Понедельник, 28 марта 2011 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги






















Евангелие конкурентоспособности

Олег Свиридов Ректор Оренбургского государственного института менеджмента

В истории своего развития образование не раз сталкивалось с попытками политической, идеологической или социальной диктатуры. Каждый раз это заканчивалось уродливым развитием целого или нескольких поколений людей, остановками в развитии общества в целом. То, что сейчас происходит с образованием не только в РФ, но и во всем мире  это не прямое осуществление диктатуры, это больше закулисное нападение, ведущее за собой последствия разрушения свободы самого человека при выборе, чему и как учиться. Речь идет о процессах глобализации, а также о Болонской декларации  своеобразном «Евангелие конкурентоспособности» образовательных учреждений.

Заповеди

Мы все находимся под влиянием рынка. Он теперь почти универсально принят как большой регулятор экономической и социальной жизни, главный организатор, к которому каждый человек, каждая компания, каждое образовательное учреждение и каждое общество должны приспособиться и подчиниться ему. У образовательных учреждений нет теперь никакой другой веры, кроме как веры в механизмы рынка. Это, к сожалению, действительно представляет на сегодняшний момент наиболее рациональный и разумный выбор. В этом нас все более и более даже не убеждают, а ставят перед фактом. В «Евангелие конкурентоспособности» есть свои заповеди:

Не сопротивляйтесь глобализации капитала, финансов, компаний и их стратегий: Текущий процесс глобализации в экономике считают уже неизбежным фактом, которому никакая страна, не может сопротивляться.

Не останавливайтесь в гонке за технологическое новшество:

Если вы останавливаетесь или медлите, или более слабы в инновациях, вы будете оставлены позади, устранены. Эта заповедь, которая имеет прямое значение для образовательных учреждений, прежде всего РФ, так как узаконена научными и технологическими революциями последних 30 лет, прежде всего в сфере материалов, новых биотехнологий, области производства, информации и коммуникаций. Современные научно-технические открытия, являются началом больших преобразований, которые затрагивают каждую человеческую судьбу. Они  основа для рождения нового общества  века информации, который направит всю свою энергию на экономический рост. Технологические новшества становятся входным билетом в 21-й век. Общество должно стать инновационным, а это залог взаимодействия учреждений высшего образования и промышленности.

Не обеспечивайте никакой защиты для экономики своей страны от процессов глобализации Вся национальная защита является еретической. Согласно этой заповеди, никакая защита не позволяется, не допускается против финансовых хищников, которые, используют в своих интересах полную свободу движения капитала. В 80-е годы финансовые институты в США и Европе получили полную свободу от контролирования своей деятельностью, а теперь все политические лидеры находятся под контролем финансовых рынков. Несмотря на это, эти те же самые власти продолжают проповедовать полную либерализацию движения капитала, товаров, услуг, неизбежность адаптации политики, социальных дел и культуры к деятельности глобальных финансовых рынков.

Прекращение регулирования функционирования экономики и общества. Невмешательство государства в установку правил экономики, оставление этой роли полностью силам свободного рынка

Эта заповедь ясна. Государственное действие должно быть ограничено созданием самой благоприятной окружающей среды, которая будет ориентировать функционирование экономики. Это прямое наступление на демократию. Хотя о какой демократии может идти речь в нынешнюю эпоху президентов-марионеток, избираемых узким кругом лиц с помощью изощренных политических технологий. Регулирование экономики  это уже не роль граждан, то есть государства через посредство избираемых представительных учреждений. Их роль оценщиков результатов действий экономических агентов должна быть прекращена. Эту роль отдают производителям, и, прежде всего, финансистам. Согласно этой заповеди, вы  гражданин тогда, когда вы  хороший производитель или хороший потребитель. Государство должно ограничить себя понимание того факта, что правила рынка, установленного игроками, уважаются сообществом.

Продолжение приватизации всего, что является в состоянии быть приватизированным Все должно быть под властью частного сектора  собственность, управление городским транспортом, железными дорогами, авиалиниями, водой, газом, электричеством, банками, страховыми компаниями, больницами, школами, университетами, пенсиями, культурой. Приватизация, как говорят, позволит нам использовать и материальные и нематериальные ресурсы стран самым эффективным способом в интересах требований рынков.

Соблюдая эти заповеди, вы будете конкурентоспособны Если вы будете неконкурентоспособны, то вы не будете иметь никакого шанса на выживание в структуре глобальных, технологических и коммерческих сражений, потому что ваш противник устранит вас от рынка. Потребность в конкурентоспособности не ограничена и касается каждого, включая систему образования. До недавнего времени, соревнование между университетами было частью естественного положения вещей. Это было необходимым в рамках удовлетворения личных амбиций ученых в законном поиске признания общественного, научного, политического. Сегодня, это тенденция к борьбе за выживание, где научно-исследовательские лаборатории, отделы и университеты обязаны конкурировать друг с другом в гонке за финансирование, особенно частное финансирование.

Основа для выживания

В РФ практика распространения принципов торговли образовательными услугами в университетах развивается медленно, от случая к случаю, при условии хороших связей с заказчиками-предприятиями. На уровне «производства знания» торговля практически отсутствует. Естественно, что связи с предприятиями сегодня не только необходимы, но являются основой для дальнейшего выживания образовательных учреждений. Тем более что и сами компании все более и более вовлечены в то, что называют фундаментальным исследованием из-за роста наукоёмкости технологий своего производства. Проблемы организации и стремительного развития таких связей все более очевидны:

&

#151; далеко не во всех наших компаниях произошло осознание роли знаний, значения научной и технологической информации для повышения эффективности и производительности

у большинства предприятий нашей страны отсутствуют инвестиционные возможности для разработки и внедрения новых технологий

у образовательных учреждений также отсутствует стратегия развития, основанная на взаимодействии с крупными предприятиями

в стране до настоящего времени не принято рациональное налоговое законодательство, которое поощряло бы образовательно-производственные альянсы.

Во многом взаимодействию учреждений образования с предприятиями мешают все более растущие их финансовые проблемы. Материальная база большинства образовательных учреждений нищенская, внешний вид зданий и сооружений, лекционных залов и аудиторий непривлекателен, базы для проведения серьезных исследований отсутствуют, качество преподавания низкое. Образование в регионах сегодня осуществляется во многом на уровне коммунального обслуживания. Компании самоустраняются от взаимодействия с вузами, ибо последние в своем плачевном состоянии видят в них чаще всего лишь как источник сиюминутных спонсорских вливаний. Естественно, что все перечисленные проблемы сказываются на автономии, независимости и качестве вузовских научных исследований.

Финансы и исследования

Низкий уровень заработной платы ученых и профессорско-преподавательского состава вузов при постоянном росте числа защит кандидатских и докторских диссертаций говорит скорее о привлекательности статуса ученого, чем о качественном росте кадрового потенциала. Многие научные работы сегодня в стране публикуются в журналах за солидные деньги авторов, в связи с этим авторитет данных публикаций весьма невысок. Данное обстоятельство имеет очевидные и печальные индустриальные и финансовые последствия для российской экономики. Действительно, для большинства вузов капитал для исследования, который поступает от предприятий, все еще, представляет собой малую часть (между 10 и 15 %) всего финансирования. Тенденция увеличения такого финансирования наблюдается от разработок в области высоких технологий, энергетики, телекоммуникаций, автоматизации, информатики, медицины, оптики, ядерной промышленности. Однако, возможно самый опасный для вузовской науки способ продавать исследование появляется на уровне завершения произведенного знания и соответствующих технологий. С этого времени техно-наука преднамеренно используется и способствует обслуживанию конкурентоспособности компаний на глобальных рынках. Исследование, как убеждают нас, должно обслуживать цели конкурентоспособности предприятий и организации. В течение более чем 15 лет власть последовательно повторяет, что это главная цель науки. Кроме того, это  единственная цель и политика Европейского союза, под диктовку которого живет вся наша страна. Однако, это не противоречит желаниям и стремлениям университетских исследователей и академических властей. Как правило, представители университетской элиты объединены в национальные и международные научные советы, определяя научную и технологическую политику, играя тем самым своеобразную роль в определении как европейской, так и российской политики.

Но речь идет не только о научных исследованиях, но и об обучении в вузах, которое происходит под диктовку процессов глобализации при сохранении видимой автономности образовательных учреждений высшего профессионального образования. Что это, как не централизованное управление, от которого нас увел Закон «Об образовании» 1993 года? Именно с этого года за каждый финансовый транш РФ наше образование вынуждено было идти на уступки, ограничивающие свободу научного сообщества в выборе содержания, прежде всего фундаментальности образования. Мы вынуждены были перейти к стандартам, которые никак не способствовали и не способствуют сохранению и развитию выработанных десятилетиями традиций, уровня и качества признанного во всем мире российского образования.

Диктатура потребителя

Основная цель всего процесса модернизации  формирование высоко компетентного человеческого ресурса, в котором нуждаются компании большинства развитых стран, основной задачей которых является улучшение их конкурентоспособности на всемирных рынках. Мы обязаны быть на той же длине волны, что и университеты развитых стран, которые постоянно пересматривают свои программы, их цели и содержание, все более приспосабливаясь к потребностям экономики страны и предприятий. Сторонники модернизации российского образования на данной основе не совсем четко оценивают современные проблемы и противоречия процесса глобализации. «Приспособьте обучение к императивам экономики» и «Стремитесь к превосходству обучаемого вами человеческого ресурса, который будет являться самым адаптированным к деловым потребностям рынка»  вот два самых модных лозунга нынешних лет, характеризующие и общественную, и частную риторику относительно политики обучения будущего персонала предприятий. Другими словами, нам предлагают в образовательном процессе соединить производителя с потребителем, причем не образовательное учреждение будет диктовать формулы развития экономики, а потребитель будет диктовать, что и как преподавать за его кровные деньги. Что это, как не диктатура?

Вероятнее всего, что данная тенденция в развитии высшего профессионального образования сохранится в ближайшие годы. Но к счастью, не все университеты придерживаются этого духа времени, в том числе и в Европе. Ситуация менее благоприятна в Соединенных Штатах и отличается в Японии. Университеты Германии как могут противостоят новым тенденциям, мужественно пытаясь сохранить свою идентичность. Все больше университетов начинают видеть отрицательные эффекты идеологии конкурентоспособности в развитии образования и научных исследований. Во-первых, потому, что университеты всегда были свободными корпорациями преподавателей и студентов. Во-вторых, потому, что именно университеты были и всегда, надеемся, будут носителями и вдохновителями гуманных ценностей, идеалов социальной солидарности, социального правосудия, свободы, демократии, братства и человеческого достоинства.

Есть ценности, которые образование должно формировать и поддерживать всегда. Эти нравственные ценности не «заказываются». Именно университеты должны проводить исследования, производить и преподавать знания, которые будут иметь общественную пользу и общий интерес, а не только обслуживать определенную социальную категорию финансовой или экономической элиты. Общество должно адаптировать образовательные институты для формирования лучших, вечных человеческих качеств у новых поколений в новых социально-экономических и культурно-информационных условиях. Именно человеческий потенциал, который формируется в образовательных учреждениях, по сути является критерием оценки уровня развития страны, а не деятельность глобальных корпораций. Поэтому именно образовательные институты сегодня являются практически единственным местом противостояния глобализму.

Апрель 2005 г.


наверх