Интеграция знаний
Геннадий Рябов Ректор Нижегородского государственного лингвистического университета
Процессы европейской интеграции продолжают развиваться в направлении создания единого пространства: географического без промежуточных границ и таможен, с единой визовой зоной; политического с единой конституцией; экономического с едиными критериями и едиными нормативами. Не могла остаться в стороне от этих процессов и система образования. Сегодня процессы глобализации уже проникли в образовательную сферу, способствуя интеграции национальных образовательных систем. К 2010 году поставлена задача создать единую европейскую систему высшего образования. Таким образом, на этом этапе европейская интеграция выходит за рамки политики и экономики и вторгается в образовательную сферу, все более способствуя формированию европейской идентичности.
Духовный отец европейской экономической интеграции Жан Моне на исходе своей 30-летней деятельности по объединению стран Европы заявил: «Если бы я начинал сначала, я бы начал с вопросов объединения систем образования». Это же подчеркнул в своем недавнем выступлении и президент Европейской комиссии Романи Проди: «Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации измеряются в действительности привлекательностью ее культурных, а значит и образовательных ценностей, степенью их влияния на другие страны. Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования обладает в мире той степенью привлекательности, которая соответствует значимости наших выдающихся культурных и научных традиций». А это означает, что вхождение в единое экономическое пространство становится невозможным без взаимной гармонизации систем образования.
Болонская декларация: история процесса
Политический и прагматический аспект создания европейскими странами единого пространства системы высшего образования состоит в повышении конкурентоспособности европейского высшего образования, в стремлении вернуть Европе главенствующие позиции в области развития науки и образования, которые сейчас занимают США.
Фундамент интеграционного процесса в сфере высшего образования был заложен в 1988 году в итальянском городе Болонья на встрече ректоров европейских университетов по случаю 900-летия первого в Европе Болонского университета. На этой встрече была принята «Всеобщая хартия университетов», в которой были сформулированы основные принципы, которыми должны руководствоваться университеты, а именно: университеты должны быть автономными образованиями, обладающими полной академической свободой, морально и интеллектуально независимыми от политической и экономической власти; учебный процесс в университетах должен быть неотделим от исследовательской деятельности; всем членам университетского сообщества должны быть предоставлены необходимые средства для обеспечения свободы исследований и преподавания; университеты поощряют мобильность преподавателей и студентов, а также проводят политику взаимного признания академических степеней и научных званий без предвзятого мнения о национальных дипломах. В 1990-е годы была принята Европейская конвенция об общей эквивалентности периодов университетского образования, а также подписан Маастрихтский договор, в соответствии с которым были не только сняты границы между странами Европейского содружества, но и провозглашены принципы создания единого политического, экономического, и валютного союза, а также определены задачи формирования единого образовательного и культурного пространства. Эти принципы были вновь подтверждены в Сорбонской декларации по гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования, которую в 1998 году на 800-летнем юбилее Парижского университета подписали министры образования Франции, Германии, Италии и Великобритании. Сорбонская декларация подчеркнула центральную роль университетов в развитии европейских культурных ценностей и вызвала положительную реакцию образовательной общественности других стран. Поэтому неслучайно в июне 1999 г. министры образования 29 европейских стран подписали в Болонье (Италия) совместный документ, который называется «Декларация о Европейском пространстве высшего образования».
Болонская декларация констатирует, что с целью установления европейской зоны высшего образования и содействия распространению европейской системы высшего образования должны быть предприняты следующие шаги:
1. Создание сопоставимой системы ступеней образования.
2. Принятие системы высшего образования, базирующейся на двух образовательных уровнях.
3. Внедрение европейской системы зачетных единиц трудоемкости дисциплин (ECTS) в качестве средства, способствующего академической мобильности студентов, свободному доступу ко всем образовательным услугам и к расширению возможностей для преподавателей и научных работников участвовать в общеевропейских исследованиях и обучении.
4. Разработка единых критериев и методологий оценки качества образования. Мероприятия по достижению указанных целей запланированы на короткий срок, до 2010 года.
На первом этапе реализации Болонской декларации европейские страны договорились направить усилия на сближение разноплановых систем высшего образования. Европа планирует перейти на систему бакалавр-магистр: 3 года бакалавриата + 2 года магистратуры. В условиях Болонского процесса выделяются две конечные цели: автоматическое признание документов о высшем образовании и автоматическое признание любого курса, прослушанного студентом, в любом университете стран-участников Болонского процесса.
Введение конвергентной системы получения академических степеней неизбежно приведет к необходимости иметь согласованные критерии оценки качества образования и к установлению минимума требований для предусматриваемых образовательных уровней. Поэтому можно ожидать, что Болонский процесс приведет в конечном итоге к созданию единой системы аккредитации учреждений высшего образования в Европе.
Основным критерием реализации положений Болонской декларации является принцип учета многообразия культур, языков, национальных образовательных систем, а также принцип университетской автономии.
Положения Болонской декларации получили развитие в документах, принятых министрами образования и представителями европейских высших учебных заведений в 2001 году в Саламанке, и Праге, в 2003 году в Берлине. В этих документах еще раз были подтверждены тезисы о том, что высшее образование должно рассматриваться как общественное благо и общественная ответственность, что особая роль в обеспечении качества образования принадлежит университетам. Министры образования призвали вузы и студенческие организации расширять возможности их влияния на ориентацию и содержание образования и управление университетом. Они также заявили о том, что «университеты должны иметь право формировать свою стратегию, выбирать свои приоритеты в обучении и проведении научных исследований, расходовать свои ресурсы, профилировать свои программы и устанавливать свои критерии для найма преподавателей и приема студентов& Планы создания зоны европейского высшего образования останутся невыполненными, если во многих странах будут осуществляться неоправданное регулирование, детальный административный и финансовый контроль, касающийся высшего образования».
Вхождение России в Болонский процесс: состояние и перспективы
В сентябре 2003 года к Болонской декларации присоединилась Россия (в настоящее время свои подписи под декларацией поставили 40 стран). Вхождение России в Болонский процесс следует рассматривать в контексте наших национальных интересов, развития внешнеполитического курса страны, направленного на сотрудничество и интеграцию с Европой. Участие в Болонском процессе позволит увеличить мобильность российских студентов и преподавателей, предоставляя возможность во время обучения менять страну и университет для пополнения своих знаний. Российская высшая школа выгодно отличается фундаментальным характером образовательных программ. Для того чтобы использовать это преимущество и привлекать студентов из других стран, нам необходимо участвовать в построении общеевропейской образовательной системы.
По заявлению Президента В. В. Путина, вхождение в Болонский процесс позволит «состыковать нашу систему образования с западноевропейской, не утратив тот высокий уровень, который имелся в Советском Союзе и сейчас еще сохранен во многих вузах страны &»
Предполагается, что реализация задач, сформулированных в Болонской декларации, будет осуществляться на политическом и юридическом поле Правительством и Министерством образования и науки Российской Федерации, а на академическом поле каждым вузом, решившим добровольно принять участие в строительстве общеевропейского образовательного пространства.
Какие же задачи стоят перед высшими учебными заведениями России, готовыми реализовать принципы Болонской декларации?
Во-первых, проведение глубокого анализа собственных образовательных программ с точки зрения их гибкости, совместимости с европейским рынком труда, сопоставимости осваиваемых умений и навыков и присваиваемых квалификаций.
Во-вторых, создание максимальных возможностей для свободной мобильности студентов преподавателей и выпускников, что является необходимым условием существования «Зоны европейского высшего образования». А это предполагает и более углубленное изучение иностранных языков.
В-третьих, университеты должны разработать однородную структуру образовательных программ и дисциплин, а также ввести накопительную систему трудоемкости зачетных единиц, основанную на ECTS, и договориться о принципах признания зачетных единиц, полученных в другом вузе. Это потребует от высших учебных заведений принятия соответствующих мер, включающих адаптацию образовательных программ, академических степеней и средств обеспечения качества обучения, которые будут понятны и признаны всеми участниками образовательного процесса. Им также предстоит обеспечить реализацию многих программ не только на национальных, но и на основных мировых языках. Выбор вузами специальностей и квалификаций должен быть ориентирован на их дальнейшее эффективное использование на рынке труда не только России, но и всей Европе.
Министерство образования и науки Российской Федерации уже определило программу реализации принципов Болонской декларации:
¤ до 2008 предполагается завершить разработку нового поколения стандартов высшего образования, базирующихся на компетентностной модели и предусматривающих полномасштабный переход (кроме медицинских и творческих специальностей) на многоуровневую структуру высшего образования. Это, в частности, позволит провести дальнейшее укрупнение (уменьшение числа) специальностей. Такая работа уже ведется на базе ведущих технологических университетов (МГТУ им. Баумана, ЛЭТИ, Томского политехнического университета и др.) по разработке новых стандартов бакалавра и магистра по 80 инженерным специальностям;
¤ в течение ближайших лет планируется значительно расширить количество вузов, экспериментирующих модульно-рейтинговую систему организации учебного процесса на основе зачетных единиц трудоемкости учебных дисциплин, уже разработана и направлена в вузы Методика расчета зачетных единиц с учетом российской системы образования. Она непростая это не только замена числа часов на зачетные единицы, это еще и другая, асинхронная или нелинейная организация учебного процесса, когда студент сам по определенным правилам выстраивает траекторию набираемых курсов и, соответственно, зачетных единиц на каждую дисциплину.
¤ начался процесс разработки единого приложения к диплому о высшем образовании. Процесс введения системы зачетных единиц и, соответственно, единого приложения к диплому достаточно длителен. Необходимо будет во всех вузах страны ввести эту систему вместо наших аудиторных часов и общих часов по предмету, которые мы сейчас пишем в приложении. Предполагается, что через несколько лет мы сможем, отменив учет дисциплин в часах, перейти на систему зачетных единиц, а к 2010 году появятся первые выпускники наших высших учебных заведений, обучавшихся по этой системе. Однако есть и другой, промежуточный вариант. Он будет связан с тем, чтобы существующую систему часов, выделяемых на освоение дисциплин условно переводить в систему зачетных единиц и одновременно с российским дипломом уже через 1-2 года начать выдавать диплом нового образца. Этот документ позволит нашим студентам приехать в любой другой вуз Европы, и от них не потребуют никаких дополнительных документов, как это часто требуется сейчас.
¤ предполагается создание, в соответствии с общеевропейскими требованиями, общероссийской системы аккредитации и контроля качества, не зависимой от органов управления образованием, с созданием соответствующих региональных структур; такие аккредитационные службы будут работать по международным стандартам с привлечением зарубежных специалистов, работодателей, выпускников и студентов к оценке деятельности вуза и с использованием методик внешнего аудита (таких, как SWOT и Фонд-анализ, benchmarking и т.д.); для осуществления своей деятельности аккредитационные службы должны будут получить признание в головной организации по координации решений Болонского процесса Европейской сети гарантии качества образования (EWQA);
¤ одновременно предстоит завершить работу по созданию внутривузовских систем контроля качества, также в соответствии с общеевропейскими требованиями;
¤ необходимо определить статус аспирантуры и докторантуры: дело в том, что в соответствии с Болонской декларацией аспирантура является элементом академической (не научной) многоуровневой структуры образования.
¤ в конечном итоге предполагается повысить привлекательность российской системы высшего образования с целью расширения образовательных услуг для иностранных студентов (сейчас из 100 европейских студентов, обучающихся за рубежом, 30 едут в США, 15 в Великобританию. 10 во Францию, 8 в Германию и т.д., в Россию 2).
К настоящему времени часть европейских вузов, в том числе и российских, уже приступила к построению общеевропейского пространства высшего образования. Еще до Болонской декларации некоторые российские вузы уже реализовывали ее принципы.
Откликаясь на вызовы нового времени, Нижегородский государственный лингвистический университет проводит интенсивную работу по вхождению в мировое образовательное пространство. НГЛУ уже несколько лет участвует в совместных программах по интеграции систем высшего образования, сотрудничая в рамках проекта TEMPUS (за последние годы 5 таких проектов) с университетами Франции, Германии, Италии и Нидерландов. С рядом университетов этих стран мы адаптировали некоторые образовательные программы, привели в договоренное соответствие системы оценки знаний и трудоемкости различных дисциплин. В результате такого сотрудничества с французскими университетами Париж-4, Париж-8, Гренобль-2, Гренобль-3 и ННГУ им. Н. И. Лобачевского был создан совместный Российско-французский университет, в котором ведется подготовка специалистов по межкультурной коммуникации, учителей, переводчиков, экономистов и юристов со знанием трех языков. Идет подготовка к открытию Российско-германского университета и Института европейских исследований.
НГЛУ имеет сетевые проекты сотрудничества с вузами из США, Германии, Австрии, Франции, Италии, Дании, Швеции, Японии по академической мобильности, взаимопризнанию образовательных программ, по совместной подготовке аспирантов и докторантов.
Одним из важных направлений деятельности Нижегородского государственного лингвистического университета является создание на его базе восьми международных культурно-образовательных центров. Все это привело к расширению возможностей для включенного обучение студентов в нескольких европейских и российских университетах на основе совместно разработанных принципов взаимозачетов и взаимопризнания образовательных документов разного уровня. Тесное сотрудничество с европейскими университетами помогло нам пересмотреть образовательные программы и по-иному построить организацию учебного процесса. Следует также отметить, что студенты НГЛУ, будучи воспитаны на принципах культуры мира и межкультурной коммуникации, профессионально владея несколькими европейскими языками, гораздо быстрее адаптируются в новых образовательных системах и получают больший эффект от обучения в зарубежных университетах. Комфортнее себя чувствуют и зарубежные студенты, находясь в привычной для себя языковой среде на территории лингвистического университета. Реализация подобных совместных программ позволила НГЛУ приблизиться к полномасштабному внедрению основных принципов Болонской декларации.
Задачам Болонской декларации соответствуют и программы подготовки управленческих кадров, которые реализуются НГЛУ совместно с другими вузами Нижнего Новгорода, входящими в Нижегородский образовательный консорциум.
Россия в Болонском процессе: проблемы и опасения
Сегодня Правительство России уже приняло политическое решение: подписало Болонскую декларацию (сентябрь 2003) и протокол о сотрудничестве с Европейской комиссией по основным направлениям развития, в том числе в области права, науки и образования (май 2004).
Процессы интеграции России в общеевропейское образовательное пространство вызывают с одной стороны чувство эйфории по поводу приобщения России к европейской цивилизации, а с другой, возникают вопросы, требующие ответа до того, как мы будем вовлечены в бурный водоворот глобализационных процессов. Вот только некоторые из них:
1. Глобализационные процессы для России являются благом или представляют угрозу национальным ценностям?
2. Сможет ли Россия под давлением неизбежных процессов глобализации и интеграции сохранить самобытность и все достижения национальной системы высшего образования с ее фундаментальной составляющей?
3. Смогут ли российские вузы сохранить качество образования, готовя специалиста за такой же, как в Европе, срок и по облегченным, усредненным программам?
4. На какой рынок труда (российский или общеевропейский) будет ориентирована подготовка специалистов в российских вузах?
5. Если в России, как во всей Европе, готовить специалистов будут стандартно по единым программам, станет ли российское образование более привлекательным с учетом нашей инфраструктуры, условий жизни и степени безопасности?
6. Готовы ли российские вузы полностью отказаться от сложившейся государственной системы подготовки научных кадров через аспирантуру и докторантуру или внести существенные изменения в нее?
7. Решение о вхождении в Болонский процесс будет приниматься директивно или на основе принципа автономии вуза?
8. На кого ложится ответственность за последствия Болонского процесса: на государство или на вузы?
9. Будет ли российское правительство опережающее осуществлять законодательное, юридическое и экономическое сопровождение вхождения страны в европейское образовательное пространство (содействие мобильности, разработка совместимых стандартов и систем оценки качества образования, сохранение социальных гарантий и т.д.)?
Можно было бы продолжить список этих вопросов.
Смею предположить, что такие же и многие другие вопросы возникают не только у российских университетов, но и университетов всех европейских стран, решивших присоединиться к Болонскому процессу. Следует еще раз подчеркнуть, что цели и задачи Болонского клуба не чужды России.
Например, многоуровневая система образования начала создаваться с 1992 года, исходя из российских потребностей рынка труда и рынка образовательных услуг. У инженера и научного работника разные цели, задачи, а, значит, должны быть и разные программы подготовки. Многоуровневая система подготовки специалистов существует в разных странах, необходимо изучить их опыт и принять для России приемлемую систему.
Однако, несмотря на принятие основных параметров проходящих сегодня интеграционных процессов, мы не должны руководствоваться только чувством эйфории, и вхождение Росси в общеевропейское образовательное пространство по всем направлениям Болонской декларации должно быть постепенным, обдуманным, с учетом российских особенностей и без разрушения исторически накопленных хороших традиций и опыта. Основным критерием и ориентиром для российской законодательной и исполнительной власти, а также для университетов должно быть Гиппократово кредо «Не навреди!».
Заключение
Планетарная взаимозависимость и глобализация представляют собой главные явления нашего времени. Поэтому необходим комплексный анализ их влияния во всех сферах, в том числе в области образования и культуры. Образование, обеспечивающее доступ к знаниям для всех, призвано сыграть вполне определенную роль в решении универсальной задачи, стоящей перед мировым сообществом: помочь понять мир и понять другого, с тем, чтобы лучше понять самого себя. И особое место в решении этой задачи принадлежит системе высшего образования и университетам.
Именно университет выступает в роли основного партнера в области международного сотрудничества, которое позволяет обеспечить обмен преподавателями и студентами и, благодаря наличию образовательных программ с международной ориентацией, распространение наиболее совершенных методов преподавания и знаний.
Таким образом, университет вновь обретает свою изначальную интеллектуальную и социальную миссию в обществе в качестве гаранта универсальных ценностей и культурного наследия.
На пути решения проблемы непрерывного образования в ХХI веке лежат большие препятствия, которые возможно преодолеть, только объединив усилия всего мирового сообщества. Необходимость в организации международного сотрудничества, которое следует полностью переосмыслить, относится также и к области образования. Возникает вопрос, как организовать совместную жизнь в «планетарной деревне» в условиях, когда мы не способны ужиться в рамках естественных сообществ: нации, региона, города, деревни, просто с соседом. Важным аспектом международного сотрудничества должна быть не односторонняя помощь, а партнерство, поскольку именно партнерство может принести пользу всем. Поэтому всем странам следует содействовать более широкому взаимному пониманию в мире, развитию более высокого чувства ответственности и солидарности с учетом всех наших духовных и культурных различий. Именно сотрудничество в области образования, языка и культуры будет творить мир в XXI веке.
Июнь 2005 г.