Теория эволюции
Георгий Назин Ректор Сургутского государственного университета
Система взглядов на образование существенно менялась на протяжении двенадцатилетнего цикла, начиная с принятия Федерального Закона об образовании в 1992 г. Поучительно бросить хотя бы беглый взгляд на то, как это происходило и обозначить направления этой эволюции.
Этапы
С 1992 г. начинается этап выживания образования в рыночной стихии. Законы «Об образовании» и о «Высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятом в 1996 г., ввели в практическую жизнь образовательные учреждения различного статуса: государственные вузы субъектов федерации, муниципальные, негосударственные; усилили автономность образовательных учреждений и распространили рыночные отношения на сферу образования. Это этап постепенного ухода государства из образования, в надежде, что образовательная система самостоятельно достигнет состояния, отвечающего интересам общества и государства.
Разочарование стихийным ходом развития образовательной системы породило новый этап эволюции образования. Он характеризуется целой серией попыток административными методами через реформирование создать необходимые качества образовательной системы. Это «смутное» время характеризуется многократным реформированием системы управления образованием и попытками таким образом повлиять на ее качество. Этот этап не оставил сколько-нибудь значительных документов и не дал ощутимых результатов.
С создания Минобразования начинается новый этап «модернизация образования». В это время была принята Национальная доктрина образования в РФ до 2025г., Федеральная программа развития образования на 2000-2005гг., а также Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. Проблемы образования были подняты на государственный уровень, сформулированы представления о требуемых качествах образовательной системы, достичь которые предлагалось путем направленного изменения состояния образовательной системы модернизации.
Нынешний этап развития образования начало новое министерство Минобрнауки, с акцентом на развитие образовательной системы РФ. Кроме материалов к докладу министра А. Фурсенко на заседании Правительства РФ и его публичных выступлений, других материалов нет. Тем не менее, общее изменение парадигмы образования можно уловить. Особенности нового подхода осознание социально-экономического значения профессионального образования, учет внешних по отношению к образованию факторов, прежде всего, социально-экономических, влияющих на состояние образовательной системы РФ.
Таким образом, образование, за двенадцатилетний цикл развития прошло путь от реформирования создания необходимых качеств образовательной системы административным (силовым путем) через модернизацию принудительное изменения качеств к управлению изменением качеств в процессе развития. Эффективное управление образовательной системой должно опираться на выявленные законы и тенденции ее развития. Рассматривая их, мы сосредоточим внимание на важном в социально-экономическом смысле секторе образования профессиональном образовании.
Тенденции
От советских времен РФ достался ведомственный характер профессионального образования. Министерства содержали систему профильных вузов, в которых профессиональное образование велось по широкому набору узких специальностей, необходимых предприятиям соответствующего ведомства. Невостребованность находящейся в упадке российской промышленностью выпускников профильных вузов заставила их обратить внимание на образовательные потребности населения страны, которое готово было платить за подготовку специалистов гуманитарного профиля.. Чтобы готовить их вузы повсеместно стали переходить в статус профильных университетов. Так родилась тенденция университизации профессионального образования. С одной стороны эта тенденция соответствует тому факту, что единственным адекватным рыночной экономике образованием является университетское образование, которое даёт возможность человеку создать фундамент для дальнейшего, непротиворечивого накопления новых знаний, роста компетентности, способности безболезненно менять в широких пределах сферу своей профессиональной деятельности.
С другой стороны, потеряв профессиональную ориентацию, новоявленные университеты, как правило, не поднимаются до уровня полноценного университетского образования. По сути, название «университет» в этом случае используется в коммерческих целях, в ущерб престижу университетского образования.
У Минобрнауки есть все основания остановить процесс необоснованного порождения профильных университетов т.к. статус профильных университетов противоречит действующему законодательству.
Особенности университета и отличия между разными видами высших учебных заведений отражены в 9-й статье Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Закон следующим образом характеризует сущность университета и академии .
Университет высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки, а так же, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук и т.д.
Тогда как академия реализует и выполняет все тоже, но преимущественно для определенной области науки и культуры. Университет и академия являются ведущими научными и методическими центрами: но университет в широкой области своей деятельности, тогда как академия лишь в одной из областей науки. Тем самым, очевидно, что профильные университеты по действующему законодательству могут классифицироваться лишь как академии, а ни в коем случае как университеты.
Следующая тенденция коммерциализация образования. В целом такая тенденция соответствует мировой практике в области образования: расширение набора образовательных услуг и привлечения средств населения для повышения своего профессионального уровня. Отрицательная сторона этого явления усиление расслоения общества не только по имущественному цензу, но и образовательному. Кроме того, при переводе профессионального образования в статус услуги, часто происходит потеря его фундаментальности.
Регионализация распространение профессионального образования на регионы страны это еще одна явно обозначенная тенденция развития образовательной системы. Ее несомненное достоинство обеспечение доступности профессионального образования для населения регионов, которое, к сожалению, нивелируются низким качеством профессионального образования, реализуемого через филиалы центральных вузов на платной основе. Во многих документах Минобрнауки, как абсолютно негативный факт отмечается рост филиалов. Сегодня их насчитывается около 1700. Свою долю ответственности за снижение качества образования филиалы, конечно же, несут. Однако существует и положительная сторона этого явления. Филиалы подчеркнули низкую плотность сети профессионального образования на территории РФ, ярко обозначили точки востребованности профессионального образования.
Регионализация наиболее значимая тенденция развития образовательной системы России т.к. она согласуется с все возрастающей социально-экономической ролью регионов в РФ.
Социально-экономическая роль регионов
Основное население страны находится в регионах, где и происходит реализация конституционных прав гражданина России. Здесь же должны быть созданы социальные условия, гарантирующие эту реализацию. В частности должно быть обеспечено право на получение высокого уровня профессионального образования. Природные ресурсы, население и созданное предыдущими поколениями общественное производство определяет экономическую роль регионов в жизни страны. Ведущий сектор рыночной экономики, малый и средний бизнес, естественным образом может развиваться именно в регионах, т.к. требует для своей реализации значительные людские ресурсы. Именно поэтому возрастание социально-экономической роли регионов предопределено выбором Россией рыночной экономики. С этим должны быть согласованы приоритетные направления развития образовательной системы России
Стратегия развития
Во всех дискуссиях о свойствах и качествах образования России молчаливо предполагается, что образовательная система России охватывает все население страны, нуждающееся в образовании соответствующего уровня. Это в основном справедливо в отношении общего образования, но это далеко не так по отношению к профессиональному образованию и особенно к высшему профессиональному образованию. Плотность сети профессионального образования России недостаточна. Это наглядно демонстрирует бурный рост филиалов центральных вузов в регионах России.
Профессиональное образование эффективно, если оно доходит до всех слоев населения нуждающихся в нем, поэтому стратегическим направлением развития образовательной системой России должно быть создание плотной работоспособной региональной системы профессионального образования.
Через развитие региональной системы профессионального образования достигаются цели, декларируемые в Концепции модернизации образования, и обеспечивается реализация приоритетных направлений развития образовательной системы РФ, обозначенных Минобрнауки.
Все качества системы профессионального образования РФ эффективно проявляются, если она охватывает образованием соответствующего уровня значительную долю нуждающегося в нем населения страны. Только так можно обеспечить реальную доступность и социальную эффективность профессионального образования, повысить профессиональную квалификацию населения, а следовательно и производительности труда страны, доказать экономическую эффективность профессионального образования, а тем самым и обосновать выбор профессионального образования как приоритетного направления развития образовательной системы РФ.
Получение профессионального образования на протяжении всей трудовой деятельности (непрерывность профессионального образования) возможно, если оно будет предоставляться, как правило, без отрыва от производства непосредственно в местах проживания и работы населения.
Основа инвестиционной привлекательности профессионального образования, как и любой услуги устойчивый широкий спрос населения, опять же предполагает развертывание профессионального образования в регионах.
Таким образом, непрерывность профессионального образования и его инвестиционная привлекательность могут быть реализованы только в региональной системе профессионального образования. Система профессионального образования страны состоит из систем профессионального образования регионов (СПОР), являющихся таким образом основной структурной единицей профессионального образования страны.
Модель системы
Профессиональное образование, которое существует в регионах, не является системой. Для эффективной реализации стратегического направления развития образовательной системы РФ необходимо явно сформулировать требования к СПОР, описать принципы ее создания и функционирования, т.е. построить модель СПОР.
СПОР должна учитывать структуру промышленного производства и сферы услуг региона, состояние малого и среднего бизнеса, стимулировать их развитие и, в конечном счете, быть основой устойчивого развития региона. Кроме этого, система должна обеспечивать подготовку кадров для общественного производства региона, высокое качество профессионального образования, непрерывность профессионального образования и др.
Спектр образовательных услуг, предоставляемых СПОР, должен удовлетворять значительную долю потребности населения региона, обеспечивая ему реальную доступность профессионального образования. СПОР должна перехватить инициативу у филиалов вузов, предоставив населению более широкий набор образовательных услуг, чем это сделали они. Расплывчатое понятие качества профессионального образования можно уточнить применительно к условиям рыночной экономики. Качество профессионального образования должно быть таким, чтобы обеспечивать эффективность трудовой деятельности индивидуума в общественном производстве.
Рыночная экономика, рынок труда породили понятие профессия основной род занятий, трудовой деятельности, постоянная специальность, дающая средства на жизнь. В этом понятии основной акцент делается на ограничении сферы деятельности и постоянства занятий в ней. В условиях медленного меняющегося производства это гарантировало постоянное совершенствование умений и навыков, определяющих эффективность производственной деятельности индивида. Отсюда профессионализм как критерий качества рабочей силы, определяющей успешность личности на рынке труда.
В развитой стадии индустриального общества все более успешными на рынке труда становятся люди, способные эффективно трудится в целой отрасли общественного производства. Критерием эффективности личности в общественном производстве становится профессиональная культура мастерство, позволяющее индивидууму эффективно трудиться в широкой области профессиональной деятельности.
Существенное ускорение обновления общественного производства в информационно-индустриальном обществе, многократная смена технологий в течение жизни одного трудового поколения приводит к востребованности нового качества, которое необходимо иметь человеку, вышедшему на рынок труда компетентность. Компетентность акцентирует внимание на осведомленность, обладание основательными знаниями, обоснованными представлениями, позволяющими индивиду достаточно быстро осваивать незнакомые ему ранее отрасли общественного производства. Лучший русский эквивалент этого понятия слово «осведомленность». Компетентность интеллектуальная надстройка над мастерством. Сплав профессионализма и компетентности становится доминирующим в быстро меняющейся рыночной экономике. Такие требования следует предъявлять к качеству образования СПОР.
Образовательное пространство
Непрерывность профессионального образования в СПОР может быть обеспечена системой повышения квалификации и переподготовки кадров дополнительным образованием. Это направление развития образовательной системы РФ наиболее актуально с точки зрения влияния на экономику и, к сожалению, наименее развито. Прежде всего, отсутствует достаточное нормативное и методическое обеспечение этой деятельности. В этих условиях требуются усилия всех участников экономической деятельности в регионе для создания жизнеспособных форм реализации системы непрерывного профессионального образования.
Создание системы профессионального образования в регионе может опираться на следующие принципы: максимальное использование имеющихся образовательных структур региона, интегрирование образовательных учреждений в укрупненные структуры с целью наиболее эффективного использования образовательных ресурсов региона, структурирование образовательного пространства региона.
Первое серьезное препятствие на пути собирания образовательных структур в СПОР фактически полное отсутствие нормативной базы. Нужны значительные усилия для преодоления эгоистических устремлений отдельных образовательных учреждений региона, и нужны экономические рычаги, поощряющие их интегрирование в СПОР. Одних усилий региональных властей явно недостаточно. Нужна федеральная программа создания региональной системы профессионального образования РФ как стратегического направления развития образовательной системы России.
Для построения СПОР могут быть использованы три типа укрупненных структур, определенных в «Типовом положении о вузе».
Образовательное пространство региона разбивается на образовательные округа, в центре которых располагаются университеты (университетские комплексы), выполняющие функции базовых вузов СПОР.
Образовательный округ наиболее крупная структурная единица системы профессионального образования. Это ассоциация, союз без прав юридического лица, объединяющий образовательные учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, реализующие образовательные программы различных уровней. Все образовательные учреждения и организации, входящие в состав образовательного округа, сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица. Их отношения с университетом (университетским комплексом) осуществляются на основании договоров о совместной деятельности. Образовательный округ, ядром которого является университет (университетский комплекс), выполняющий функции центра учебно-методического обеспечения, создается образовательными учреждениями и организациями, входящими в его состав на добровольных началах. С учетом ведущей роли университета образовательный округ следовало бы называть университетским округом.
Важнейший элемент образовательного округа территориальные образовательные комплексы (ТОКи). Они создаются в границах тех территорий, которые непосредственно не включены в университетские комплексы, например, в силу географической удалённости от них. В подавляющем большинстве территорий существует несколько учреждений профессионального образования, которые можно интегрировать в ТОКи ассоциации, развитая форма которых, включает в себя филиал (филиалы) вузов, колледж, техникум, ПТУ, профильный лицей, центр переподготовки и повышение квалификации. ТОК это образовательный округ в миниатюре по принципу интегрирования входящих в него образовательных учреждений. Ведущая организационная структура в нем связка филиал вуза колледж, выполняющая в ТОКе ту же роль, что и университетский комплекс в образовательном округе.
Уже сегодня многие регионы (субъекты федерации) имеют в своем составе несколько промышленно-развитых центров, в которых возможно формирование университетских комплексов и на их основе формирование образовательных округов. Следовательно, региональная система профессионального образования примет законченную форму тогда, когда университетский центр (комплекс) будет дополнен соответствующими центрами образования на территориях региона ТОКами. В этих центрах появляется возможность давать начальное, среднее и незаконченное высшее профессиональное образование, с возможностью его продолжения в университетском центре.
Апрель 2005 г.