Строим вместе
Владимир Игнатьев Ректор Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета
Несмотря на глубокие экономические, социальные и политические преобразования и вызванный ими кризис в обществе, наша система образования, практически оставшаяся советской, доказала свою жизнеспособность, приспособляемость к новым социально-экономическим условиям. То, что сейчас в условиях перехода к рыночной экономике у значительной части населения наблюдается повышение интереса к получению высшего образования, объясняется в основном тем, что оно позволяет специалистам с высшим образованием легче найти престижную и высокооплачиваемую работу. Трудности в реализации проводимых в нашем государстве реформ связаны в основном с качеством кадров. В свою очередь качество в современном информационно-технологическом обществе определяется скоростью накопления, преобразования и передачи новой информации. Поэтому успех государства и его безопасность на будущее определяется не столько наличием сырьевых ресурсов, сколько его интеллектуальной и информационно-технологической мощью.
Совокупность требований
Строительство является комплексной отраслью материального производства, в которой используются достижения практически всех отраслей науки: архитектуры, экономики, физики, химии, математики и т. д. Банк знаний в строительной отрасли имеет на сегодня огромный объем информации, который, как и в других отраслях, удваивается через каждые пять лет. В связи с этим возникают большие проблемы в образовании и подготовке кадров. Самая главная из них необходимость подготовки специалистов завтрашнего дня. Тогда как в лучшем случае современная система образования позволяет готовить специалистов сегодняшнего дня.
Поэтому все больше понимание находит переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».
Успех специалиста определяется сегодня его умением постоянно учиться и повышать свою квалификацию. Поэтому становится понятным и основной принцип работы современного вуза не «Научить всему», а «Научить учиться». Говоря о состоянии высшего строительного образования, следует помнить, что оно является лишь фрагментом системы высшего образования, хотя и специфическим. Недостаточное финансирование государством высшего образования в течение последних 15 лет привело к тому, что материальное оснащение кафедр безнадежно устарело, учебная литература не отражает современный уровень науки и технологий. Кадровый состав в строительных вузах имеет солидный возраст (средний возраст профессоров за 60 лет). При зарплате профессоров равной зарплате кондуктора-контролера на городском электротранспорте активность преподавательского корпуса направлена больше на выживание, а не на повышение качества преподавания. Возникшая из-за этого потеря престижа преподавательской и, следовательно, исследовательской работы привела к оттоку талантливой молодежи из вузов и к разрыву поколений в преподавательском корпусе.
Преподаватели старшего поколения (50-65 лет) имеют большой опыт работы. Зачастую они возглавляют научные направления и школы. Но они же, как правило, плохо знают иностранные языки, новые информационные и компьютерные технологии, не знакомы с новыми зарубежными строительными технологиями и материалами. Молодые преподаватели свободны от большей части этих недостатков, но не имеют представления о реальной работе строительных предприятий и проектных организаций. Организовать их стажировку на предприятиях крайне сложно и рискованно из-за противоречий интересов преподавателей и предприятий. Если у первых задача сбор информации, анализ, систематизация и передача новой информации обучающимся, то у предприятий задача получение и использование новой информации, не делясь ею с конкурентами. Кроме того, стажер, оказавшийся хорошим специалистом, зачастую остается на предприятии, получив более высокую зарплату.
Есть и другая сторона этой проблемы. В связи с оживлением строительной отрасли за последние 3-4 года возрос спрос на выпускников строительных вузов и, как следствие этого, практически исчезли проблемы с их трудоустройством. Предприятия стараются заполучить наиболее способных выпускников, привлекая их высоким уровнем оплаты и лишая тем самым вузы потенциально перспективных молодых ученых и преподавателей.
При этом нужно иметь в виду, что предприятия не вложили ни рубля в подготовку этих специалистов и в развитие материально-технической базы вузов. Все ведущиеся в последнее время разговоры в прессе о так называемом социальном партнерстве предпринимателей и вузов в подготовке специалистов не более чем сотрясание воздуха. Пока не будет создана законодательная база и не введен образовательный налог на предприятиях, как это сделано, например, в странах Западной Европы, дело не сдвинется с мёртвой точки.
«Панацея от всех болезней»
Критики нашей системы образования утверждают, что денег в высшее образование наше государство дает больше, чем нужно, что материально-техническая база вузов, как и сам преподавательский корпус, устарела. Что вузы погрязли в коррупции, и что число вузов в РФ и соответственно число студентов непомерно велики, и поэтому нужно число финансируемых государством вузов сократить до 100-130, а остальные вузы передать на региональный уровень и изменить их статус на образовательные организации. При этом забывают, что все это приведет к разрыву образовательного пространства, к потере гарантированного Конституцией бесплатного образования, к возрастанию социального неравенства и т.д.
Панацеей от всех болезней нашей системы высшего образования этими же критиками считается подписание нашей страной Болонской декларации. Считается, что это ускорит решение проблемы взаимного признания дипломов о высшем образовании и откроет российским специалистам дорогу на европейский рынок труда.
Исходя из своего личного опыта совместной работы с университетами Западной Европы и США, считаю, что в этом утверждении много лукавства. Оно отчасти верно только для иностранных студентов, обучающихся в вузах РФ. Эквивалентность дипломов достигается качеством обучения, а не формой обучения и количеством лет обучения. Качество же, прежде всего, определяется уровнем финансирования. В этом плане после проведения запланированных реформ мы придем к тому, что дипломы, выдаваемые в одном регионе, не будут признаваться в другом. В смысле мобильности студентов и преподавателей мы придем (и уже пришли) к тому, что рядовой преподаватель не сможет позволить себе без ущерба для семейного бюджета съездить в Москву, а студент не сможет перейти из одного регионального вуза в вуз другого региона из-за большой разницы учебных программ.
К сожалению, государство не собирается участвовать в решении проблем высшей школы. Остается только повторить известную горькую шутку об историческом времени, в котором мы живем: историческое время это такое время, когда происходит то, чего никто не хочет.
Интеграция в мировое образовательное пространство: два проекта
Результатом включения РФ в Европейское образовательное сообщество станет взаимное признание российских и зарубежных дипломов, выход нашей страны на широкий международный рынок образовательных услуг, без потери ею своих достижений в области образования.
Решение задачи возможно только за счет кропотливой работы российский вузов по организации обучения с учетом складывающихся международных образовательных стандартов и новейших образовательных технологий, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет уже имеет некоторый опыт реализации международных образовательных программ. Наиболее значительными проектами ВолгГАСУ в области международного образования являются программы сотрудничества с Высшей профессиональной школой (Университетом прикладных наук) г. Кёльна (Германия) и университетом штата Мичиган (США).
Российско-германская образовательная программа развивается уже в течение 12 лет по инициативе ВолгГАСУ и Высшей профессиональной школы Кельна. Между двумя вузами был подписан договор о сотрудничестве в образовательной сфере. Это сотрудничество определялось новой, открытой политикой нашей страны, технических и культурных связей РФ и Германии и стремлением вузов-партнеров к опыту интеграции образовательных систем. Значительную роль сыграло и геополитическое положение Волгоградской области, являющейся местом компактного проживания немцев из бывшей республики немцев Поволжья. В регионе возникла насущная потребность в подготовке специалистов, соответствующих не только российскому образовательному стандарту, но и немецкому, свободно владеющих немецким языком в сфере профессиональной деятельности.
Немаловажной предпосылкой создания немецкоязычного учебного процесса стало введение в РФ многоуровневой системы подготовки специалистов с высшим образованием, которая позволяет сместить акцент с узкоспециального в сторону широкого фундаментального образования. В ВолгГАСУ подготовка бакалавров по направлению «Строительство» была начата в 1992 году, при этом профессиональная образовательная программа разрабатывалась уже с учетом требований образовательного стандарта ФРГ. В результате, к 1994 году в университете был организован гибкий процесс непрерывного многоуровневого образования различной структуры:
¤ бакалавр инженер (РФ);
¤ бакалавр магистр (РФ);
¤ бакалавр инженер (Германия) инженер (РФ, сокращенная программа);
¤ бакалавр инженер (Германия) магистр (РФ).
Особенность российско-германского проекта в том, что на базе Государственного образовательного стандарта (ГОС) по направлению «Строительство» с учетом немецкого образовательного стандарта реализуются учебные планы, дающие возможность студентам получить два диплома: бакалавра техники и технологий и дипломированного инженера Германии. В 1998 году состоялся первый выпуск бакалавров, обучавшихся по учебным планам, согласованным с ВПШ г. Кёльна.
Российско-германский проект также включает в себя сотрудничество в сфере прикладных научных исследований и разработок в строительстве, подготовку и опубликование новых совместных учебных пособий (на двух языках) для русских и немецких студентов. Проводится обмен студентами и научным персоналом, публикациями и учебными материалами вузов, совместное проведение защит дипломных работ, обмен педагогическим опытом путем двусторонних визитов, учебных командировок и консультаций. В последние годы не только студенты академии, но и аспиранты получили возможность стажировок в ВПШ г. Кельна с целью сбора материалов по диссертационным исследованиям. На сегодняшний день состоялось уже восемь стажировок аспирантов ВолгГАСУ в Германии.
Вторым крупным международным образовательным проектом ВолгГАСУ является совместный проект с Университетом штата Мичиган (США). Два вуза обменялись первыми делегациями и установили партнерские отношения еще в 1995 году. С тех пор сотрудничество развивается в нескольких направлениях. Американская сторона реализует в ВолгГАСУ программу «Учеба за рубежом». Программа «Учеба за рубежом» также позволяет студентам и сотрудникам ВолгГАСУ пройти обучение или стажировки в США.
В рамках данного проекта предусматривается возможность продолжения образования выпускниками-бакалаврами направления 550100 «Строительство» по магистерским программам в университете штата Мичиган. С этой целью в настоящее время проводится работа по согласованию учебных планов бакалавриата, содержательной части дисциплин и рабочих программ. Разрабатывается также система кредитных часов, которая позволит зачитывать в Мичигане курсы, пройденные в ВолгГАСУ, включая и некоторые курсы магистерского уровня. Сотрудничество в рамках совместного образовательного проекта постоянно расширяется.
В перспективе предполагается дальнейшее расширение проекта с включением в него Школы строительного менеджмента Университета штата Мичиган. Планируется организация совместных курсов строительного менеджмента в летний период с выдачей сертификатов студентам, успешно освоившим программу.
Проекты сотрудничества ВолгГАСУ с Высшей профессиональной школой (Университетом прикладных наук) г. Кёльна (Германия) и университетом штата Мичиган (США) можно назвать проверенными временем. Они функционируют достаточно давно и постоянно расширяются.
Одновременно ВолгГАСУ отыскивает новых партнеров и успешно внедряет новые совместные программы. Партнерское сотрудничество ВолгГАСУ расширяется как в географическом плане (за счет привлечения представителей все новых стран), так и в плане все большего разнообразия научных, образовательных и профессиональных интересов, новых технологий.
Успехи ВолгГАСУ в международном партнерстве были отмечены на международном форуме «Мировой опыт и экономика России». Во время заседания форума в апреле 2004 года ректору ВолгГАСУ был вручен почетный знак и сертификат «Лидер экономики России». Укрепление партнерских связей становится важнейшим шагом на пути интеграции вуза в мировое образовательное пространство, расширяет возможности студентов, обучающихся в университете, обогащая традиционные программы предметами, методиками и технологиями, доступными студентам других вузов и других стран, что в конечном счете гарантирует высокое качество образования.
Апрель 2005 г.