Понедельник, 28 марта 2011 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги






















Стратегический ресурс страны

Сергей Апатенко Директор Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию особо отмечается, что в современных условиях России резко возрастает социальная нагрузка на молодежь. Это определяется и демографической ситуацией, и вызовами современности.

Молодежная среда

Сегодня молодежь РФ  это 39,6 миллиона молодых граждан  27% от общей численности населения страны. Очевидно, что укрепление позиций РФ в мире, обеспечение ее конкурентоспособности, повышение качества жизни российских граждан возможно только при эффективном задействовании потенциала развития, носителем которого является молодежь. Необходимо на государственном уровне создавать условия для самореализации молодежи и стимулы для включения молодых в общественные процессы.

Степень эффективности этого участия определяется тем, насколько молодежь: разделяет цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы; обладает необходимыми личными, образовательными, профессиональными качествами и возможностями их реального применения в социально-политической практике. Молодежь, как социально-возрастная группа, обладает рядом особенностей. Она в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность и является источником экономической инициативы, инноваций и наиболее восприимчива к ним. В то же время, в современной молодежной среде слабо развита культура ответственного гражданского поведения, самоорганизации, низкая мотивация к участию в общественно-политической деятельности. Соответственно, и в обществе и в молодежной среде, создаются и распространяются противоречивые представления о молодежи и ее роли в социально-экономической жизни, что подтверждают результаты опроса РОМИР 2004 года. Так около 40% молодых, оценивая себя и своих сверстников, считают, что в молодежи есть и дурное и хорошее. 8% считают, что хорошей молодежи  мало. Больше всего саму молодежь беспокоят проблемы: наркомании  45%; безработицы и бедности  42%; рост преступности  27%; проблемы морали и нравственности  10%. При этом 62% молодых респондентов оценивают состояние морали и нравственности как плохое.

Цели и задачи Программы

Традиционные подходы и меры, реализуемые до настоящего момента в сфере работы с молодежью, не носили системного характера. Они не позволили приостановить развитие негативных тенденций в молодежной среде, укрепить нормативно-правовую базу государственной молодежной политики, уточнить круг приоритетных проблем этой политики и способов их решения. Несмотря на 13 летний опыт реализации различных моделей молодежной политики, реализуемых преимущественно на региональном уровне, в современной России сложилась ситуация «чистого листа». Когда опыт прошлого не получил своего оформления в виде законов и правовых норм, а существует лишь на уровне традиционной практики. Все это предопределяет необходимость разработки Концепции Федеральной целевой Программы «Молодежь России 2006  2010», как важнейшего инструмента и элемента федеральной молодежной политики. Концепция Федеральной целевой программы «Молодежь России (2006-2010 годы) представляет и обосновывает новые подходы к реализации государственной молодежной политики. Это создание условий интеграции молодежи, как активного субъекта, в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития страны.

Задачи Программы:


¤ Интеграция молодежи в социально-экономические отношения.
¤ Интеграция молодежи в общественно-политические отношения.
¤ Интеграция молодежи в социокультурные отношения.

Такая постановка цели и задач позволит разрешить ключевую проблему, выявленную в результате системного анализа проблем молодежи и молодежной политики  неполную включенность молодежи в жизнь общества.

Новизна и особенности Программы

Главной особенностью программы является ее общественно-государственный характер. Решение задачи вовлечения молодежи в социально-политические и социально-экономические процессы возможно только на основе широкого участия всех субъектов социального воспитания, институтов гражданского общества в решении проблем молодежи. Представляемая Программа впервые в практике реализации государственной молодежной политики в РФ интегрирует все возможности бюджетного финансирования и обеспечения мероприятий ГМП. Предлагается единый алгоритм в разработке и реализации программных действий. Этот алгоритм включает: организацию научно-исследовательских и конструкторских работ в сфере государственной молодежной политики, основное предназначение которых, заключается в опережающем научном прогнозировании и обеспечении путей решения проблем молодежи средствами Программы; прямые инвестиции на развитие федеральной инфраструктуры объектов молодежной политики; реализацию научно и экономически обоснованных программных мер, в рамках бюджетного финансирования по статье «прочие расходы».

Масштабы проводимых в стране преобразований и активное включение в эти процессы молодежи требует коренного пересмотра масштабов реализации и ресурсного обеспечения Программы. Наше предложение  среднегодовое финансирование увеличить не менее чем в 20 раз (объем финансирования программы «Молодежь России» в 2005 году составляет 96 миллионов рублей). Финансирование программных мероприятий федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2006  2010 годы предусматривается за счет средств федерального бюджета с привлечением внебюджетных источников. При этом разработчиками подготовлен прогноз развития ситуации в молодежной политике России, построенный с учетом рисков недофинансирования программных мер.

Механизм реализации

Программные действия объединены в шесть крупных комплексных направлений, которые представляют собой совокупность взаимосвязанных мер, проектов и действий участников Программы в решении ключевой проблемы. В соответствии с содержательными приоритетами в каждом направлении разработана соответствующая система целевых индикаторов и показателей.



Направление «Здоровое поколение» Призвано создать систему развития у молодежи навыков здорового образа жизни, повышения уровня компетентности молодежи в вопросах гендерного просвещения и социальной гигиены, ограничения влияния вредных для здоровья привычек, формирования культуры безопасности. Предполагает меры по созданию и развитию общероссийской системы молодежной социальной рекламы и содействия молодежному отдыху, оздоровлению и туризму. Направлено на укрепление сети подростковых и молодежных клубов и создание общероссийской молодежной очно-заочной школы «Здоровое будущее». Направление «Гражданин России» Призвано обеспечить повсеместное внедрение систем поддержки социальных инициатив молодежи, оказать влияние на формирование и укрепление роли позитивных групп молодежи в обществе. Предполагает развитие форм и моделей позитивных форм самоорганизации, самоуправления, самодеятельности молодежи, ее участия в деятельности органов управления всех уровней. Направлено на укрепление взаимодействия молодежи и армии, патриотических клубов и объединений. В рамках направления осуществляются работы по проектированию, строительству и введению в строй семи молодежных инновационных центров федерального значения.



Направление «Молодая семья»
Призвано обеспечить развитие компетентности молодых граждан в вопросах семейной жизни. Предусматривает внедрение мер, направленных на развитие института семьи, в том числе молодой семьи в российском обществе, повышение уровня компетентности молодых родителей в вопросах воспитания детей. Содействует укреплению социального благополучия молодых семей. Предполагает развитие системы центров семейного просвещения «Академия молодой семьи», развитие системы клубов молодой семьи, создание всероссийской очно-заочной школы «Молодые родители и ребенок». Направление «Профессионализм молодых» Нацелено на развитие преемственной системы информирования и предпрофессиональной ориентации молодежи, профессионального самоопределения, защиты трудовых и социальных прав молодежи на рынке образования, труда. Направление призвано обеспечить широкое включение молодежи в деятельность субъектов рынка труда и занятости в качестве полноправного партнера.


Направление «Молодежь в трудных жизненных ситуациях» Ориентировано на развитие системы мер по интеграции в жизнь общества молодых инвалидов, сирот, молодых людей, склонных к асоциальному поведению, молодых людей проходивших службу в горячих точках, молодых мигрантов. Поддерживает разработку и внедрение проектов оказания адресных услуг для молодежи с ограниченными возможностями и оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Оснащение специальным оборудованием для создания доступной среды для инвалидов, а также учреждений, работающих с молодежью. .


Направление «Молодежь в информационном пространстве»
Ориентировано на формирование целостного информационно-консалтингового пространства для молодежи, позволяющей ей решать свои проблемы в новом информационном пространстве. Для широкого вовлечения молодежи в мероприятия и проекты Программы будут использованы новейшие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Наиболее значимые аспекты

Существуют наиболее значимые проекты и мероприятия, которые должны быть реализованы в рамках комплексных направлений. В разделе НИОКР (научно-исследовательские и конструкторские работы) запланировано привлечение ведущих научных сил страны для проведения анализа, проектирования и внедрения эффективных моделей работы с молодежью в РФ. В результате мы получим универсальный инструмент оценки качества государственной политики в отношении молодежи. Инвестиционная составляющая Программы включает создание целостной сети объектов, обеспечивающих реализацию Программных действий на федеральном уровне. Среди них сеть инновационных молодежных центров, сеть молодежных лагерей в семи федеральных округах и Всероссийский центр интеграции молодых людей с ограниченными возможностями. Создание подобной федеральной инфраструктуры позволит разрешить одну из актуальных проблем работы с молодежью  организацию подготовки нового поколения профессионалов сферы молодежной политики. Логика проектирования мероприятий Программы предполагает, что действие всех проектов и программных действий распространяется на территорию всей страны.

Результаты

Общий основной показатель достижения целей и задач Программы  Индекс развития молодежи по регионам РФ  Композитный показатель, близкий по содержанию и методологии к Индексу развития человеческого потенциала, и позволяющий комплексно оценить состояние человеческого потенциала молодого поколения. Методология расчета данного показателя предложена ЮНЕСКО. В качестве результатов решения первой задачи ожидается: снижение доли лиц в возрасте 16-29 года в общей численности безработных на 10%; сокращение средней продолжительности поиска работы молодыми гражданами с 8 до 5 месяцев; увеличение количества молодежи со специальными потребностями, включенной в экономическую деятельность (повышение доли трудоустроенных или перешедших на следующую ступень образования выпускников учебных заведений для детей и подростков со специальными образовательными потребностями, на 20%). В результате реализации второй задачи ожидается: увеличение доли молодежи в органах власти разного уровня и местного самоуправления не менее чем на 50%; рост числа молодых людей  членов общественных объединений не менее чем на 10%; увеличение на 50% количества муниципальных образований, на территории которых действуют молодежные общественные объединения, ориентированные на решение проблем местного сообщества; рост числа молодых граждан РФ- участников международных молодежных обменов и проектов на 40%. В результате реализации третьей задачи ожидается: увеличение числа молодых людей на 25%, участвующих в проектах патриотической, историко-краеведческой, экологической культурной направленности; рост рейтинга на 15 пунктов познавательных, образовательных, общественно-политических, социокультурных, художественных молодежных программ и изданий в молодежной аудитории; увеличение числа молодых людей, активно занимающихся физической культурой на 30%; сокращение числа несовершеннолетних и молодежи, совершивших правонарушения и преступления, а также доли совершенных ими тяжких и особо тяжких преступлений на 10%; сокращение среди молодежи травматизма и смертности от несчастных случаев, отравлений и травм на 10%.

Таким образом, Программа как инструмент программно-целевого управления разрешения проблемы неполной включенности молодежи в жизнь общества позволит: обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль инвестирования государственных средств в молодежную сферу страны; выявить круг приоритетных объектов и субъектов целевого инвестирования Программы; разработать и внедрить технологию решения актуальных проблем молодежи с участием самой молодежи; создать организационную основу государственной молодежной политики; создать предпосылки и условия для устойчивого развития и функционирования инфраструктуры, созданной в ходе реализации Программы по окончании сроков ее реализации в 2010 году.

Июнь 2005 г.


наверх