Вопросы без ответов
Юрий Давыдов Ректор Пятигорского государственного лингвистического университета
Как известно, можно выделить два разных типа взаимоотношений государства и систем образования, в первую очередь, высшего. Первый предполагает, что темпы развития образования и степень его государственной поддержки должны определяться социально-экономическим состоянием общества. Второй тенденцией является приоритетная поддержка образования и его университетского сектора, основанная на признании его важнейшей роли в решении экономических и социальных проблем.
Обеспечение образования
В действительности для нашей страны характерна и до сих пор не преодолена первая тенденция, основывающаяся на остаточном подходе к проблемам образования, что определяет замедление общественного развития. Достаточно сказать, что ныне предусматриваемые государственным бюджетом ассигнования на высшее образование не составляют и трети от его реальных потребностей.
Одни из последних документов Болонского процесса начинаются с указания на необходимость «отношения к образованию как к общественному благу и общественной ответственности». Это, на наш взгляд, главное в Болонском процессе.
Правительство РФ представило «Приоритетные направления развития образовательной системы российской Федерации». Но тщетно мы будем искать в них признания образования «общественным благом» и обязанность государства его обеспечить.
Мы вправе были ждать от Федерального собрания РФ подтверждения на деле отношения к образованию как приоритетной сфере развития общества. Вместо этого Федеральным собранием в августе 2004 г. был принят федеральный закон (ФЗ № 122) «О внесении изменений в законодательные акты РФ&» . Статья 16 закона своими изменениями не оставляет камня на камне от закона «Об образовании», а статья 78 от закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Из закона «Об образовании» оказываются полностью исключенными статьи: «Государственные гарантии приоритетности образования» и «Материально-техническая база образовательного учреждения».
Такой же откровенной попыткой государства уйти от ответственности за образование является предложенная Правительством РФ «Концепция участия РФ в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования».
Исключение названных статей и Концепция, на наш взгляд, говорит о том, что, подписывая Болонскую декларацию, правительство и не думало ее выполнять.
Права
Если ранее одна из статей закона «О высшем и послевузовском образовании» нацеливала коллективы на развитие вузов, указывая, что «высшему учебному заведению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом деятельности высшего учебного заведения, а также на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности», то теперь они лишены этого права.
Правда, образовательным учреждениям разрешено самостоятельно распоряжаться в соответствии с законодательством РФ средствами, полученными за счет внебюджетных источников. Но это уже курс не на развитие, а курс на расходование полученных средств.
Не соответствует развитию рыночных отношений изъятие из закона «Об образовании» пунктов, ориентировавших ранее вузы на зарабатывание дополнительных средств. В «Приоритетных направлениях&» много говорится о необходимости привлечения в образование инвесторов. Но тогда зачем было снимать с инвесторов налоговые льготы? Из законов снято положение об отнесении к предпринимательской деятельности вузов только той части ее доходов, которые дополнительно не вкладываются в развитие образовательного процесса. Это опятьтаки положение, которое затормозит развитие вузов.
Льготы
Из законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» изъяты все статьи определяющие льготы для преподавателей и студентов. Но вот что интересно. Одна льгота в одной из статей закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» все же осталась. Она гласит, что «размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся не может превышать пяти процентов размера стипендии», то есть 20 руб.! Знают ли законодатели, что только стирка постельного белья ныне стоит 90 руб.? И эти затраты не компенсируются бюджетом. Общие же затраты на содержание одного койкоместа в общежитии составляют в месяц более 700 руб., из которых из бюджета покрывается (ремонт и коммунальные услуги) 48,7 процента. Таким образом, эта «льгота» имеет весьма неблаговидную цель закрытие студенческих общежитий, ибо у вузов нет средств на их содержание.
В законе оказались плохо проработанными и вопросы налогообложения, земельных отношений, социального обеспечения. В законе «Об образовании», скажем, за государственными образовательными учреждениями земельные участки закрепляются в бессрочное бесплатное пользование. Но в законе «О высшем и послевузовском образовании» о безвозмездном пользовании земельными участками речь уже не идет. Кроме этого, одной из статей закона «Об образовании» установлено, что финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов. В аналогичной статье закона «О высшем образовании» указание на нормативы финансирования государственных вузов исключено. Вузы лишаются налоговых льгот, но, между тем, налоговый учет законом «О высшем образовании&» не предусмотрен. И такие примеры можно бесконечно продолжать.
Купля-продажа
Требует решения и еще один принципиальный вопрос. Заявленный участниками Болонского процесса подход к образованию как общественному благу, означает отказ от подхода к образованию, к образовательным услугам как товару, признание того, что рынок не может справиться со всеми проблемами образования.
В рамках Всемирной торговой организации (ВТО) основным документом для системы образования является «Генеральное соглашение по торговле услугами (ГСТУ)». В «Совместной дек-ларации по высшему образованию и ГСТУ» принятой четырьмя вузовскими ассоциациями Европы, Канады, США, а также в декларации конференции ректоров государственных вузов Латинской Америки содержится призыв к правительствам не делать шагов в высшем образовании в контексте ГСТУ. Указано, что очень мало известно о последствиях включения образования в ГСТУ, в том числе по отношению к качеству, доступности и равенству в образовании. Среди этих опасений: «чисто рыночное отношение к образованию, которое не принесет ему пользы, сделает предметом купли-продажи», «наднациональный характер ГСТУ снижает роль правительств в регулировании образования, проведении собственной культурной политики, в том числе в рамках Болонского процесса».
Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века указывается, что образование «должно стать доступным для всех на протяжении всей жизни&».
РФ же в настоящее время придерживается американской концепции высшего образования, где образование рассматривается как товар, предлагаемый для «продажи». В настоящее время в нашей стране на платной основе обучается уже более половины студентов вузов.
Новая модель
О доступности образования, одном из главных принципов Болонского процесса, в этих условиях говорить не приходится. И если, СССР по доступности образования занимал первое место в мире, то «сегодня Россия по этому показателю оказалась на 18-м месте». Это грозит нам большими интеллектуальными потерями. Та система мер, к которой обычно в печати сводится Болонский процесс, включает, прежде всего, переход на 2-х уровневую систему подготовки. Но нужно заметить, что до настоящего времени в образовательном сообществе Европы «модель»: бакалавр магистр доктор, на которой действительно основываются все рекомендации Болонского процесса, вовсе не является общепризнанной. Высшее образование базируется, главным образом, на одноуровневой системе в Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Нидерландах.
Оценка распространения двухуровневой подготовки (бакалавр магистр) в нашей стране весьма разноречива, несмотря на то, что она началась еще в 1992 г. Если тогда вузы РФ выпускали 0,3% бакалавров, то в настоящее время уже 11,5%. В Пятигорском государственном лингвистическом университете их выпуск составляет 21,3%. Представляется, что введение в РФ многоуровневой системы правомерно. Она дает возможность студенту более верно определить траекторию своего последующего образования, тем более, что в настоящее время первое высшее образование все более становится той базой, которая дает возможность человеку определиться в своих профессиональных интересах. В России, и не только, многие выпускники в последующем не работают по первому образованию. В Великобритании, например, только 2/3 работают по специальности, соответствующей диплому. Поэтому отнюдь не случайно, по нашему мнению, на встрече в Саламанке представителей более 300 европейских вузов, отмечено, что степень бакалавра должна быть «главным образом & подготовительной ступенью для дальнейшего обучения на послестепенном уровне». В попытках ограничить подготовку специалистов 3-4 годами под лозунгом вхождения в Болонский процесс видится одна из главных опасностей для российского образования. Тогда будет иметь место не вхождение России в Болонский процесс, а «оболонивание» российского образования.
Система кредитных единиц
Инструментами признания достигнутых степеней и основой мобильности студентов при получении высшего образования являются система кредитных единиц и приложение к диплому.
Болонская декларация предусматривает «внедрение системы кредитов по типу ECTS европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости». В соответствии с методикой расчета трудоемкости основных отраслевых программ высшего профессионального образования в зачетных единицах, рекомендованной Министерством образования РФ, 1 зачетная единица должна соответствовать 36 академическим часам общей трудоемкостью по 45 минут. Важно, что «кре-диты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни». Конечно, это не законодательная норма, ее признание остается за университетами. Но она явно заслуживает внимания, ибо ныне речь идет об обучении в течение всей жизни.
Университет, который включается в систему ECTS, готовит информационный пакет, обновляемый ежегодно, в котором находятся описания всех курсов, доступных в данном вузе и информация. Поскольку эта работа достаточно дорогостоящая, университеты запрашивают и получают правительственные гранты для введения системы перезачета зачетных единиц трудоемкости. Наиболее интенсивно система ECTS используется во Франции, Испании, Германии, Италии и Великобритании. К сожалению статистики по обмену студентами в нашей стране насколько мне известно, не существовало и не существует. В РФ осуществляются государственные стандарты. Следовательно, академические возможности для обмена студентами есть. Это может быть одним из условий повышения качества подготовки студентов. Да, экономические возможности большинства наших студентов ограничены. Нужна грантовая поддержка студентов и аспирантов. Такие гранты предоставляются для обмена с зарубежными вузами. Но почему-то мы этого не делаем внутри страны. Система кредитных часов возлагает на студентов повышенную ответственность и потому, что они должны сами составлять свою учебную программу и определять интенсивность занятий в каждом семестре. Это потребует укрепления психологических служб в вузах и появления новой группы консультантов, способных помочь студентам в выборе их траекторий обучения. Таких консультантов пока у нас в вузах нет.
В заключение хотелось бы отметить, что Болонская декларация не является реформой, навязываемой правительствам или учреждениям высшего образования. Болонский процесс направлен на сближение, а не на «стандартизацию» или «унификацию» высшего образования в Европе. Проявляется глубокое уважение к основополагающим принципам автономности и многообразия. Следовательно, РФ может и должна входить в Болонский процесс, не разрушая своего образования, а развивая его, учитывая свою самобытность.
Июнь 2005 г.