От выживания к стабильности
Виль Тимербулатов Ректор Башкирского государственного медицинского университета
Изменение социально-экономического базиса и осознание необходимости перехода к антропоэкономике (экономика, эффективность которой во многом определяется качеством человеческого ресурса) породили в России сложные политические, социально-экономические и социально-культурные процессы, связанные со структурой перестройки производства, развитием региональных экономик и обеспечением их потребности в специалистах для жизненно важных областей как промышленности, так и социальной жизни, науки, культуры и образования.
Современное видение образования как основного механизма обеспечения «выживаемости» человечества и устойчивого развития цивилизации ставит задачи личностно-ориентированного профессионального образования, при котором личностные аспекты деятельности специалиста (врача) профессионала осознанно выделяются как значимые и существенные для деятельности врача и здравоохранения в целом, требует укрепления связей между образованием и культурой, резкого повышения творческого потенциала специалистов, усиления фундаментальной подготовки.
Стратегические преобразования, направленные на разрешение возникающих, в связи с этим, проблем, затрагивают сферы деятельности университета и интересы всех категорий сотрудников, студентов, населения республики, а так же потребителей специалистов системы здравоохранения.
Э
ффективность обозначенного многоаспектного движения не может быть обеспечена без создания системы программного и целевого подхода, позволяющего зафиксировать основные направления, систему целей и стратегии развития.
Возможность обеспечения динамического развития университета зависит от складывающихся социально-экономических условий, объема и структуры имеющихся в вузе ресурсов.
На первом этапе перехода к университетскому типу образования в новых социально-экономических условиях в Башкирском государственном медицинском университете (БГМУ) рассматривались следующие варианты направлений возможного развития, с соответствующими специфическими характеристиками:
«выживание» с программой, ориентированной на выживание вуза, с сохранением научно-педагогического потенциала, материально-технической базы при сокращении масштабов деятельности вуза;
«опора» с ориентацией на обеспечение функционирования существенных направлений деятельности вуза;
«рост» при котором частично реализуются целевые установки, но накапливаются проблемные ситуации в функционировании, отсутствуют условия для органического роста;
«органический рост» соразмерное, но ограниченное совершенствование основных видов деятельности, при которой сдерживается развитие инфраструктур вуза;
«развитие» (нормативный вариант) когда создаются условия для достижения целевых установок и реализации запланированных проектов в полном объеме;
«процветание», когда достаточность объема и структуры ресурсов позволяет не только полностью реализовать программы развития по направлениям деятельности, но и ставить и выполнять дополнительные перспективные проекты.
Приоритетные направления
Развитие вуза это сложный, многоаспектный и долговременный процесс, распространяющийся на все сферы его деятельности. В этой ситуации, как нам виделось, было очень важно выдержать методически следующие этапы:
1) Обеспечить системный анализ исходного состояния вуза в цепочке его развития;
2) Провести системное проектирование желаемого статуса по различным направлениям через институт экспертов;
3) Выявить существенные проблемные моменты;
4) Сформировать альтернативную многонаправленную деятельность по переводу вуза из исходного состояния в желаемое. При этом перевод вуза в новое состояние в цепочке развития планировалось к обеспечению в условиях различных ограничений: фиксированных ресурсов времени реализации программы (от аттестации к аттестации), минимизации затрат и т.д.
В
подавляющем числе вузов России, в условиях реформирования системы образования при ограниченных финансовых, материально-технических, временных, информационных, кадровых и других ресурсов, выделенных на программу развития, работа по достижению полной системы целей не может быть организована. В связи с этим формирование нормативной целевой установки основывалось на отборе из полного комплекта целей приоритетных направлений деятельности с учетом имеющихся ресурсов и конкретно складывающейся ситуации.
Важным условием в трансформации деятельности БГМУ явилось наличие динамично анализируемой (в рамках мониторинга деятельности вуза) комплексной программы развития вуза в целом и его основных структурных подразделений.
В вузе создана постоянно существующая система внутренней экспертизы. Она дополняет и привносит существенный вклад в обеспечение мониторинга ежегодно проводимого через Центральный банк данных лицензирования и государственной аккредитации в виде «Информационно-аналитической карты вуза», позволяющий сравнить состояние вуза по показателям комплексной оценки с критериальными значениями и значениями однопрофильных вузов России. На полученном первичном материале на 2-м этапе методом «мозгового штурма» проводится анализ сильных и слабых сторон, проблем и возможностей как вуза в целом, так и отдельных направлений его деятельности. На третьем этапе в БГМУ эффективно используется система ФОНД, которая позволяет сформулировать в виде «дерева» необходимые для решения проблемы целей и стимулировать деятельность сотрудников на выполнение этих проблем.
Мы считаем, что Устав образовательного учреждения регламентирует условия функционирования учреждения, в то время как программа развития определяет содержание, формы и ожидаемые результаты образовательного процесса. В основу системы ФОНД, работающей в БГМУ, заложены следующие принципы:
¤ добровольное участие сотрудников, предполагающее постепенное и неприказное включение сотрудников к участию в работе системы;
¤ гибкость планирования, предполагающее формирование текущих задач;
¤ максимальное сближение личных и корпоративных интересов, предполагающее формирование «дерева» целей, максимально учитывающего интересы всех сотрудников;
¤ реальность вознаграждения за проделанную работу;
¤ самоконтроль качества выполняемых работ.
Таким образом, ФОНД система стимулирования творческой активности преподавателей и научных работников, на основе самообследования образовательного учреждения, позволяет создать сильнейшие рычаги управления и стимулирования деятельности подразделений и сотрудников. В БГМУ система ФОНД в виде аттестации по учебно-методическому, научному направлениям, по совместной работе с органами здравоохранения успешно работает более 15 лет, и приобрела особую актуальность и значимость в последние 10 лет.
Изменение целей
Вместе с тем цели, в процессе развития вуза, естественно, должны динамично изменяются ситуационно, в зависимости от изменения, прежде всего, приоритетов.
На первом этапе развития БГМУ в новых экономических условиях (1995-1999 г.г.) в основном решались задачи формирования и становления медицинского института как медицинского университета, обрабатывались эффективные механизмы повышения качества деятельности университета. В периоде 2000-2003 г.г. решались задачи наращивания потенциала, повышения качества деятельности и перевода университета на траекторию органического роста в условиях рыночной экономики; сохранения традиций и корпоративной культуры университета как вуза, обеспечивающего подготовку медицинских и научных кадров, способного оказать существенное влияние на уровень науки, образования, состояния здравоохранения в республике. На настоящем этапе (2004-2008 г.г.) ставятся стратегические задачи создания предпосылок для интеграции университета в единое международное образовательное пространство, стабилизация его достижений как одного из ведущих медицинских университетов России.
Совокупно динамика развития БГМУ получила четкую демонстрационную характеристику по итогам рейтинга медицинских вузов: так за 1995 г. (на исходной позиции) среди медицинских вузов России университет занимал 22-ое место, за 2001 г. (на 2-м этапе) 17-ое, за 2002 г. 13-ое и за 2003 г. 10-ое среди медицинских университетов.
Необходимо признать наиболее значительными достижениями БГМУ за этот период следующие показатели, которые на всех трех этапах в вузе признавались как приоритетные, и, по данным 2003г., вуз занимает:
1 место по научно-методической работе;
3 место по востребованности НИР и по качественному составу научно-педагогических кадров; по качественному составу научно-педагогических кадров;
4-ое место по количеству изданных учебников и учебных пособий с грифами Федерального уровня, в расчете на каждого преподавателя и по количеству докторов наук и профессоров в структуре педагогического корпуса;
5 место по разделу «Научные исследования»;
6-ое место по обеспеченности студентов учебно-методической литературой;
8-ое место по информатизации вуза в группе медицинских университетов России.
Выход из тупика
В самый трудный период экономических реформ и медицинская наука, и медицинское образование оказались на экономической обочине. В особенно в сложном положении оказался вузовский сектор медицинской науки. Ведь в отличие от вузов системы Минобразования и других отраслей медицинские вузы даже не имеют в своей смете статьи расходов на науку.
Между тем, медицинские высшие учебные заведения, как учреждения с весьма высоким и разнопрофильным кадровым потенциалом, по своей природе являются уникальными научно-учебно-практическими комплексами, в которых есть принципиальные возможности проведения научных исследований с фундаментального уровня до создания новых лекарственных средств, медицинской техники с внедрением их в клиническую практику.
Научные же исследования становятся все более высокотехнологичными, а потому дорогостоящими. Большие трудности с поддержанием, а тем более, обновлением приборного парка, обеспечением реактивами, лабораторными животными. Сложившееся положение создает условия для оттока молодых кадров из медицинской науки, ведет к сокращению числа наукоемких, фундаментальных исследований, прекращению значительной части НИР на этапе неполного завершения, что существенно уменьшает возможность внедрения результатов научных исследований в практику здравоохранения.
Что же предлагается и делается в университете для вывода медицинской науки из тупика:
¤ Организован НИИ восстановительной медицины и курортологии. Создается Институт фармакологии и фармации, что весьма актуально, учитывая острейший дефицит отечественных лекарств на российском фармацевтическом рынке.
¤ Важным фактором в усилении клинических баз, признана организация на базе вузов научно-практических (методических) центров. В республике работает ряд таких центров, возглавляемых профессорами БГМУ.
¤ Научные работники университета тесно сотрудничают с учеными-генетиками, химиками академических учреждений.
&
curren; Ученые университета участвуют в выполнении программ различного уровня: международных, федеральных, республиканских. Работая в этих направлениях, сотрудники университета получили в последнее время значительные результаты, которые имеют или могут иметь выход в практическое здравоохранение.
Могли ли быть результаты лучшими? Безусловно. Вузы располагают огромным научным потенциалом. Между тем используется он чрезвычайно не эффективно, особенно в последние годы, главным образом из-за финансовых проблем.
Безусловно, научные медицинские исследования должны быть максимально ориентированны на удовлетворение насущных потребностей практики. Однако выдвигаемое подчас требование стопроцентной пригодности получаемых результатов и внедрение в практику противоречит внутренней логике формирования научного знания. Ведь каждому обладающему прикладной полезностью результату неизбежно предшествует большее или меньшее число результатов, имеющих «познавательное» значение, порой и вовсе неудач. Фундаментальная наука чрезвычайно дорогое предприятие. Она не дает быстрых экономических результатов, поэтому обречена существовать за счет общества.
Финансово-экономическая деятельность
Бюджетное финансирование ежегодно выделяется в размере менее 50 процентов от заявленной потребности вуза. Поэтому недостаток финансирования восполняется за счет доходов из внебюджетной деятельности университета.
Так с 1999 года сумма средств, обеспечивающих деятельность университета, возросла в 4 раза и составила 190,8 млн.руб., из них в 3,2 раза за счет средств, выделяемых из федерального бюджета ( за счет повышения зарплаты и начислений по ним), а за счет целенаправленной работы по повышению доходности от внебюджетной деятельности поступления возросли в 6,4 раза.
З
начительный рост доходов за отчетный период позволил увеличить расходы на образовательный процесс в 4 раза, что составило 91,7% от общего объема внебюджетных поступлений, в том числе увеличился фонд оплаты труда. Расходы на приобретение учебно-лабораторного оборудования и инвентаря увеличились в 6,5 раза, на приобретение учебно- методической литературы в 9 раз.
Администрация вуза выделяет собственные внебюджетные средства для частичной оплаты стоимости путевок. За счет средств университета обеспечивается существенная компенсация (80 %) стоимости санаторно-курортных путевок, приобретаемых для сотрудников и их детей, студентов, а также путевок в оздоровительно-спортивный лагерь, в котором ежегодно в летний период отдыхает до 200 человек, включая членов семей сотрудников. Стоматологическая поликлиника БГМУ за последние 2 года оказала бесплатную стоматологическую помощь на сумму 1 млн. 107 тыс. рублей сотрудникам и ветеранам.
Май 2005 г.