Воскресенье, 4 мая 2008 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Перестройка

Валерий Куприянов Ректор Казанского государственного архитектурно-строительного университета

Архитектурно-строительный комплекс в настоящее время переживает не лучшие времена. Точнее сказать, после реформирования экономики исчезло само понятие «строительного комплекса» как совокупности отраслей, производств и организаций, характеризующейся тесными устойчивыми экономическими, организационными, техническими и технологическими связями в обеспечении производства основных фондов народного хозяйства. В сложившихся условиях хозяйствования его просто нет. В строительной отрасли Республики Татарстан сложилась именно такая ситуация.

В настоящее время, сравнительно небольшие и слабые в техническом и организационном отношении строительные компании, являющиеся в основном малыми предприятиями, почти вытеснили большинство крупных строительно-монтажных трестов республики с их мощной производственной базой в виде предприятий и цехов по производству строительных конструкций. Почти 75 % строительных организаций в Республике Татарстан имеют численность работающих до 100 человек, а более чем 80 % из них  до 50 человек.

Сегодня практически все компании, обслуживающие строительную отрасль, организационно не связаны между собой, за исключением лишь отдельных крупных производственных структур. Кроме того, строительством как видом предпринимательской деятельности начинают заниматься предприятия и организации других отраслей экономики, что является обычной практикой для зарубежных стран с развитой рыночной экономикой.

Выходом из создавшегося положения, исходя из успешного опыта зарубежных компаний, может явиться переход от управления строительством к управлению проектами, создание проектно- ориентированного управления. С развитием этих форм управления, по сравнению с традиционной системой генерального подряда, существенно изменяются и перераспределяются роли основных участников строительного контракта. Ключевая роль в этом случае принадлежит управляющей компании, которая в контракте представляет интересы заказчика.

Организационную форму «Управляющая компания» можно определить как форму соглашения между участниками строительного проекта, направленную на его выполнение путем оптимизации стоимости, продолжительности и качества строительства объекта на основе рационального использования ресурсов. Происходящие и предстоящие изменения в управлении строительной отраслью требуют изменений в подготовке специалистов и постановке научно-исследовательских работ в строительных вузах.

Новый подход

Когда государство выступало и заказчиком, и инвестором, и подрядчиком, от вузов требовалась подготовка проектировщиков и производителей работ. Государство разрабатывало нормативную базу строительства, и всё было ясно. Сегодня архитектурно-строительной отрасли требуются не только проектировщики и производители работ, но в еще большей степени специалисты по инвестициям, управлению и экономике. С этой точки зрения государственные образовательные стандарты требуют серьезной корректировки.

Не вина, а беда вузов состоит в изношенности основных фондов, устаревшем оборудовании, отсутствии средств на развитие научной базы. Необходимо государственное участие в воссоздании системы повышения квалификации преподавателей и не только в системе Министерства образования и науки и вузовских центрах, но и в передовых строительных фирмах, на крупных стройках, за рубежом и т.д. Без этой системы трудно поддерживать качество преподавания на необходимом уровне. Содержание учебников для вузов запаздывает на 5-10 лет от современного состояния отрасли, знания обновляются стремительно, и сегодня необходимо обучать постоянно самих преподавателей.

Кроме этого, унизительно низкий уровнь оплаты труда в вузах. Доктор наук, профессор получает зарплату на уровне водителя автобуса. А с профессора еще и спрос за перспективы развития отрасли, за воспроизводство знаний, за новые знания. Понятно, что и качество образовательного процесса находится в прямой зависимости от уровня оплаты труда преподавателей.

Проблема подготовки кадров

Большую озабоченность вызывают транспортные пути городов. Градостроители «просмотрели» автомобильный бум, и крупные города «задыхаются» от автомобильных пробок. Эта проблема должна найти свое решение на государственном уровне. Так, существует НИИ «Градостроительство», но в реестре специальных вузов нет специальности «Градостроительство». Ни один архитектурно-строительный вуз страны не готовит таких специалистов, кое-где ведётся подготовка в рамках специализации, но это не решает проблемы. Необходимо срочно вводить данную специальность в реестр Министерства образования и науки РФ. Близко к вышеизложенному вопросу примыкает проблема бережного отношения к городской среде, сохранения историко-архитектурного наследия. Продажа городских земель, вопросы собственности, мощные финансовые вливания зачастую пересиливают не только требования архитекторов, но и федеральное законодательство. В результате исчезает своеобразие наших городов, исчезает история и память. В этом вопросе требуется решительное государственное слово.

Исследования

В последнее время в российскую строительную отрасль буквально врываются зарубежные технологии проектирования и возведения зданий, широкое распространение получило применение новых конструкций. Эти технологии зачастую не адаптированы к нашим условиям и не учитывают наших климатических особенностей. В связи с этим они требуют дополнительной проверки, тщательных исследований. Поэтому и вызывают обоснованную тревогу и определенные опасения. К сожалению, утраченная исследовательская база институтов строительного комплекса РФ, имевших богатый опыт исследований материалов и конструкций, их поведения при различных эксплуатационных воздействиях. Отсюда участившиеся аварии строительных сооружений. В Федеральном законе «О техническом регулировании» не учтены богатый опыт Госстроя РФ и особенности технического регулирования в строительном комплексе. Необходимо внести поправки в данный закон с участием специалистов РААСН, МГСУ и других вузов, НИИ строительного профиля, проектных и производственных организаций.

Строительный комплекс продолжает отчитываться квадратными метрами введенного жилья  и это хорошо. Но при этом без должного внимания у государства остаются вопросы сохранения существующего жилого фонда. На ремонт и содержание существующих зданий расходуется 1-5 % от объемов капитального строительства. Т.е. существующий фонд очень быстро переходит в разряд «ветхого». Зарубежный опыт показывает, что доля средств, выделяемых на содержание зданий, составляет от 20 до 30 % средств, расходуемых на капитальное строительство.

Одним из методов борьбы с таким обветшанием и способом создания рабочих мест и местного кругооборота капитала, методом повышения капитализации земли явилась Государственная программа ликвидации ветхого жилья в Республике Татарстан. Удалось сдержать рост обветшалости и аварийности и помочь множеству граждан улучшить свои жилищные условия. Ученые архитектурных вузов принимали активное участие в совершенствовании строительной, архитектурной и жилищно-коммунальной политики в Республике Татарстан.

Кооперативы

Сегодня организаторы строительства жилья оказываются вынужденными разбираться в проблемах создания и функционирования объединений домовладельцев и, в сущности, их политики самоуправления. К сожалению, создание объединений домовладельцев в форме товариществ собственников жилья (кондоминиумов) встречает множество неразрешимых проблем. Эти формы объединений не пригодны для самоуправления коммунальным имуществом. В российском законодательстве о собственности и реализации коммунальной собственности возникло множество пробелов и ошибок.

Сотрудники нашего вуза провели несколько экспериментов по строительству жилых домов и организации объединений собственников жилья. Изучили опыт договорных отношений по строительству жилья более 30 организаций Республики Татарстан и других регионов. Принимали участие в судебной правоприменительной практике и пришли к выводу, что единственной формой организации собственников жилья, применимой в российских условиях, соответствующей интересам граждан, строителей и общества, является кооперативная форма собственности. Она обладает множеством уникальных достоинств и господствует в мире. Однако, для реализации этой формы в нашей стране есть немало проблем и необходима специальная подготовка управленческих кадров для таких коммунальных потребительских организаций. Сегодня специалисты вуза занимают ведущее положение в разработке этих проблем и стремятся внедрить свои решения в совершенствование региональной жилищной политики и в политику строительных организаций.

Рынок и товар

Создание коммунального имущества и реализация общинной собственности граждан на коммунальное имущество в населенных пунктах являются важнейшим инструментом осуществления местного самоуправления, инструментом властного регулирования градостроительной политики. Это направление строительства и эксплуатации коммунального имущества неразрывно связано с сущностью местной власти и с методами осуществления градостроительной политики. Однако эти аспекты градостроительной политики еще нуждаются в научной разработке и экспериментальной апробации.

В связи с развитием рыночных отношений в строительной отрасли здания, сооружения, жильё становятся товаром. Любой товар обладает рядом качественных показателей, выраженных количественной мерой. С этой точки зрения законченный строительством объект должен сопровождаться сертификатом (паспортом), в котором требования комфорта, санитарных и энергетических характеристик должны быть выражены количественно. Эти, казалось бы, очевидные требования для любого товара в строительстве не находят должного разрешения.

Необходимы серьезные и многосторонние исследования, которые будут положены в основу нормативной базы. От показателей качества будет зависеть и стоимость объекта или жилья. Эти вопросы требуют проработки в вузах на стадии подготовки специалистов, на уровне постановки специальных исследований, разработки нормативной базы, и, наконец, на государственном уровне путем создания системы оценки качества объектов.

Таким образом, очевидно, что проблемы, с которыми столкнулась строительная отрасль России сегодня, решаемые, но требуют государственного регулирования. А архитектурно-строительные вузы с их высоким научно-педагогическим потенциалом готовы вложить свои знания и интеллект в создание передового архитектурно-строительного комплекса России.

Апрель 2005 г.


наверх