Воскресенье, 4 мая 2008 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги








Верный курс

Юрий Дробышев Ректор Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского

На современном этапе общественного развития образование превратилось в важнейшую из сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанную со всеми другими областями жизни. Создаваемая сегодня система непрерывного образования решает важнейшую задачу  развитие каждого человека как личности через обеспечение непрерывного образовательного процесса, начиная с детских дошкольных учреждений до профессиональной подготовки и переквалификации. Национальная доктрина образования РФ инициировала проведение крупномасштабного эксперимента  объединения вузов, техникумов, колледжей, гимназий, лицеев, школ в университетские комплексы, в основе которых лежит непрерывность и преемственность образования.

Развитие

Интеграция профессионального образования различных уровней имеет особенно важное значение для калужского региона. На территории области расположены многочисленные учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования. Их интенсивное развитие имеет конечной целью предоставление широкого выбора образовательных услуг населению, включая взрослых, удовлетворение потребностей всех секторов экономики и сферы услуг в квалифицированных кадрах.

Подготовка рабочих кадров и специалистов для отраслей экономики Калужской области осуществляется в 36 учреждениях начального профессионального образования, в половине из них реализуется обучение по интегрированным программам начального и среднего профессионального образования. В системе среднего профессионального образования происходят структурные изменения: формирующийся региональный рынок труда требует высококвалифицированных специалистов для предприятий всех форм собственности. Одним из перспективных путей решения данной проблемы является интеграция средних специальных и высших учебных заведений. Это позволит подойти к обеспечению непрерывности профессионального образования в условиях единого образовательного пространства.

Система высшего профессионального образования на территории Калужской области представлена 13-ю государственными учебными заведениями и филиалами. Ведется работа в области многоступенчатой системы образования, дающей возможности ускоренного получения высшего образования на основе среднего профессионального. Совместные «сопряженные учебные планы с однопрофильными педагогическими училищами позволяют их выпускникам продолжать обучение в вузе, начиная со 2-3-го курса, по специально разработанной сокращенной программе. Эта система сочетает практическую ориентированность средне-специальных училищ и колледжей с академизмом высшего учебного заведения. Вместе с тем, данная система нуждается в глубоком теоретико-методологическом анализе и серьезной перестройке организационного обеспечения.

Однако интеллектуальный потенциал высшего и среднего профессионального образования еще не в полной мере работает на экономику области. Формирование региональных университетских комплексов является одним из наиболее перспективных в этом плане направлений, обеспечивающим последовательную интеграцию вузовской, академической и отраслевой науки и профессионального образования. Региональный университетский комплекс должен обеспечить реализацию образовательных программ различных уровней на основе методического, научного, кадрового и информационного влияния регионального университета, преемственности государственных образовательных стандартов и сопряжения всех уровней образования, повышения квалификации преподавателей, обеспечения целевой подготовки кадров для производственной и социальной сферы Калужской области.

Университетские комплексы

Наш вуз в существенной мере подготовлен к созданию подобного регионального университетского комплекса. С 1991 года функционирует межвузовский инженерно-педагогический фа-культет, созданный совместно с Калужским филиалом МГТУ им. Н. Э. Баумана. Заключены договора о совместной работе с Кондровским, Кировским, Мещовским педагогическим колледжами и др. В декабре 2004 года с педагогическими училищами Калужской области заключен договор о создании педагогического комплекса. Организованы заочные отделения Института социальных отношений, входящего в состав университета, в Думиничском, Кировском, Сухиничском, Дзер-жинском и Козельском районах. Совместно с Областным реабилитационным центром на базе калужской школы-интерната № 3 создан педагогический лицей, работают лицеи на базе Сосенского электромеханического колледжа, Маклинской школы Малоярославецкого района, Обнинской городской гимназии. Преподаватели университета участвуют в учебном процессе в профильных классах ряда ведущих калужских школ, на базе факультетов открыты профильные лицейские классы. С 1998 года по президентской программе подготовки управленческих кадров в университете осуществляет деятельность образовательный Консорциум «Образование  Кадры XXI века». Более 10 лет при университете работает Центр переподготовки кадров.

Одним из важных компонентов на пути создания регионального университетского комплекса мы полагаем преобразование педагогического университета в классический. В большинстве областей Центрального федерального округа произошли подобные преобразования, и по показателям своей деятельности вуз вполне может решить подобную задачу.

Следует отметить, что по своей структуре педагогический вуз близок к классическому университету. В них представлены во многом одни и те же фундаментальные науки, каждая из которых выступает ведущей учебной дисциплиной в подготовке студентов определенного профиля. Однако, если в классическом университете эти науки доминируют, то в педагогическом вузе часто главенствуют науки, ориентированные на теоретическое осмысление содержания образования.

Общепризнанно, что специфическими признаками классических университетов являются ориентация на подготовку кадров для многих сфер жизнедеятельности; высокий уровень фундаментальной подготовки, реализации междисциплинарных знаний, активное использование в учебном процессе результатов и технологий научного поиска; преобладание в научной работе фундаментальных исследований; подготовка специалистов для наукоемких производств. Несомненно, что успех педагогического вуза на пути его трансформации в классический университет, эффективная реализация поставленных целей и задач во многом зависит от уровня развития научно-исследовательской деятельности, при этом научная работа наряду с учебной становится основной деятельностью. В связи с этим остановимся на состоянии научной работы в нашем вузе.

Наука

Научно-исследовательская и научно-организационная деятельность в университете уже сегодня является неотъемлемой частью общей системы подготовки высококвалифицированных специалистов общего и профессионального образования. Первым звеном в этой деятельности являются областные олимпиады школьников по всем учебным дисциплинам и областные научно-практические конференции школьников «Молодость  науке», которые традиционно проводятся на базе нашего университета.

Наши студенты работают в этнографических и археологических экспедициях, проводят научные исследования в области естественных и гуманитарных наук. Результаты исследований студентов докладываются на ежегодных студенческих научных конференциях, а важнейшие из них представляются на всероссийские и международные конференции. За достижения в учебе и успешную научно-исследовательскую деятельность студенты университета регулярно отмечаются областными стипендиями имени выдающихся ученых-калужан.

Особенно активно в университете изучаются вопросы биологической оценки экосистем, лазерной биологии, теплоэнергетики, физики электронных материалов, природно-ресурсный потенциал региона, антропогенные воздействия на человека и окружающую среду, проблемы социальной жизни, теории языка. Для этого в университете создана сеть научно-исследовательских лабораторий. Основное направление научной деятельности лаборатории биоиндикации  биологическая индикация состояния окружающей среды, включая разработку фундаментальных основ биологической оценки экосистем, организацию и ведение биомониторинга объектов и территорий, создание и ведение банка данных экоинформации.

Оновные цели работы Лаборатории зоологического мониторинга -мониторинг фауны, населения и фенологических фаз жизненного цикла позвоночных животных Калужской области; создание сети ключевых орнитологических участков в охраняемых природных территориях, в том числе в заповеднике «Калужские засеки» и национальном парке «Угра»; экологические исследования местной фауны. Лаборатория работает по международной программе «Important Bird Areas», координируемой Союзом охраны птиц РФ.

Научно-исследовательская лаборатория теплофизики ведет теоретические и экспериментальные исследования проблем теплофизики и молекулярной физики, гидродинамики жидкостей и газов, энергосберегающих технологий. По результатам разработок сотрудниками лаборатории в 2003-2004 годах получен ряд патентов РФ. Основные направления деятельности Калужского института социологии  консультирование по управлению, социологические исследования и специализированные обучающие программы. Ведущие консультанты института стажировались в Голландии, Великобритании, Германии и США.

Археологическая экспедиция университета проводит археологические разведки в рамках федеральной программы «Сохранение историко-культурного наследия народов РФ», в результате которых в окрестностях Калуги выявлено сорок новых памятников археологии. Второе направление деятельности экспедиции  раскопки античных памятников Северного Причерноморья. Результаты научных исследований ученых университета широко используются учебными заведениями как Калужской области, так и других регионов в лекционных курсах, при проведении лабораторно-практических занятий, производственного обучения, курсового и дипломного проектирования и практик.

Связи

В университете сложилась устойчивая система научных связей с ведущими академическими и образовательными центрами страны, среди которых Институт биологии растений РАН (Москва), Институт общей физики РАН (Москва), Физико-технический институт РАН (Петербург), Медицинский радиологический научный центр РАМН (Обнинск), Московский университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский, Тверской, Удмуртский, Воронежский и др. Ведущие ученые страны  частые гости университета, они проводят здесь научные консультации, выступают с лекциями перед преподавателями и студентами.

Университет проводит активную политику в области международного сотрудничества, в том числе с Международным космическим университетом (Страсбург, Франция), Университетом Чероки (Оклахома, США), Международным сообществом по изучению аргументации (Канада), а также в рамках международного проекта «Социальные сети связей  проблемы доверия» (Мюнхен, Германия). С 2000 года успешно действует Договор о сотрудничестве в области науки и образования с Силезским университетом в Катовице, Польша. Признанием сегодняшнего высокого научного уровня университета является то, что на его базе регулярно проводятся всероссийские и международные научно-мемориальные, научно-методические и научно-практические конференции, в которых принимают участие ведущие российские и зарубежные ученые.

В 2002 году была организована первая Международная конференция по физике электронных материалов, которая в соответствии с традициями университета ставила своей задачей преодоление узкой специализации и дифференциации специалистов в области физики электронных материалов, широкий охват научных направлений на стыке физики конденсированного состояния, электронного материаловедения и твердотельной электроники. В конференции приняли участие наши коллеги из Азербайджана, Армении, Беларуси, Бельгии, Израиля, Казахстана, Молдавии, Польши, Украины, Швеции. Значительную роль в научной жизни университета занимает деятельность преподавателей университета по сохранению и развитию наследия выдающихся русских ученых, связанных с калужским краем. Еще в 1989 году у нас был создан университетский кабинетмузей А. Л. Чижевского  один из первых в стране мемориальных центров ученого, именно в Калуге заложившего основы науки о солнечно-земных связях. Группа ученых университета осуществила уникальную работу: подготовила и в 2000 году издала первую в истории региона «Калужскую энциклопедию», а уже в 2004 году осуществила ее второе  дополненное издание.

Калужский край уникален с точки зрения истории отечественной науки: с ним связаны славные имена столь многих ученых, что их вполне хватило бы на несколько развитых европейских государств. Это  Е. Дашкова и С.Трубецкой, П. Чебышёв, К. Циолковский и др. Преподаватели университета составили основу авторского коллектива, подготовившего на протяжении 2002-2004 годов научно-популярные монографии «Платоны и Невтоны земли калужской» и «Калужские вехи временных лет». Эти книги рассказывают о жизни и научном творчестве выдающихся российских ученых, связанных с калужским краем. Авторы не только формируют представление о конкретном вкладе в мировую культуру ученого, но и анализируют его основные результаты с позиций сегодняшнего дня, современного развития науки и техники.

Июнь 2005 г.


наверх