Уровень мастерства
Валентин Найденко Ректор Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета
Состояние архитектуры, градостроительства, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, практически адекватно отражают тенденции развития государства. Интенсивная модернизация строительной отрасли требовало подготовки квалифицированных инженеров и техников, профессионально подготовленных рабочих-строителей.
КРИЗИС
Помимо больших объемов строительно-монтажных работ, выполняемых в различных климатических условиях на огромном пространстве Советского Союза, в стране была создана эффективная система проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Государственная политика в отрасли осуществлялась правительством через Госстрой СССР или Минстрой СССР, научные исследования по развитию отрасли, разработке правовых, нормативных и экономических механизмов возлагалась на Академию архитектуры и строительства СССР (ныне Российская академия архитектуры и строительных наук), отраслевые научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения.
В годы перестройки строительной отрасли был нанесен ущерб, масштабы которого трудно представить, пожалуй, лишь развал промышленности страны можно сравнить по ущербу с потерями строительного комплекса. Сегодня в СМИ делаются попытки сопоставления профессионального уровня и производственных возможностей строителей РФ и зарубежных стран. Это сравнение некорректно, так как специалисты находятся в совершенно разных условиях, строительный комплекс РФ свыше 10 лет практически не имел заказов и финансирования адекватных кадровому потенциалу и мощности его производственной базы, квалифицированный инженерно-технический персонал и рабочие были вынуждены осваивать другие профессии.
Несмотря на кризисную ситуацию, сложившуюся в 90-х годах прошлого века в строительном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве, усилиями коллективов были сохранены и развивались архитектурно-строительные вузы и факультеты. Им предстоит совместно с руководством страны, администрациями субъектов РФ, строительными организациями преодолеть кризисное состояние отрасли и обеспечить ее конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках. Какие позитивные тенденции в свете указанных задач проявились за последние годы в архитектуре, градостроительстве, строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве.
Архитекторы получили свободу в творчестве, сегодня архитектурные школы России являются конкурентоспособными в мире, преображается облик городов, особенно крупных городов. Конечно, сложно избежать издержек в условиях отставания правовой и нормативной базы в области градостроительства, наибольшее число нарушений допускается при застройке исторических центров городов. Надеемся, что новый градостроительный кодекс Российской Федерации будет обеспечивать создание в городах благоприятных условий для жизнедеятельности людей.
Подготовка архитекторов в высших учебных заведениях в значительной степени соответствует современным требованиям, в том числе требованиям к модернизации высшего образования.
РАЗВИТИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В 1991 году на заседании ученого совета университета была изложена информация о перспективах введения в отечественной высшей школе многоуровневой системы образования с выпуском наряду с традиционными специалистами, бакалавров и магистров. Вопрос вызвал оживленную дискуссию на совете, а в последующем на факультетах и кафедрах вуза. По результатам этого обсуждения руководством ННГАСУ было принято решение о поэтапном переходе вуза на многоуровневую систему образования.
Государственная нормативная база по многоуровневому образованию (включая структуру, образовательные стандарты) в этот период еще не была разработана. Принимая решение о переходе на многоуровневую систему, ННГАСУ потребовалось направить усилия на разработку собственных проектов соответствующей учебно-нормативной документации. С этой целью 26 сентября 1991 года приказом ректора создается научно-методический отдел. К разработке комплекса документов привлекается большинство структурных подразделений вуза.
13 марта 1992 года выходит постановление Комитета по высшей школе Миннауки России «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации», а вслед за ним аналогичное решение президиума Ассоциации строительных вузов Российской Федерации.
Приказом ректора ННГАСУ от 24.08.1992 г. «О переходе института на многоуровневую структуру высшего образования» начинается реализация многоуровневой системы образования в вузе.
Сравнительный анализ результативности традиционного отечественного высшего профессионального образования и европейского высшего образования показывает, что по уровням знаний и репродуктивных навыков результативность традиционной системы отечественного высшего образования обычно превышала показатели западных школ. Однако по творческим навыкам наблюдалось некоторое отставание. Введение многоуровневой системы образования позволило ориентироваться на устранение отмеченного отставания путем индивидуализации образовательного процесса. При этом представляется возможным, по крайней мере, не снизить показатели по уровням знаний специалистов при сохранении объемов и содержания их подготовки.
Реализуемая в ННГАСУ с 1992 г. структура многоуровневого высшего образования предусматривает, что студент поступает в вуз (на I уровень) на направление бакалавриата. По окончании I уровня студент выбирает специальность в рамках II уровня и продолжает осваивать программу бакалавриата с дифференцированной компонентой блоком дисциплин, ориентированных на специальность. По окончании бакалавриата студент имеет возможность либо пойти на производство, либо продолжить обучение на III уровне (либо по программе специалиста, либо магистра).
К достоинствам данного варианта структуры можно отнести возможность реализации принципа опережающего обучения, поэтапность выбора образовательных траекторий, своевременность разделения научной и производственной ветвей образования (после бакалавриата, то есть после освоения части специальных дисциплин).
Последующая эволюция структуры подготовки специалистов была направлена на решение следующих задач: увеличение продолжительности подготовки специалиста до 1,5-2 лет, однако данный вариант подготовки специалистов министерством пока не принят по экономическим соображениям; более раннее разделение ветвей подготовки бакалавра + магистра и специалиста; организация двухуровневой производственной ветви образования с выпуском бакалавров и магистров. При последующей работе представляется целесообразным: сохранить преимущества структуры подготовки, учитывающей возможность поэтапного выбора траекторий образования и содержащей предусмотренные Болонской декларацией составляющие подготовки бакалавра и магистра; сохранить обобщенную ориентацию бакалавриата; не отказываться от ветви «Специалист», отражающей традиционные особенности отечественного образования. Выпускник бакалавриата (обобщенной по направлению ориентации) может пойти на производство, а также продолжить обучение по трем траекториям: научная (магистр по направлению) и две производственные (специалист и магистр по специальности, рассматриваемый как вариант углубленной по сравнению с традиционным специалистом подготовки).
Подготовка специалистов
Подготовка архитекторов в высших учебных заведениях в значительной степени соответствует современным требованиям, в том числе требованиям к модернизации высшего образования сегодня в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете учебный процесс, проведение научных исследований и практическая работа студентов в мастерских крупных архитекторов является нормой. Большинство дипломных проектов студентов архитекторов посвящено решению практических задач застройки городов жилыми, общественными, культовыми и производственными зданиями. Сотрудничество с архитектурными вузами и факультетами Италии, Франции, Германии, Великобритании, Испании убеждает нас в том, что подготовка архитекторов соответствует мировому уровню. Много внимания коллектив вуза уделяет подготовке инженеров и технологов в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Основные усилия направляются на обеспечение интеграции учебного процесса, научных исследований и практики, создания центров и лабораторий коллективного пользования, проведения учебных лабораторных работ с использованием современных приборов и технологического оборудования, широкое использование при организации учебного процесса информационных технологий. Участие студентов в инновационных проектах вуза на всех стадиях поисковые исследования, создание и испытание материалов, конструкций и установок, разработка проектной документации, внедрение проектов в практику.
Модернизация системы подготовки кадров в университете потребовала коренных изменений в структуре управления, принципах развития лабораторной базы и проведения научных исследований, перехода вуза на многоуровневую подготовку кадров, расширения сотрудничества с организациями строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, дальнейшего развития сотрудничества с Российской академией наук и отраслевыми академиями, с высшими учебными заведениями зарубежных стран, с администрациями субъектов РФ и городов. Эффективная связь с производственными организациями обеспечивается межотраслевым институтом повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров, создан и успешно функционирует в структуре университета 15 лет.
За многие годы работы в вузе сформировались известные в нашей стране и за рубежом научные школы, выполняющие фундаментальные и прикладные научные исследования, в том числе: разработка, испытание и оптимизация замкнутых систем водопользования промышленных предприятий, исключающих загрязнение водоемов и обеспечивающих использование очищенной воды и утилизацию осадков и шлаков, разработка и внедрение в практику бассейнового принципа перехода к устойчивому развитию хозяйствующих субъектов и регионов, здоровьесберегающие технологии обучения и др.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Сегодня международное сотрудничество вуза является одним из динамично развивающихся направлений деятельности вуза, включающим выполнение совместных научно-исследовательских проектов и программ и подготовку и повышение квалификации кадров.
С 1994 года в соответствии с межправительственным российско-германским соглашением ученые университета активно участвуют в выполнении двух научно-исследовательских проектов. Проекты направлены на решение актуальных инженерно-экологических задач создание высокоэффективных методов и средств обеспечения населения городов в бассейнах Волги и Рейна высококачественной питьевой водой.
В течение десяти лет вуз сотрудничает с ЮНЕСКО в области науки, образования и культуры. В 1998 году штаб-квартирой ЮНЕСКО в университете была открыта кафедра ЮНЕСКО «Экологически безопасное развитие крупного региона бассейна реки Волги». Открытие кафедры основывалось на успешной работе университета в решении проблем экологического оздоровления бассейна реки Волги.
В 1996 году по инициативе правительства Земли Северный Рейн Вестфалия и Правительства Нижегородской области в рамках международного проекта «Создание образцового вуза экономики в Нижнем Новгороде», при финансовой поддержке Евросоюза и Правительства РФ, на базе Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, был создан Международный институт экономики, права и менеджмента (МИЭПМ). Международный институт активно сотрудничает с вузами Германии и Нидерландов. Немецкие и голландские профессора принимают постоянное участие в учебном процессе в Международном институте. Более 150 преподавателей и студентов МИЭПМ прошли стажировки в университетах Кёльна, Аахена и Ситтарда, а также в фирмах Германии и Нидерландов. МИЭПМ это одно из немногих в РФ высших учебных заведений, предоставляющих своим выпускникам уникальную возможность получения по окончании обучения кроме российского диплома также немецкие и голландские сертификаты о высшем экономическом образовании, признаваемые в Западной Европе.
Помимо указанных проектов, вуз является участником других крупных международных образовательных программ, подготовленных совместно с зарубежными университетами Германии и Нидерландов.
В последние годы архитекторы получили свободу в творчестве, архитектурные школы РФ являются конкурентоспособными в мире, преображается облик городов. Конечно, сложно избежать издержек в условиях отставания правовой и нормативной базы в области градостроительства, наибольшее число нарушений допускается при застройке исторических центров городов. Надеемся, что новый градостроительный кодекс РФ будет обеспечивать создание в городах благоприятных условий для жизнедеятельности людей.
Апрель 2005 г.