Психолог-педагог
Петр Лепин Ректор Новосибирского государственного педагогического университета
В 2005 году исполняется 70 лет одному из крупнейших педагогических вузов не только Сибири, но и страны Новосибирскому государственному педагогическому университету. Возраст невелик, но, сколько поколений студентов и преподавателей за эти годы связали свою судьбу с профессией учителя!
Период становления
В становлении первых вузов Сибири просматривались сходные черты развития: дефицит высококвалифицированных кадров преподавателей, недостаточная обеспеченность учебной и научной литературы, слабая материальная база, но был энтузиазм преподавателей и студентов, помощь ведущих вузов страны, руководителей разного уровня, ибо каждый понимал, что участвует в великом деле культурного развития огромной территории. В конце 50-х годов прошлого столетия было создано Сибирское отделение АН СССР и открыт Новосибирский государственный университет, что, несомненно, стало венцом развития образования и науки в Сибири. За эти годы сложились тесные интеграционные связи между институтами Отделения и вузами, которые позволяют вовлекать студентов, аспирантов, преподавателей в решение актуальных проблем фундаментальной науки и создание современных технологий. В том числе Московским и Российским государственными педагогическими вузами.
Будущее любой страны во многом зависит от правильно принятых решений. Опыт многих стран убеждает в том, что системный подход к повышению качества и международному признанию результатов интеллектуальной деятельности в области наукоемких технологий, подготовки специалистов и образовательных услуг позволяет государству занять достойное место в мировом сообществе.
За последние годы произошли значительные изменения в системе высшего образования. В «Концепции участия РФ в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования» (2004) отмечены общие негативные тенденции профессионального высшего образования. К их числу относятся:
¤ количественный рост объемов подготовки, сопровождающийся снижением ее качества
¤ изолированность учреждений высшего образования от научных организаций, затрудняющая включение студентов в проектную и исследовательскую деятельность
¤ старение научных и преподавательских кадров
¤ низкий уровень трудоустройства выпускников
¤ недостаточные темпы развития системы профессиональной переподготовки и др.
Эти тенденции имеют место и в системе высшего педагогического образования. Однако педагогическое образование, в отличие от других направлений профессиональной подготовки, ориентировано на массовое воспроизводство высококвалифицированных кадров, которые должны быть готовы работать во всех видах образовательных учреждений по решению проблем обучения, воспитания, развития и социализации личности. Данные проблемы являются весьма актуальными для общества с высокими темпами социально-экономических изменений. Их решение зависит от компетентности, профессионализма, педагогического мастерства специалистов. Специфика таких индивидуально-социальных процессов, как воспитание, обучение, развитие и социализация, требует очень серьезной психолого-педагогической, предметной и методической подготовки, которая может быть осуществлена только в системе высшего педагогического образования.
Низкий уровень подготовки
Приток в образовательные учреждения (в частности, школы) специалистов, не имеющих высшего педагогического образования, имеет пагубные последствия как для самих образовательных учреждений, так и для общества в целом. Эти последствия выражаются в следующем. Игнорирование или недооценка воспитания как части образовательного процесса. В результате на практике происходит разрыв между образованием и воспитанием молодого человека. В определенном смысле низкий уровень воспитанности молодого поколения и, соответственно, сформированных социально-ценностных установок является угрозой всему обществу, так как, игнорируя интересы других людей и развивая активность, которая не является значимой для социума, субъект легко переходит к антисоциальным действиям.
Специалисты, не имеющие вузовской педагогической подготовки, не в состоянии в полной мере использовать психолого-педагогические ресурсы образовательного учреждения, в котором они работают. Они недооценивают потенциал учреждения для организации досуга детей и молодежи; игнорируют возможности опытных педагогических кадров; не учитывают связи между поколениями педагогов-профессионалов, что нередко приводит к конфликтным отношениям в педагогическом коллективе и негативно влияет на детский социум.
Происходит чрезмерная ориентация специалистов на предметную деятельность учащихся, выхолащивается развивающий и воспитательный потенциал фундаментальных предметных знаний, которые при профессиональном подходе должны служить базовым основанием мировоззрения подрастающего поколения. Многие специалисты-предметники, не имеющие вузовской психолого-педагогической подготовки, абсолютизируют индивидуальный подход в образовании в ущерб интересам совместной деятельности. Баланс групповых и индивидуальных интересов всегда лежал в основе развития относительного социального согласия между человеком и обществом. Ориентированность специалистов лишь на тех детей, которые имеют способности по данному предмету, жестко делит класс на две группы, одна из которых практически уходит из зоны внимания такого педагога. Опыт показывает, что учебники и учебные пособия, подготовленные специалистами, но без учета базовой психолого-педагогической основы образования, неэффективны, так как в них не учитываются возрастные и психологические особенности обучаемых, а также дидактическая специфика изложения материала. Не понимая различия между наукой и учебным предметом, авторы перенасыщают содержание теорией, терминами, наукообразными оборотами и т.д., игнорируя многие принципы дидактики: доступность, наглядность, ясность, систематичность и т.д. Это неизбежно приводит к постоянной перегрузке информацией учебного процесса, что в свою очередь, влечет за собой увеличение количества учебных часов и перегрузки обучаемых.
В процессе подготовки учителей зачастую нарушается соблюдение принципа соответствия индивидуальных способностей личности содержанию и виду деятельности. Отсюда «уход» от педагогической деятельности и подчас неуважительное, пренебрежительное отношение к ней отдельных педагогов. Не секрет, что часть выпускников педагогических вузов не хочет заниматься этой деятельностью, разочаровавшись в будущей профессии еще в период обучения.
Психологическое сопровождение
Особое значение в этих условиях приобретает психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, одной из важных задач которого является разработка и внедрение эффективных методик, оказывающих значимое конструктивное влияние на формирование личности будущего учителя, его сознание, самоопределение, самоидентификацию, возможность разрешения им возникающих психологических проблем и трудностей.
В существующей сегодня системе подготовки преподавателя выявляется глубокое противоречие, при котором главным критерием в оценке выпускника педвуза является в основном уровень его знаний, между тем как важнейшим условием успешности профессиональной деятельности оказывается личностная подготовка учителя. Речь идет о сформированности, целостности его личности, духовных ценностях. К сожалению, все это пока не стало предметом пристального внимания вуза и общества в целом.
С нашей точки зрения, проблема недостаточной психологической ориентации студентов педвуза на профессиональную педагогическую деятельность заключается в том, что профессия педагога во время обучения в вузе не становится частью первостепенных потребностей, мотивов и смысложизненных ориентаций личности студентов. Ухудшение социальных условий жизни, экономический хаос порождают не только нетерпимость, но и ее крайнее проявление агрессию. Студентам, погруженным в такое состояние, многие факты осваиваемой ими профессии трудно воспринимать положительно. Их сознание подпитывается и виртуальной реальностью, активно создаваемой средствами массовой информации: коммерционализацией, социальным и духовным насилием. Свое влияние на сознание молодежи оказывают и события реальности, часто жестокие по отношению к человеку.
Исследования
Результаты проведенных в НГПУ исследований показали, что будущим педагогам не хватает теоретических и практических психологических знаний, глубокого понимания психологических условий, факторов и механизмов психолого-педагогический деятельности, требующей особых знаний. Например, чтобы понимать логику ребенка, педагог обязан иметь хорошо развитую эмпатию, должен учитывать особенности психики детского возраста, уметь смотреть на мир глазами ребенка. Он вынужден периодически из «нормального» взрослого состояния возвращаться в детство. Такое перевоплощение не проходит бесследно для психофизической интегральности и здоровья педагога. Общеизвестно, что частое пребывание в чужой роли может приводить к потере собственного «Я» и к срастанию с чужой маской. Отсюда рост случаев профессиональной деформации и числа учителей, разочаровавшихся в своей профессии. Для решения этой задачи необходима углубленная психологическая подготовка студентов педвуза и формирование их профессиональной идентичности. Не случайно проблемы формирования профессиональной идентичности педагога становятся сегодня предметом особого внимания.
Проводимые в НГПУ специальные исследования степени готовности к педагогической деятельности с последующей разработкой методов повышения такой готовности и общего личностного роста учитывают следующие составляющие:
¤ акцент не только на уровень знания, но и на формирование личностной, профессиональной идентичности и патриотизма
¤ разнообразие используемых средств (индивидуальная и групповая работа в структуре созданного при НГПУ тренингового центра)
¤ выявление негативных и позитивных характеристик будущей профессии и динамики этих параметров в процессе обучения и педагогической практики.
Для реализации потребности в непрерывном совершенствовании системы подготовки квалифицированных учителей, включающей в себя целостное становление личности, нами создан специальный тренинговый центр. Результаты его работы представляют безусловный интерес и определяют пути совершенствования деятельности создаваемых пролонгированных программ.
Актуальным при всем этом остается формирование не только профессиональной, но и нравственной идентичности учителя, которые пока еще мало осмысливаются в предметных программах педвуза, но которые должны присутствовать во всей системе подготовки будущего педагога.
Педагогическое высшее образование в определенном смысле консервирует традиции отечественного обучения и воспитания, сохраняя преемственность лучших образцов теории и практики педагогической деятельности в РФ. Именно благодаря этому у нас и сегодня общий уровень образования остается относительно высоким, несмотря на то, что некоторые социальные тенденции последних лет не в полной мере способствуют качественной подготовке специалистов в системе высшего педагогического образования.
Здоровьесберегающие системы
В эпицентре современной подготовки учителя все большее значение приобретают знания, направленные на улучшение здоровья детей и взрослых. В условиях обозначившейся депопуляции и значительного снижения уровня здоровья населения РФ в последние годы главным направлением внутренней политики государства должно стать формирование и защита здоровья детей, подростков и молодежи как основы выхода из кризиса и благополучия народа в XXI веке.
Основные этапы роста и развития ребенка от 3 до 17 лет приходятся на период дошкольной и школьной жизни. Поэтому система организации учебной и воспитательной деятельности в этих структурах образования имеет первостепенное значение для сохранения и улучшения здоровья детей, воспитания убеждения в здоровом образе жизни, раскрытия индивидуальных творческих возможностей личности, формирования жизненных потребностей. Официальная данные статистики свидетельствуют о следующем: 95% выпускников школ имеют различные психосоматические нарушения и заболевания; 40% студентов освобождены от занятий физкультурой в основной группе; 55% юношей имеют медицинские противопоказания для призыва в армию. Трудности в усвоении даже базовых предметов испытывают 86% учащихся лицеев, 100% гимназий, 73% массовых школ; 55% учащихся имеют проблемы с психикой. Диагноз всем детям, пребывающим в современной системе образования, ставит «Медицинская газета» (№ 27 от 03.04.2002.) «синдром хронической утомляемости у детей».
В значительной степени преодоление этих негативных тенденций зависит от выполнения принципов здоровьесберегающей педагогики в работе учителей и воспитателей, которая представляет собой направление, имеющее целью организацию дошкольной, школьной и вузовской жизни на принципах, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучаемых и обучающих. В этой связи она должна решать следующие задачи:
¤ организация личностно-ориентированного обучения с учетом психофизиологических, возрастно-половых, конституциональных и социальных возможностей индивидуума
¤ выбор оптимальных педагогических технологий, учебных программ
¤ формирование индивидуальных потребностей личности и профессиональной ориентации на основе знаний собственных возможностей
¤ коррекционных и реабилитационных мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в состоянии здоровья и создание комфортных условий для детей группы риска.
Понятно, что решение такого широкого спектра задач невозможно в течение короткого промежутка времени. Оно требует длительной систематической работы и координации всех звеньев системы образования и органов управления. К сожалению, трудности заключаются в том, что знания принципов здоровьесохраняющей педагогики весьма недостаточны как на уровне воспитателей и учителей, так и на уровне большинства родителей и руководителей системы управления и образования. Поэтому на первом этапе необходимо обучение по этим вопросам, начиная с верхних эшелонов власти и заканчивая населением. Определенную роль в этом могут сыграть центры содействия укреплению здоровья всех участников образовательного процесса, создающиеся в системе образования в соответствии с Приказом Министра образования РФ от 15 мая 2000 г. Несомненно, что актуализация поставленных проблем и их решение могут сыграть огромную роль в формировании здоровья нации.
Сегодня принципиально важно осознавать, что развитие российской школы невозможно без взаимодействия с образовательными системами других стран, но оно должно происходить не путем нивелирования нашего образования, а посредством диалога и сотрудничества равного с равным.
Июнь 2005 г.