Глобальная сеть
Тагир Исмаилов Ректор Дагестанского государственного технического университета
На сегодняшнем этапе экономического развития страны образование и наука не обладают той притягательной силой для реального сектора экономики и, соответственно, вклад производственных отраслей народного хозяйства в их развитие носит остаточный характер.
Перед современными университетами стоят задачи обеспечения единства науч-ной и образовательной деятельности, развития фундаментальной и прикладной науки, внедрения результатов НИР в производство и учебный процесс, активного информацион-ного взаимодействия с рынком труда и работодателями, опережающего интеллектуально-го обеспечения наукоемких отраслей промышленности. Сегодня возникает настоятель-ная необходимость научить будущих специалистов эффективно и оперативно пользовать-ся информационными потоками, выработать у них склонность к анализу ситуаций, раз-вить навыки и умение принимать обоснованные решения с помощью методов и средств информационных технологий.
Информационное пространство
Вопросы информатизации республики Дагестан и развития ее интегрированной информационной среды, как основы единого информационного пространства есть сис-тема представлений о стратегических целях и приоритетах долгосрочной информацион-ной политики, определяющей скоординированные действия органов государственной вла-сти, всех хозяйствующих субъектов для достижения социально значимых результатов в соответствии с планами социально-экономического развития республики Дагестан. Уро-вень информатизации становится одним из существенных факторов успешного экономи-ческого развития и конкурентоспособности республики, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
В последние годы состояние информатизации республики Дагестан находится на стадии формирования количественных показателей и ее основные контуры можно охарак-теризовать следующим: рынок средств вычислительной техники и информационно-вычислительных услуг развивается стихийно. Он преимущественно ориентирован на по-ставку зарубежных программно-аппаратных средств. Кроме этого, техническими плат-формами информационно-вычислительных систем и сетей являются почти исключитель-но IBM-совместимые персональные компьютеры и построенные на их основе локальные вычислительные сети (ЛВС). ЛВС, построенные на основе многопроцессорных серверов, функционируют преимущественно в коммерческих структурах. Также, большинство ор-ганизаций в качестве программной платформы используют MS-DOS, некоторые WIN-DOWS, в редких случаях используется платформа UNIX, применяемая преимущественно для обработки информации, поступающей по телекоммуникационным каналам. Основ-ным сетевым лидером является NETWARE. Собственные справочные и числовые базы данных имеют практически все органы управления федерального и областного подчине-ния, а также многие хозяйствующие субъекты. Существующие базы и банки данных функционируют в различных технологических режимах и не имеют единых классифика-торов. Известно что, организационно-технологические трудности препятствуют элек-тронному документообороту. Перевод информационных ресурсов на электронные носи-тели требуют принципиально нового подхода, как к документированию информации, так и к обеспечению ее безопасности. Развернутые в настоящее время в республике сети не реализуют ряд специфических требований в части обмена конфиденциальной информаци-ей и защиты от несанкционированного доступа и воздействия на системы. Внедрение средств и систем защиты в существующие сети из-за использования большого числа раз-нотипных программно-аппаратных средств, представляет собой весьма сложную и доро-гостоящую научно-техническую задачу.
Политика информационного взаимодействия
В целом по республике, текущее состояние информатизации таково, что в основ-ном решаются задачи компьютеризации рабочих мест и объединения их в локальные ин-формационно вычислительные сети. С увеличением числа компьютеров растет потреб-ность в едином информационном пространстве и в скоординированной политике в сфере организации информационного взаимодействия. Проблема информатизации все больше становится проблемой организации и управления процессом информатизации.
Объективно сложившиеся обстоятельства по становлению информационных ре-сурсов в республике в ближайшее время должны приобрести качественные изменения, которые заключаются в систематизации и объединении информационных ресурсов по оп-ределенным обобщенным требованиям.
Основными требованиями по разработке и созданию интегрированной информа-ционной среды республики Дагестан в составе единого информационного пространства РФ являются: реализация основных направлений государственной политики в сфере раз-вития телекоммуникационной среды, формирование и объединение информационных ре-сурсов; интеграция информационной среды в единое информационное пространство РФ и мирового сообщества; демонополизация информационных служб и структур, распоря-жающимися информационными ресурсами и использование рыночных принципов управ-ления информатизацией в сочетании с государственным регулированием. Формирование рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения; создание условий для развития предпринимательства в сфере информа-ционной индустрии. Поддержка корпоративных и региональных информационных систем и сетей, а также обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информаци-онном пространстве РФ.
Такая раскладка по информатизации сфер инновационной деятельности опреде-ляет необходимость информатизации образования, как ключевого условия информатиза-ции общества.
Концепция подготовки кадров
Считаем необходимым выделить следующее, что в условиях развития инноваци-онной деятельности (в обществе с инновационной экономикой) должно совершенно изме-ниться отношение к главной производительной силе общества человеку высокоинтел-лектуального, высокоинформированного, высокопроизводительного труда. Роль высоко-квалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и постоянно будет расти. Поэтому, по нашему убеждению, подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные про-екты, является приоритетной региональной и федеральной проблемой. В связи с этим, следует подчеркнуть, что объективная потребность инновационного развития, становле-ния инновационной экономики требует разработки новой концепции подготовки кадров. В ее основу должно быть положено обеспечение информационными ресурсами основопо-лагающих принципов подготовки специалистов: становление, развитие и самореализация творческой личности; постоянная нацеленность на генерацию перспективных научно технических нововведений и изыскание путей и методов их практической реализации и инновации; ориентация на подготовку высококвалифицированных и высокоинтеллекту-альных специалистов, системных менеджеров инновационной деятельности; взгляд на обучение и подготовку кадров как на основную часть производственного процесса, а рас-ходы, связанные с подготовкой кадров не как издержки на работников, а как долгосроч-ные инвестиции, необходимые для обеспечения конкурентоспособности предприятий от-раслей и регионов и др.
Единая сеть
Значительная работа по информатизации во всех направлениях своей деятельно-сти сделана в Дагестанском государственном техническом университете, тем самым, соз-дав все необходимые условия и работая над совершенствованием подготовки для всех сфер народного хозяйства специалистов, владеющих современными компьютерными тех-нологиями. Для них взаимодействие с новой информационной техникой должно быть столь же привычным и естественным, как для предшествующих поколений работа с тра-диционной техникой и технологией для решения практических производственных, науч-ных, социальных, культурных и других задач.
Технический университет располагает компьютерной сетью, представляющей со-бой единую корпоративную сеть смешанного типа с использованием технологий Radio Ethernet, Fibre Optic, Ethernet, VDSL. В единую сеть головного вуза подключены все рабочие станции университета: компьютерные залы, лаборатории, факультеты, кафедры, аппарат управления, отделы, библиотека и другие подразделения. Единая сеть вуза позволяет качественно повысить управление учебным процес-сом и общее управление вузом. Для этих целей используются собственные программные разработки университета, которые успешно эксплуатируются.
Система управления процессами
В течение последних 15 лет функционирует и ежегодно совершенствуется авто-матизированная система «АСУ-ВУЗ», которая обеспечивает все расчеты, обработку, под-готовку, документоведение и документационное обеспечение управления учебным про-цессом и научных исследований. Начиная с документов абитуриентов до выдачи дипло-мов выпускникам, процессы планирования, организация и управление учебным процес-сом разделены на технологические циклы и под них разработаны автономные внутри цик-лов и взаимосвязанные между собой подсистемы.
Подсистема «Абитуриент генерация тестов» генерирует экзаменационные биле-ты для абитуриентов. Генерация может проводиться по любым предметам, темам и разде-лам. Подсистема «Абитуриент» создана для работы приемной комиссии и обеспечива-ет возможности: введения системы допуска к определенным информационным данным по идентификатору и группе пользователей; ведения «карточки абитуриента» (ввод и кор-ректировку данных); ведения классификаторов; создания расписания экзаменов; форми-рования протоколов приемной комиссии, экзаменационных листов для абитуриентов, по-садочных и шифровальных ведомостей; зачисления абитуриентов и создания проектов приказов, отчетов, списков абитуриентов для деканатов и других подразделений универ-ситета и создания архивов.
Подсистема «Абитуриент тестирование» предназначена для ввода результатов тестирования в базу данных, автоматической обработки и формирования оценок. Она обеспечивает возможность формирования протоколов и ведомостей и занесения оценок в базу данных подсистемы «Абитуриент». Информация о зачисленных абитуриентах передается в промежуточную базу дан-ных, в которой с помощью подсистемы «Деканат 1 курс» производится распределение студентов 1 курса на группы и подгруппы, автоматическое проставление номеров зачет-ных книжек; перевод зачисленных студентов в подсистему «Контингент» и «Стипендия», распечатка списков групп и подгрупп для деканатов.
Подсистема «Контингент» предназначена для работы с базой данных студентов всего вуза. Она обеспечивает возможности: введение системы допуска к определенным информационным данным по идентификатору и группе пользователей.
Подсистема «Преподаватель глазами студента» предоставляет возможность сту-дентам выразить свое мнение об уровне преподавания. Информация вводится в базу дан-ных, а в отчетах каждому преподавателю выставляется определенный коэффициент, оп-ределяющий качество преподавания «глазами студента».
Подсистема «Распределение учебной нагрузки» обеспечивает распределение учебной нагрузки по кафедрам и преподавателям, расчет и формирование сводных отче-тов для определения ставок преподавателей по кафедрам, оформление приказа по расчету часов и распределению учебной нагрузки.
Подсистема «Сессия расписание экзаменов» по результатам распределения учебной нагрузки подсистемой «Распределение учебной нагрузки» формирует список дисциплин и преподавателей, принимающих зачеты и экзамены, и формирует расписание.
Подсистема «Стипендия» разработана для работы в бухгалтерии. В ней начисля-ется стипендия по выданным приказам из подсистемы «Назначение на стипендию дека-нат».
Подсистема «Диплом» выдает распечатки дипломов и вкладышей к диплому, ис-пользуя информацию по зачетам и экзаменам из архивов подсистемы «Сессия», «Учебная нагрузка планы», а информацию о студентах выпускниках из подсистемы «Контин-гент». Автоматизированная система АСУ «ВУЗ» является частью внутривузовской сис-темы управления качеством подготовки специалистов, обеспечивающая автоматизацию сбора, обработки данных о текущей деятельности каждого подразделения университета и представления результатов статистической обработки для принятия управленческих ре-шений.
В системе образования произошли важные структурные изменения, обусловлен-ные развитием Интернета. Его возрастающее влияние на разнообразную деятельность общества сделали Интернет инструментом взаимопроникновения не только технологий, но и капитала. В первую очередь это влияние создало повременные дистанционные спо-собы обучения, которые основываются на достижениях коммуникативных технологий. Для реализации дистанционных технологий обучения в Дагестанском государственном техническом университете создана инициативная группа по разработке программного и методического обеспечения дистанционного обучения. Активизирована работа педагоги-ческого, научно-технического и научно-методического персонала. На многих факульте-тах и кафедрах завершается подготовка кейс-технологий, которые будут размещены на компьютерных сетях университета. Возникла реальная потребность в доступе к информа-ционным ресурсам других университетов к их образовательным программам и курсам. Такая технология может обеспечить параллельное изучение определенных дисциплин в других вузах. Вместе с тем, она позволит постоянно повышать профессиональный уро-вень преподавателей на основе обмена информацией и использования передового опыта, определенно решая вопросы повышения уровня квалификации вузовских сотрудников и профессорско-преподавательского состава.
Май 2005 г.