Понедельник, 28 марта 2011 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги






















Почему у нас плохие дороги?

Евгений Кирсанов Президент компании "ИНЖТЕХсервис", Профессор МАДИ

Назовите наиболее острые проблемы в сфере образования.

Первое, это возраст преподавателей, второе  нехватка преподавательских кадров и еще одна острая проблема  это проблема лабораторного оборудования, которое не обновлялось с 60-х, 70-х годов. Вот конкретный пример: в нашем вузе проходила повышение квалификации группа из Газпрома, которая состояла из директоров и главных инженеров автотранспортных предприятий компании. Нам было стыдно показывать оборудование лаборатории технического обслуживания, которое было списано в Газпроме уже лет 30 назад. Но со студентами мы ведь именно на нем проводим занятия, лабораторные работы, и когда они приходят в частную фирму и видят новые газоанализаторы или мотортесторы, их удивлению нет предела. Я был во многих вузах других стран  в Канаде, во Франции, в Германии, Италии, видел, какая там оснащенность вузов. Во всем мире существует программа, которая позволяет на действующих экспонатах показывать процессы, происходящие в автомобиле. У нас таких приборов просто нет, потому что каждый стоит около 20 тыс. евро, а для нормального класса нужно 7-8 приборов.

Что касается возраста, то у нас на кафедре «Электрооборудование автомобилей» моложе шестидесяти лет, по-моему, только два преподавателя. Всем остальным по семьдесят, а кому-то уже семьдесят пять. Т.е. преподавательская работа практически упала до нуля. Если и есть толковые и одаренные преподаватели в вузах, то, как правило, это энтузиасты. Такая ситуация, прежде всего, связана с зарплатой: основная масса преподавателей живет очень плохо. Я, например, кроме профессорства, занимаюсь еще бизнесом, кроме меня половина кафедры у нас где-то еще подрабатывает. Но возьмем, например, кафедру математики, где еще ее преподаватель может применить свои знания? Это относится и к физике, химии, начертательной геометрии. Получается, что эти специалисты никому не нужны. Даже будучи профессором, преподаватель получает 5-6 тысяч, максимум 7 тысяч рублей, с учетом чтения дополнительных лекций на курсах повышения квалификации. В связи с этим, нехватка кадров у нас составляет 30%, а ведь преподаватель  это довольно сложная работа: необходимо очень хорошо знать свой предмет, нужно быть психологом и в какой-то степени актером, чтобы уметь интересно подать эти знания перед большой аудиторией. Таких людей сейчас становится все меньше и меньше. Сегодня молодой специалист задерживается у нас в лучшем случае на два месяца  семестр и тут же убегает, потому что, работая на автосервисе простым механиком, он будет получать $800.

Для того, чтобы исправить положение и молодежь пошла в преподаватели, какая должна быть зарплата?

Я думаю, что она должна соответствовать средней зарплате, скажем, начальника отдела коммерческой фирмы, т.е. $1200-1500 в месяц.

Средняя зарплата для разных регионов разная. Вы сейчас о Москве говорите?

Я не знаю, какая средняя зарплата у начальника отдела коммерческой фирмы где-нибудь в Якутии, но в больших городах многие устраиваются с оплатой в диапазоне: $800-900, через 3-4 года их заработок увеличивается. Для того, чтобы быть хорошим преподавателем, нужно закончить аспирантуру, защитить кандидатскую, на это нужно время. Это примерно так же, как идти по карьерной лестнице, предположим, в «Лукойле». Пришел простым инженером, стал начальником группы, руководителем отдела и т.д. Эти деньги необходимы, чтобы люди не убегали в коммерческие структуры, чтобы в вузах оставались толковые преподаватели, а других там держать не надо.

Кроме улучшения финансирования, что должно сделать государство в первую очередь, чтобы исправить ситуацию?

Я считаю, что не должно быть такого количества выпускников вузов, как сегодня. Примерно в два раза нужно уменьшить количество студентов. Наш факультет выпускает 300, а в 2004 году было 400 дипломников. Этого вполне достаточно для автомобильного транспорта, ведь не все же должны оканчивать вузы и быть инженерами, кто-то должен и гайки крутить. Тем не менее, сейчас каждый технический вуз пытается сделать кафедру или факультет автосервиса. В свое время мы подсчитали, и оказалось, что в России существует 78 вузов, в которых есть факультет, подобный нашему «Автомобильный транспорт». Даже если остальные выпускают не 400, а 100-200 специалистов, то в целом их получается 10-12 тысяч в год. Это только одного направления, а ведь есть еще другие специальности. Конечно, они не востребованы в таком количестве. Бывает, что дипломированный специалист продает запчасти. Зачем тогда заканчивать вуз? Ведь на его учебу государство потратило деньги.

Вуз занимается трудоустройством своих выпускников?

Пытается. Как раз в период, когда идет защита дипломных проектов, вуз приглашает представителей крупных предприятий, компаний для того, чтобы они посмотрели, оценили и взяли кого-то из наших дипломников.

Наш студент очень хорошо знает интеграл, но он не знает материальную базу автомобильного транспорта, гаражное оборудование, диагностику, приборы. Он  колосс на глиняных ногах. Голова у него большая, теории много в голове, а знаний, которые ему нужны в работе, очень мало.

Тем не менее, таким образом устраивается процентов 50 наших выпускников. По опыту моей фирмы, могу сказать, что 50% из них остаются, а 50  уходят. Причина даже не в том, что в компании маленькая зарплата или плохие условия труда. Просто молодой человек считает, что ему надо набраться опыта где-то еще. У нас один сотрудник проработал 10 лет после МАДИ, а потом ушел в риэлторы, другой стал продавать автомобили. Я занимаюсь гаражным, диагностическим оборудованием, а ему продажа автомобилей оказалась больше по душе. У молодежи ведь такие настроения: надо попробовать. Так что тут много причин и не зависящих от работодателя.

Ваш вуз не пробовал как-то связаться с бизнесом, чтобы привлечь спонсоров, или деньги компаний, заинтересованных в подготовке специалистов для их производств?

К сожалению, бизнес живет своей жизнью. В наших условиях он выживает сам, и если у компании все идет хорошо, ей никакой вуз не нужен. Владелец компании знает, что к нему и так придут студенты, и уж здесь их научат работать. На сегодняшний день нет механизмов привлечения денег в вузы. Поэтому вузы, в частности наш, сами начали заниматься бизнесом. Например, на полигоне нашего института есть такая известная фирма «Лон МАДИ», она занимается продажей строительной, дорожной техники.

Может идея образования стать национальной идеей в России?

Столько было всяких попыток, начиная с первого указа Президента Ельцина о повышении зарплаты, о нормативах по количеству студентов на преподавателя. Ни один из этих законов за тот период, с 90-го года, и даже начиная с Горбачева, не выполнен. Т.е. деклараций очень много, а весь пар уходит в гудок, и результатов  никаких.

Я проработал четыре года преподавателем в Тунисе. Эта не очень развитая страна тратит на образование 30% своего ВВП и стремится к тому, чтобы все ее жители были образованными. Средний уровень зарплаты в городах там не меньше 400-500 долларов. Сейчас Тунис  ассоциированный член ЕС, к которому мы пока и близко не подошли. Кроме того, это страна, выпускающая автомобили РЕНО, Ситроен, автобусы Ивеко и т.д. Когда мы будем вкладывать хотя бы 15% от ВВП в образование, положение изменится.

Дипломы МАДИ котируются за рубежом?

Большинство стран не признает наши дипломы, потому что надо входить в Брюссельскую ассоциацию, платить за это, соответствовать западным стандартам образования. Наверное, возьмут опытного физика, программиста. Кроме того, важен опыт специалиста, если он покажет себя на практике, его и без диплома возьмут.

Вы сказали, что преподавали в Тунисе. Значит, наши преподаватели котируются за рубежом? Как Вы оцениваете своих западных коллег?

Это было советское время. Тогда наши дипломы признавались, тем более, что я преподавал в вузе, который построила ЮНЕСКО, и эта организация давала квоты для привлечения преподавателей: 20%  России, 10%  всем остальным соцстранам, 40%  Франции и т. д. Что касается моих зарубежных коллег, могу сказать, что это довольно подготовленные специалисты. Они, конечно, знают свое дело. Но они никогда не церемонились со студентами, например, не проводили никаких консультаций, а говорили: «Иди в библиотеку и изучай, а на экзамене свои знания покажешь». Задача преподавателя зарубежного вуза  прочитать лекцию, и считаю, что это правильно: студенту нужно давать больше самостоятельности. Что такое инженер? Он должен уметь работать с технической литературой, уметь сам разобраться в проблеме. У меня есть специалист, который занимается компрессорами, а до этого он никогда этим не занимался. Но он взял книги по компрессорам, изучил по ним предмет, затем поехал на стажировку. Т.е. он стал специалистом по компрессорам, потому что он  инженер широкого профиля, который может все это изучить.

По мнению ряда специалистов, вузы, а тем более университеты смогут выжить только в экономически развитых мегаполисах.

В каждом городе есть автомобили, и специалисты по автосервису в каждом городе нужны. Если там будут выпускаться 25 человек, они будут востребованы. Нужно, чтобы вузы изучали свой потенциальный рынок труда. Кроме того, в периферийных вузах иногда попадаются очень интересные самородки-преподаватели. Но когда-то рынок труда небольшого города будет насыщен, и выпускникам вуза в этом городе станет трудно найти работу. Автомобилизация у нас еще не дошла до таких размеров, как в Европе или где-то в США, хотя парк автомобилей в России растет довольно быстро.

Может ли увеличение затрат государства на образование дать прибавку ВВП? Если да, то через сколько лет?

Я думаю, у нас выпускников вполне достаточно, чтобы поднять страну и увеличить ВВП. Деньги образованию, конечно, нужны. Но если бы государство вкладывало их в производство, увеличивало количество рабочих мест, это стимулировало бы потребность в специалистах. Ведь за последний десяток лет в стране не появилось ни одного крупного предприятия, кроме предприятий в нефтяной и газовой промышленности. С грехом пополам достроили «замороженную» десяток лет назад ГЭС.

Не секрет, что сейчас многие выпускники школ идут в вузы только для того, чтобы избежать призыва в армию. А если всеобщего призыва не будет, может быть, и абитуриентов поубавится?

Может, отток и будет, но небольшой. Я бы предложил давать отсрочку специалистам с высшим образованием. У нас крайняя нехватка в вузах младшего технического персонала  лаборантов, механиков, людей, которые занимаются практической подготовкой учебного процесса. С большим трудом мы набираем туда студентов с вечернего отделения, которых можно назвать работниками с большой натяжкой. Они приходят на работу для того, чтобы им поставили тройку или четверку. Вот, например, в Тунисе лаборанты были из Швейцарии, они ехали туда вместо армии и, отработав два или полтора года лаборантами, возвращались обратно в Швейцарию. Т.е. нужна какая-то альтернативная помощь высшему образованию, так же как и средне-техническому. Сейчас лаборант  либо старик лет 70, который налаживает аппаратуру, закручивает гаечки, либо преподаватель это делает, потому что нет людей на такую зарплату.

Рабочая группа под руководством Шувалова разрабатывала стратегию развития государства и поставила одним из приоритетов развитие профтехобразования. По мнению разработчиков, это то, что может поднять страну.

Думаю, резон в этих словах есть, потому что во всех развитых странах очень хорошо поставлено профтехобразование. Там в отличие от вузов, эти учебные заведения как раз дают узкую специализацию. Кто у нас сейчас работает на стройках, в автосервисах?  Приезжие люди. А где же наши-то кадры? Их нет. Но ведь кто-то должен ремонтировать наши автомобили, вот мы и нанимаем неквалифицированных приезжих, и все потому, что у нас фактически нет системы профтехобразования. Советское профтехобразование было на голову выше сегодняшнего. Там была большая специализация, и оттуда выходили хорошие кадры для заводов. Правда, и заводы работали. Только при одном АЗЛК было 3 профтехучилища. Сейчас нет ни этих училищ, ни самого АЗЛК. При ЗИЛе было несколько училищ и техникум. Теперь практически нет ничего. При каждом порядочном заводе было ПТУ. Количество профтехучилищ в Москве уменьшилось раз в пять. Сейчас кадры профтехобразования нужны для тех отраслей, которые действуют. Это система обслуживания: ресторанный бизнес, гостиничный, автосервис, строительство, дорожное хозяйство и др.

Страны Прибалтики взяли в свое время курс на западные стандарты образования и сейчас их осваивают. Может быть, и нам пойти по такому пути?

Они, во-первых, уже члены НАТО и члены ЕС. Перемещение труда в рамках стран ЕС свободно. Прибалтика, давно уже была нацелена на западные образцы и жизни, и образования. Я думаю, что с российским дипломом при большом желании вы будете в лучшем случае на бензоколонке заправлять автомобили.

Опять-таки это, наверно, потому, что наш диплом не котируется.

Во-первых, нужно знание английского языка. Языковая подготовка в вузах крайне слабая. Наши приличные специалисты, знающие язык, работают в представительствах зарубежных фирм. Во-вторых, у нас нет специалистов, которые могли бы учить по западным стандартам. 99% из них, я уверен, вообще не думали об этом. Даже профессор МАДИ, которому 70 лет, скажет: «О чем мы говорим? О каких-то пятнах на Луне». У нас нет молодежи, а уйдут старики, совсем преподавать будет некому. Поэтому и наука, и образование стоят на таком месте, на каком они должны стоять при таком подходе к делу. Если разваливать предприятие 20 лет, то оно в итоге развалится. Если не чинить канализацию и водопровод в доме, у вас и дом рухнет. Сегодняшнюю систему образования можно сравнить вот с таким полуразрушенным домом. В России осталось довольно мало серьезных и успешных вузов.

После такой беседы можно предположить, что хороших дорог в России не будет.

Дорог не будет, потому что, прежде всего, у нас нет хорошей дорожной техники и хороших материалов. Это я к тому говорю, что ситуация с дорогами такова не только потому, что специалистов плохо учат. Хотя и знания, в том числе, отстали, потому что человек, которому 80 лет, не может хорошо изучать современные технологии, и, соответственно, научить им студентов, и он читает последние 20 лет одно и то же. Я знаю профессора, который, даже выезжая за границу на выставку, вместо того, чтобы на выставке быть, гуляет по городу, ходит по магазинам. Ему выставка неинтересна, он знает, что он уже на пенсии, осталось проработать 5-10 лет, и ему это не надо. А молодежь, я уже говорил, в преподаватели не идет!

наверх