Понедельник, 28 марта 2011 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги






















Посредники моды

Виталий Фукин Ректор Московского государственного университета дизайна и технологии

Издревле человек нашел способ защитить себя от вредных воздействий окружающей среды и по мере развития цивилизации «человек разумный» предъявляет к своей одежде более высокие требования. В общем случае необходимость в одежде, обуви, кожгалантерейных изделиях, средствах передвижения, в спорте, так же как и обеспечение здоровья и безопасности образуют множество потребностей, которые могут создавать мотивации для проектирования соответствующих изделий. На определенном этапе развития страны встает вопрос о качестве товаров народного потребления, решение которого в значительной мере определяется уровнем профессионализма инженерно-технических работников. Московский Государственный Университет Дизайна и технологии (МГУДТ) (до 1992 года МТИЛП) на протяжении всего периода своего существования с 1930 года развивает специальности, призванные улучшить обеспечение потребностей человека в предметах одежды, обуви, кожгалантереи и т. п.

Экскурс в историю

В середине прошлого века, когда страна становилась на путь послевоенного развития, вместо кирзовых сапог нужно было выпускать много прочной повседневной обуви. Тогда было не до цветовой гаммы кожи, из которой изготавливалась обувь на фабричных конвейерах. Да и химическая промышленность как могла, обеспечивала это однообразие. Проблема усугублялась тем, что в кадровом арсенале легкой промышленности были инженеры двух специальностей  технологи и механики. Они учились, как сделать обувь прочной, добротной, а о том, как конструировать красиво и речи не было. Конструирование и проектирование во всем мире в то время уже определялось одним английским словом  дизайн «design», которое в Союзе было объявлено запретным, как и кибернетика. Вот и придумывали художники термины, обходящие это простое слово: художественное конструирование, художественное оформление, моделирование и т.п. Художников легкой промышленности для текстиля готовили на факультете прикладного искусства текстильного института, но они не задерживались на предприятиях, уходя после отработки распределения на вольные хлеба. В этот период, были разработаны учебные планы новых специальностей «Конструирование изделий из кожи», «Конструирование швейных изделий». В результате уже к концу 60-х годов мы получили новых специалистов-конструкторов по изделиям легкой промышленности. Они стали посредниками между художником и технологом, своеобразными проводниками моды. В учебные планы была введена значительная, на протяжении всех пяти лет обучения, художественная подготовка, включающая рисунок и живопись, приемы создания художественного образа, спецкомпозиция, методы конструирования, впоследствии автоматизированного.

Опыт разных стран

С переходом на рыночные отношения резко возросли требования к выпуску конкурентоспособных изделий. В 1994 году руководство университета пришло к заключению о необходимости открытия нового структурного подразделения  факультета Дизайна, который сегодня функционирует в статусе института. Нами учитывается отечественный опыт подготовки специалистов художественного профиля и перенимается зарубежный, путем развития сотрудничества с Нью-Йоркским институтом моды и технологии, Итальянским центром дизайна, Берлинским институтом моды, Радомским политехническим университетом (Польша), школами Святого Мартина в Лондоне и ES MOD в Париже. По объективным и субъективным причинам сегодня в мире сложилась ситуация, при которой средний уровень жизни в странах содружества независимых государств (СНГ) значительно ниже, чем в экономически развитых государствах. В отдельных странах СНГ он сопоставим с послевоенным уровнем жизни населения государств, понесших огромные материальные, людские и интеллектуальные потери во второй мировой войне. В настоящее время часть этих стран (например, Япония и Германия) входят в число передовых индустриальных государств с высоким уровнем жизни, обеспеченным достижениями в образовании, науке и технике. Анализ развития таких стран показывает, что «стартовой площадкой» для послевоенного экономического бума стали и отрасли промышленности, ориентированные на производство предметов массового спроса, как результат пристального внимания специалистов к проблемам дизайна и конструирования предметов массового спроса, технологических процессов и производственного оборудования.

Сегодня интерес к красоте, дизайну, особенно в индустрии моды возрос. Это слово стало приманкой для учебных заведений и абитуриентов. В связи с этим, увеличился поток лицензий на открытие дизайнерских специальностей. Процесс этот лавинообразный и трудно регулируемый. В 2003-2004 г.г. дизайнерские факультеты открылись в 50-ти вузах и еще в 5-ти в 2005 г. Не удержались от соблазна и такие «киты» инженерного образования как МГУПС (МИИТ) и МГТУ им. Н. Э. Баумана. Объявления в газетах и справочниках для абитуриентов пестрят предложениями образовательных услуг в дизайнерской сфере разной направленности. Здесь дизайн костюма, интерьера и среды, ландшафтный и компьютерный, фото-дизайн, WEB-дизайн и даже фэншуй. Как разобраться на этой ярмарке модных специальностей. Трудно несведущему человеку, но не легко и специалисту. Чему и как учить, каковы сроки обучения, где и как будут использоваться выпускаемые специалисты?

Новый подход

Сегодня отрадно отметить, что в последние годы интерес к красоте, дизайну, особенно в индустрии моды возрос. Прошла череда открытий специальностей дизайна в вузах, техникумах, колледжах, однако, не все однозначно хорошо. Странно звучит в объявлении колледжа, что слушатели за 2-3 месяца получат квалификацию кулинара, визажиста, а то и дизайнера -стилиста. Слишком простым оказывается путь по открытию специальностей и особенно дизайна одежды. Вопрос требует серьезного всероссийского обсуждения, и он состоялся этой осенью. В начале октября 2004 года в Сочи проходил традиционный фестиваль «Бархатные сезоны» и параллельно Министерством образования и науки РФ проводилась Всероссийская научно-практическая конференция «Современные технологии в дизайн-образовании». В рамках научно-практической конференции проводились заседания учебно-методического объединения по образованию в области дизайна и изобразительных искусств, технологии и конструирования изделий легкой промышленности. Учебно-методическое объединение по образованию в области технологии конструирования изделий легкой промышленности обсуждало проекты государственных образовательных стандартов по подготовке специалистов в области технологии и конструирования изделий легкой промышленности и переход на европейскую структуру бакалавр-магистр.

Нами созданы проекты таких стандартов и представители 18 вузов, которые осуществляют подготовку специалистов в области легкой промышленности, по технологии конструирования приняли участие в их обсуждении. Сейчас в головной совет МГТУ имени Н. Э. Баумана представлены проекты государственных образовательных стандартов третьего поколения, по подготовке бакалавров и магистров по специальности. Это совершенно новые подходы в реализации образовательных программ, которые вписываются в европейскую образовательную систему.

Отмечу что, для того чтобы произошли качественные изменения в отрасли и в индустрии моды, необходимо распространение лучшего опыта в области текстильной и лёгкой промышленности, а фестиваль и научно-практическая конференция  это своего рода школа, в которой участники могут знакомиться с творчеством партнёров, получать профессиональные навыки на мастер-классах, отслеживать тенденции моды. Важной проблемой не только для выпускника, но и для промышленности России является использование специалистов. С системой распределения канули в лету и «заявки» на специалистов. Нет структуры, которая собрала бы сведения о вакансиях по всей отрасли, предложила бы их выпускникам и вузам. На конференции состоялся круглый стол «Проблемы кадрового обеспечения современной индустрии моды и пути их решения» с участием представителей Министерства образования и науки РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, союза дизайнеров, вузов, предприятий, СМИ. Это пока первый подход к проблеме и сколько еще над всем сделать, чтобы прозвучало как у тяжелоатлетов «Вес взят!»  каждый выпускник трудоустроен.

Руководитель Агентства по образованию Г. А. Балыхин дал согласие на ежегодное проведение данной конференции со статусом «Всероссийская научно-практическая конференция «Современные технологии в дизайн-образовании».

Апрель 2005 г.


наверх