Демографический вопрос
Григорий Балыхин Руководитель Федерального агентства по образованию РФ
По данным Роскомстата, прием в вузы снизился по сравнению с 2003 годом на 2%. Вместе с тем, на коллегии Рособразования 7.12.2004 было заявлено, что конкурс вырос на 8,5%. Ваш комментарий
Согласно данным Роскомстата прием в государственные и муниципальные высшие учебные заведения в 2004 году снизился на 2 %. Однако это затрагивает только прием по очно-заочной и заочной форме обучения. Прием по очной форме обучения в вузах, подведомственных Рособразованию, возрос с 724 тыс. до 758 тыс. человек.
Конкурс в вузы, подведомственные Рособразованию, вырос на 8,5% в связи с тем, что многие студенты очного отделения получили возможность получать второе высшее образование, как в своем вузе, так и в любом другом.
По данным статистики к 2010 году ожидается сокращение числа абитуриентов из-за «демографической ямы». Повысятся ли требования к вузам из-за уменьшения заявок на поступление?
Анализ ситуации за последние годы заставляет нас серьезно думать о необходимости постепенного приведения в ближайшие годы бюджетного приема в вузы в соответствие с установленной законодательной нормой 170 студентов на 10 тыс. человек населения, отвечающей потребностям экономики в кадрах и финансовым возможностям государства.
К этому подталкивает нас и складывающаяся демографическая обстановка в стране, в результате которой к 2009 году число выпускников общеобразовательных школ сократится практически на треть. Уже сегодня, и об этом неоднократно говорил в своих выступлениях Министр А. Фурсенко, число финансируемых бюджетных мест в учреждениях профессионального образования превышает количество выпускников общеобразовательных школ.
С этой точки зрения, важным шагом является происходящее в рамках административной реформы перераспределение полномочий различных уровней государственной власти в области образования, в рамках которого до января 2007 года все региональные вузы будут переданы на федеральный уровень, а большинство ведомственных образовательных учреждений в ведение Рособразования.
В настоящее время Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки проводится плановая проверка ряда российских вузов и их филиалов. Есть отработанная процедура комплексной проверки вуза: проверяются все лицензированные показатели (площадки, кадры, укомплектованность библиотек и т.п.), а также проводится аттестация образовательных программ на соответствие их государственным образовательным стандартам.
Если учебное заведение нарушает требования законодательства, его могут лишить аккредитации, но при этом сохраняется лицензия на право ведения образовательной деятельности, что впоследствии, после исправления не-достатков, дает учебному заведению возможность вновь пройти аттестацию и получить госаккредитацию.
Сейчас необходимо разработать ряд мер, направленных на более действенный контроль качества обучения. Основными направлениями при этом станут оптимизация сети подведомственных Федеральному агентству по образованию государственных учреждений сферы образования и повышение эффективности их деятельности.
В последнее время мы получаем из регионов множество предложений, связанных с реорганизацией, интеграцией образовательных учреждений, причем не только разного уровня, но и разных форм собственности. Поэтому нами в самое ближайшее время должен быть выработан механизм наших действий в этом направлении, определены общие принципы, которых следует придерживаться при решении вопросов о слиянии учебных заведений, ликвидации или открытии их филиалов.
Какое количество вузов на этот период было бы оптимальным, с Вашей точки зрения?
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 972 аккредитованных вуза, причем из них 620 государственных, а 352 негосударственные. А вот филиалов вузов в последние годы появилось очень много. И, наверное, там-то и копятся основные проблемы необеспеченность высококвалифицированными кадрами, недостаточно высокое качество обучения и т.д.
Некоторое сокращение числа вузов и особенно числа филиалов вузов возможно, но это может последовать только по результатам комплексных проверок.
Для определения же оптимального количества вузов на период до 2010 года необходимо провести анализ потребности в специалистах высшего профессионального образования в субъектах Российской Федерации, с учетом которого решать проблемы оптимизации сети образовательных учреждений профессионального образования.
Июнь 2005 г.