпретируются как «серые» затраты. К последним мы относим также оплату частного жилья, поскольку в большинстве случаев аренда квартир осуществляется без посредства риэлторских фирм и доходы домовладельцев от аренды нигде не декларируются.
При официально бесплатном обучении
В 2003 году на втором этапе мониторинга была также уточнена структура затрат среднего домохозяйства (т.е. домохозяйства как платившего, так и не платившего по той или иной статье расходов) на одного студента вуза, обучающегося на бесплатной основе. Она представлена в табл. 3.
Табл. 3 Структура затрат среднего домохозяйства на одного студента вуза
при официально бесплатном обучении (2003 год)
Статьи затрат Сумма, приходящаяся на одного студента, долл. в год
немосковские семьи московские семьи (спецопрос)
Официальная стоимость обучения 0 0
Траты на репетиторов 12 38
Плата другим людям за подготовку курсовых, дипломных работ 8 6
Стоимость дополнительного образования (например, курсов иностранного языков) 17 54
Траты на учебники, канцелярские товары, ксерокопирование и т.д. 33 51
На ремонт и охрану вуза, покупку вузом материалов, оборудования, оплату коммунальных услуг 6 2
Взносы в фонд вуза 12 2
За экскурсии, походы, сбор денег к праздникам и т.д. 6 15
Оплата общежития 7 0
На частное жилье 98 23
Взятки (подарки) за оценки на экзаменах, перевод на следующий курс и т.д. 49 65
На другие нужды 50 25
Итого 298 281
Как видно из таблицы, студенты, обучающиеся на бесплатной основе, также несут весьма существенные расходы на образование. И хотя в структуре затрат отсутствует официальная плата за обучение, удельные расходы в среднем по России составляют 298 долл. в год, а для московской семьи 281 долл. в год.
Интересно отметить, что для москвичей, обучающихся на бесплатной основе, расходы на репетиторов возросли в 3,8 раза, а размер взяток в 1,2 раза по сравнению с аналогичными статьями затрат столичных студентов, получающих платное образование. В соответствии с социологическим опросом, 46% респондентов, чьи дети учатся бесплатно, несут расходы на оплату общежития и частного жилья. Среди студентов, обучающихся на платной основе, доля плативших за общежитие и частное жилье составляет 33%. По-видимому, среди платных студентов проживает дома большая часть, чем среди учащихся, получающих бесплатное образование.
Затраты на учебники, канцелярские принадлежности и ксерокопирование при получении официально бесплатного образования оказались такими же, как и соответствующие расходы студентов, обучающихся на коммерческой основе. Вообще затраты такого рода несут 90% из числа опрошенных в 2003 году.