Воскресенье, 4 мая 2008 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








От выживания к стабильности

Виль Тимербулатов Ректор Башкирского государственного медицинского университета

Изменение социально-экономического базиса и осознание необходимости перехода к антропоэкономике (экономика, эффективность которой во многом определяется качеством человеческого ресурса) породили в России сложные политические, социально-экономические и социально-культурные процессы, связанные со структурой перестройки производства, развитием региональных экономик и обеспечением их потребности в специалистах для жизненно важных областей как промышленности, так и социальной жизни, науки, культуры и образования.

Современное видение образования как основного механизма обеспечения «выживаемости» человечества и устойчивого развития цивилизации ставит задачи личностно-ориентированного профессионального образования, при котором личностные аспекты деятельности специалиста (врача) профессионала осознанно выделяются как значимые и существенные для деятельности врача и здравоохранения в целом, требует укрепления связей между образованием и культурой, резкого повышения творческого потенциала специалистов, усиления фундаментальной подготовки.

Стратегические преобразования, направленные на разрешение возникающих, в связи с этим, проблем, затрагивают сферы деятельности университета и интересы всех категорий сотрудников, студентов, населения республики, а так же потребителей специалистов системы здравоохранения.

Э

ффективность обозначенного многоаспектного движения не может быть обеспечена без создания системы программного и целевого подхода, позволяющего зафиксировать основные направления, систему целей и стратегии развития.

Возможность обеспечения динамического развития университета зависит от складывающихся социально-экономических условий, объема и структуры имеющихся в вузе ресурсов.

На первом этапе перехода к университетскому типу образования в новых социально-экономических условиях в Башкирском государственном медицинском университете (БГМУ) рассматривались следующие варианты направлений возможного развития, с соответствующими специфическими характеристиками:

«выживание»  с программой, ориентированной на выживание вуза, с сохранением научно-педагогического потенциала, материально-технической базы при сокращении масштабов деятельности вуза;

«опора»  с ориентацией на обеспечение функционирования существенных направлений деятельности вуза;

«рост»  при котором частично реализуются целевые установки, но накапливаются проблемные ситуации в функционировании, отсутствуют условия для органического роста;

«органический рост»  соразмерное, но ограниченное совершенствование основных видов деятельности, при которой сдерживается развитие инфраструктур вуза;

«развитие» (нормативный вариант)  когда создаются условия для достижения целевых установок и реализации запланированных проектов в полном объеме;

«процветание», когда достаточность объема и структуры ресурсов позволяет не только полностью реализовать программы развития по направлениям деятельности, но и ставить и выполнять дополнительные перспективные проекты.

Приоритетные направления

Развитие вуза  это сложный, многоаспектный и долговременный процесс, распространяющийся на все сферы его деятельности. В этой ситуации, как нам виделось, было очень важно выдержать методически следующие этапы:

1) Обеспечить системный анализ исходного состояния вуза в цепочке его развития;

2) Провести системное проектирование желаемого статуса по различным направлениям через институт экспертов;

3) Выявить существенные проблемные моменты;

4) Сформировать альтернативную многонаправленную деятельность по переводу вуза из исходного состояния в желаемое. При этом перевод вуза в новое состояние в цепочке развития планировалось к обеспечению в условиях различных ограничений: фиксированных ресурсов времени реализации программы (от аттестации к аттестации), минимизации затрат и т.д.

В

 подавляющем числе вузов России, в условиях реформирования системы образования при ограниченных финансовых, материально-технических, временных, информационных, кадровых и других ресурсов, выделенных на программу развития, работа по достижению полной системы целей не может быть организована. В связи с этим формирование нормативной целевой установки основывалось на отборе из полного комплекта целей приоритетных направлений деятельности с учетом имеющихся ресурсов и конкретно складывающейся ситуации.

Важным условием в трансформации деятельности БГМУ явилось наличие динамично анализируемой (в рамках мониторинга деятельности вуза) комплексной программы развития вуза в целом и его основных структурных подразделений.

В вузе создана постоянно существующая система внутренней экспертизы. Она дополняет и привносит существенный вклад в обеспечение мониторинга ежегодно проводимого через Центральный банк данных лицензирования и государственной аккредитации в виде «Информационно-аналитической карты вуза», позволяющий сравнить состояние вуза по показателям комплексной оценки с критериальными значениями и значениями однопрофильных вузов России. На полученном первичном материале на 2-м этапе методом «мозгового штурма» проводится анализ сильных и слабых сторон, проблем и возможностей как вуза в целом, так и отдельных направлений его деятельности. На третьем этапе в БГМУ эффективно используется система ФОНД, которая позволяет сформулировать в виде «дерева» необходимые для решения проблемы целей и стимулировать деятельность сотрудников на выполнение этих проблем.

Мы считаем, что Устав образовательного учреждения регламентирует условия функционирования учреждения, в то время как программа развития определяет содержание, формы и ожидаемые результаты образовательного процесса. В основу системы ФОНД, работающей в БГМУ, заложены следующие принципы:

¤ добровольное участие сотрудников, предполагающее постепенное и неприказное включение сотрудников к участию в работе системы;

¤ гибкость планирования, предполагающее формирование текущих задач;

¤ максимальное сближение личных и корпоративных интересов, предполагающее формирование «дерева» целей, максимально учитывающего интересы всех сотрудников;

¤ реальность вознаграждения за проделанную работу;

¤ самоконтроль качества выполняемых работ.

Таким образом, ФОНД  система стимулирования творческой активности преподавателей и научных работников, на основе самообследования образовательного учреждения, позволяет создать сильнейшие рычаги управления и стимулирования деятельности подразделений и сотрудников. В БГМУ система ФОНД в виде аттестации по учебно-методическому, научному направлениям, по совместной работе с органами здравоохранения успешно работает более 15 лет, и приобрела особую актуальность и значимость в последние 10 лет.

Изменение целей

Вместе с тем цели, в процессе развития вуза, естественно, должны динамично изменяются ситуационно, в зависимости от изменения, прежде всего, приоритетов.

На первом этапе развития БГМУ в новых экономических условиях (1995-1999 г.г.) в основном решались задачи формирования и становления медицинского института как медицинского университета, обрабатывались эффективные механизмы повышения качества деятельности университета. В периоде 2000-2003 г.г. решались задачи наращивания потенциала, повышения качества деятельности и перевода университета на траекторию органического роста в условиях рыночной экономики; сохранения традиций и корпоративной культуры университета как вуза, обеспечивающего подготовку медицинских и научных кадров, способного оказать существенное влияние на уровень науки, образования, состояния здравоохранения в республике. На настоящем этапе (2004-2008 г.г.) ставятся стратегические задачи создания предпосылок для интеграции университета в единое международное образовательное пространство, стабилизация его достижений как одного из ведущих медицинских университетов России.

Совокупно динамика развития БГМУ получила четкую демонстрационную характеристику по итогам рейтинга медицинских вузов: так за 1995 г. (на исходной позиции) среди медицинских вузов России университет занимал 22-ое место, за 2001 г. (на 2-м этапе)  17-ое, за 2002 г.  13-ое и за 2003 г. 10-ое среди медицинских университетов.

Необходимо признать наиболее значительными достижениями БГМУ за этот период следующие показатели, которые на всех трех этапах в вузе признавались как приоритетные, и, по данным 2003г., вуз занимает:

1 место  по научно-методической работе;

3 место  по востребованности НИР и по качественному составу научно-педагогических кадров; по качественному составу научно-педагогических кадров;

4-ое место  по количеству изданных учебников и учебных пособий с грифами Федерального уровня, в расчете на каждого преподавателя и по количеству докторов наук и профессоров в структуре педагогического корпуса;

5 место  по разделу «Научные исследования»;

6-ое  место по обеспеченности студентов учебно-методической литературой;

8-ое место  по информатизации вуза в группе медицинских университетов России.

Выход из тупика

В самый трудный период экономических реформ и медицинская наука, и медицинское образование оказались на экономической обочине. В особенно в сложном положении оказался вузовский сектор медицинской науки. Ведь в отличие от вузов системы Минобразования и других отраслей медицинские вузы даже не имеют в своей смете статьи расходов на науку.

Между тем, медицинские высшие учебные заведения, как учреждения с весьма высоким и разнопрофильным кадровым потенциалом, по своей природе являются уникальными научно-учебно-практическими комплексами, в которых есть принципиальные возможности проведения научных исследований с фундаментального уровня до создания новых лекарственных средств, медицинской техники с внедрением их в клиническую практику.

Научные же исследования становятся все более высокотехнологичными, а потому дорогостоящими. Большие трудности с поддержанием, а тем более, обновлением приборного парка, обеспечением реактивами, лабораторными животными. Сложившееся положение создает условия для оттока молодых кадров из медицинской науки, ведет к сокращению числа наукоемких, фундаментальных исследований, прекращению значительной части НИР на этапе неполного завершения, что существенно уменьшает возможность внедрения результатов научных исследований в практику здравоохранения.

Что же предлагается и делается в университете для вывода медицинской науки из тупика:

¤ Организован НИИ восстановительной медицины и курортологии. Создается Институт фармакологии и фармации, что весьма актуально, учитывая острейший дефицит отечественных лекарств на российском фармацевтическом рынке.

¤ Важным фактором в усилении клинических баз, признана организация на базе вузов научно-практических (методических) центров. В республике работает ряд таких центров, возглавляемых профессорами БГМУ.

¤ Научные работники университета тесно сотрудничают с учеными-генетиками, химиками академических учреждений.

&

curren; Ученые университета участвуют в выполнении программ различного уровня: международных, федеральных, республиканских. Работая в этих направлениях, сотрудники университета получили в последнее время значительные результаты, которые имеют или могут иметь выход в практическое здравоохранение.

Могли ли быть результаты лучшими? Безусловно. Вузы располагают огромным научным потенциалом. Между тем используется он чрезвычайно не эффективно, особенно в последние годы, главным образом из-за финансовых проблем.

Безусловно, научные медицинские исследования должны быть максимально ориентированны на удовлетворение насущных потребностей практики. Однако выдвигаемое подчас требование стопроцентной пригодности получаемых результатов и внедрение в практику противоречит внутренней логике формирования научного знания. Ведь каждому обладающему прикладной полезностью результату неизбежно предшествует большее или меньшее число результатов, имеющих «познавательное» значение, порой и вовсе неудач. Фундаментальная наука  чрезвычайно дорогое предприятие. Она не дает быстрых экономических результатов, поэтому обречена существовать за счет общества.

Финансово-экономическая деятельность

Бюджетное финансирование ежегодно выделяется в размере менее 50 процентов от заявленной потребности вуза. Поэтому недостаток финансирования восполняется за счет доходов из внебюджетной деятельности университета.

Так с 1999 года сумма средств, обеспечивающих деятельность университета, возросла в 4 раза и составила 190,8 млн.руб., из них в 3,2 раза за счет средств, выделяемых из федерального бюджета ( за счет повышения зарплаты и начислений по ним), а за счет целенаправленной работы по повышению доходности от внебюджетной деятельности поступления возросли в 6,4 раза.

З

начительный рост доходов за отчетный период позволил увеличить расходы на образовательный процесс в 4 раза, что составило 91,7% от общего объема внебюджетных поступлений, в том числе увеличился фонд оплаты труда. Расходы на приобретение учебно-лабораторного оборудования и инвентаря увеличились в 6,5 раза, на приобретение учебно- методической литературы в 9 раз.

Администрация вуза выделяет собственные внебюджетные средства для частичной оплаты стоимости путевок. За счет средств университета обеспечивается существенная компенсация (80 %) стоимости санаторно-курортных путевок, приобретаемых для сотрудников и их детей, студентов, а также путевок в оздоровительно-спортивный лагерь, в котором ежегодно в летний период отдыхает до 200 человек, включая членов семей сотрудников. Стоматологическая поликлиника БГМУ за последние 2 года оказала бесплатную стоматологическую помощь на сумму 1 млн. 107 тыс. рублей сотрудникам и ветеранам.

Май 2005 г.


наверх