Понедельник, 28 марта 2011 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги






















Новая культура

Валерий Горлачев Ректор Забайкальского государственного педагогического университета

Образование, как одна из важнейших сфер человеческой деятельности, в подавляющем большинстве стран находится в сложном положении. С одной стороны, в полной мере проявляется глубокая зависимость развития цивилизации от способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. С другой стороны, образование, как консервативная система, остро нуждается в реформировании на принципиально новых идеологических и концептуальных основах, вызванных стремительным развитием постиндустриального общества.

Системная глобализация требует перехода к новой стратегии развития общества на основе глубоких знаний, биосферного мышления, высокоэффективных технологий. Поэтому формирование эффективной современной системы образования является одной из важнейших проблем мирового общественного развития. При этом знания, новые образовательные и производственные технологии, должны соответствовать не только уровню развития современного общества, но и потребностям совершенствования самой личности и потребностям сохранения биосферы  как среды обитания человека.

Все больше людей начинают понимать, что эпоха естественно-исторического стихийного развития цивилизации, основанной на безоглядном потреблении природных ресурсов, закончилась, что изменения экологической ситуации будет зависеть не только от профессионализма ученых, но и от глубины понимания опасности экологического кризиса широкими слоями общественности. Высокий национальный продукт и высокая степень производительности труда только тогда имеют смысл, когда это достигается при сохранении природы  как среды обитания.

Для массового овладения людьми идеей экологического мировоззрения, основанного на экологической культуре, необходима стройная система экологического образования, которая пока окончательно не оформилась ни в России, ни во многих других развитых странах. Анализируя экологическую культуру, разные авторы вычленяют три ее составных элемента: определенный уровень экологических знаний (интеллектуальный компонент), определенный уровень экологического сознания и поведения в природе (ценностный компонент) и определенный запас практических умений и навыков в деле охраны природы (деятельностный компонент).

К сожалению, формирование такой системы идет крайне медленно. Это связано с тем, что мир долгое время серьезно не задумывался над тем, что природа не может выдержать того воздействия, которое достигнуто на современном этапе развития цивилизации. Если человечество в целом и дальше будет так относиться к природе, то это приведет к значительному углублению кризиса, увеличится качество и характер экологических проблем, их глубина и характер последствий будут неуклонно возрастать, потому что компенсаторные возможности человека по мере нарастания экологического кризиса будут неуклонно разрушаться.

Экологическая проблематика фактически начинает формировать основные цели будущего. Без глубокой экологизации всех направлений человеческой деятельности, не только производственной, но и социально-нравственной, без становления современной экологической культуры невозможно добиться прекращения глобальных экологических изменений, невозможно реализовать биосферную концепцию развития мировой системы. Именно поэтому организация эффективного экологического образования является фундаментальной основой современной системы образования, необходимым условием формирования новой цивилизации. На смену традиционной транслирующей функции образования должна прийти мировоззренческо-прогностическая функция образования как условие дальнейшего устойчивого развития общества.

Демографический взрыв, глобальные энергетические проблемы, глобальные проблемы продовольствия, нехватка воды, парниковый эффект в атмосфере, деградация земель, лесов, стремительное сокращение биоразнообразия, рост числа заболеваний человека и угроза распада его генома  это и многое другое вызвано экологическими факторами и прежде всего ограниченностью природных ресурсов в рамках биосферы и неуемным вмешательством человека, масштабы воздействия которого на биосферу превзошли возможности ее развития как саморегулируемой системы.

Однако и такие глобальные проблемы современности как проблема войны и мира, проблема неравенства условий жизни народов мира опосредованно связаны с экологическими проблемами, так как в основе этих проблем ограниченные ресурсы биосферы и желание перераспределить эти ресурсы в пользу одних народов за счет других.

Глобальные проблемы оформились в самостоятельное научное направление  глобалистику. Поскольку эти проблемы формируются в рамках экологических взаимоотношений, то и формирование экологической культуры, как социальной адаптации человека к быстроменяющимся социоприродным условиям, есть формирование культуры глобализирующего мира. Становление экологической культуры  это процесс трансформации культуры индустриального прошлого в культуру глобалистики, как нового измерения человеческого бытия. Фактически это и есть попытка прорыва к новому миропониманию, новой культуре глобализирующегося мира.

Июнь 2005 г.


наверх