Учитель для учителя
Зямиль Нигматов Ректор Казанского Государственного Педагогического Университета
В настоящее время в российских учебных заведениях всех уровней проводится большая работа по реализации Программы модернизации образования. Проводимые преобразования касаются и пересмотра системы высшего педагогического образования, ориентиром которой должен стать личностный потенциал студента патриота своего Отечества, лидера оздоровления страны, а также носителя родной национальной культуры и культуры межнационального согласия. Коллектив Казанского государственного педагогического университета всегда шёл, идёт и будет идти в авангарде движения к новым технологиям формирования педагога. Президент РТ М.Ш. Шаймиев, посетивший наш вуз 1 сентября 2003 года, профессионально определил, что «Казанский государственный педагогический университет я отношу к ценнейшему наследию нашей истории. Он является гордостью всей Республики ее многонационального народа».
Казанский государственный педагогический университет обладает значительным научным потенциалом. В нем работают 70 докторов наук, профессоров, более 300 кандидатов наук, доцентов, т.е. более 60 % всего профессорско-преподавательского состава имеют ученые степени и звания. За более чем вековую историю в университете сложились известные научные школы по педагогике, филологии, физиологии, теоретической физике и т.д., где ведутся фундаментальные и прикладные исследования. Многие ученые университета (профессора Р. А. Абзалов; М. Г. Ахметзянов, Д. В. Вилькеев, Г. Г. Габдуллин, Ю. Г. Игнатьев, Ф. Г. Мухлисов, Ф. Г. Ситдиков, Я. И. Ханбиков, Л. З. Шакирова, Р. М. Юльметьев Р. А. Юсупов, и мн.др.), известны и за пределами Республики Татарстан. Сегодня необходим новый подход к пониманию «образа» учителя, отвечающего современным общественным ожиданиям, которые следует связывать с новым взглядом на образование и его миссию в обществе, во многом противоположным традиционным представлениям. Если традиционная парадигма рассматривает образование как непроизводственную отрасль, которая якобы только потребляет созданные материальные ценности, то в новой парадигме образование провозглашается сферой производства высшей ценности человека во всей полноте его свойств, а не только как «специалиста».
Интеграция в мировую систему высшего образования системы высшего педагогического образования при сохранении ее лучших традиций и достижений является сегодня одним из приоритетов деятельности педагогических университетов. Но здесь необходимо заметить: если подходить строго, то единая мировая система образования пока не сформировалась. Имеются только региональные интеграционные процессы, диктуемые технологиями производства. Одним из таких процессов и является Болонский процесс. По первой цели Болонского процесса Приложение к диплому (Diploma Supplement), что он должен выдаваться каждому выпускнику бесплатно и на одном из распространенных в Европе языков, достигнуто полное понимание коллектива Казанского государственного педагогического университета. Вряд ли можно сомневаться в том, что выбор языка для Приложения к диплому будет в пользу английского. Поэтому мы поставили себе целью обучить всех наших студентов именно этому языку. Для этого открыли такие специальности, как математика и английский, информатика и английский, география и английский, биология и английский, русский язык и английский, татарский язык и английский и т.д. По второй цели двухступенчатая система высшего образования существенная работа началась с прошлого учебного года. В этом году мы уже сделали набор в бакалавриат и одновременно готовим документы для открытия магистратуры.
Вместе с тем сложившиеся реалии высшего педагогического образования в России входят в противоречие с Болонским процессом. Уже введенная в соответствии с российскими законами об образовании трехступенчатая система высшего образования бакалавр специалист магистр до сих пор не принята рынком труда: работодатели знакомы только с квалификацией «специалист», разряды единой тарифной сетки оплаты педагогического труда не приведены в соответствие с указанными квалификациями. Неважно, где ты работаешь после получения диплома педагогического вуза в малокомплектной ли школе, в специализированной ли школе с углубленным изучением отдельных предметов или в педагогическом колледже, также неважно, диплом квалификации какого уровня (бакалавра, специалиста, магистра) ты имеешь за одинаковое количество академических часов в неделю получаешь одинаковую заработную плату. Необходимо согласовать свои позиции в этом вопросе двум министерствам Министерству образования и науки РФ и Министерству труда РФ. По третьей цели внедрение системы зачетных единиц (European Credit Transfer System) в настоящее время тщательно изучаем опыт тех вузов, в которых идет эксперимент, разрабатываем учебное пособие по применению этой системы. Со следующего учебного года будем экспериментировать и мы. Сегодня человек если не в детском садике, то уже на пороге общеобразовательной школы попадает в условия компьютеризованного учебного процесса.
Однако, несмотря на существенные усилия руководства Республики Татарстан, особенно Президента РТ М.Ш. Шаймиева, по оснащению школ современным компьютерным оборудованием и мультимедийными средствами, интернет-технологии в школе не получают широкого распространения прежде всего в связи с неподготовленностью учителей-предметников к использованию информационных технологий. Эта проблема является педагогической, и ответственность за ее решение лежит на педвузах. В этой связи мы трудимся над воплощением идеи создания открытой системы информационно-педагогического образования. Для этого обязательным условием является готовность педагога к работе в среде информационных систем. Наш университет уже начал работу по созданию по всем школьным предметам целостной методики формирования соответствующей компетенции. По сути речь идет о новом статусе вуза он не только дает базовое высшее образование, но осуществляет и профессиональную поддержку выпускника на протяжении всей его профессиональной карьеры через муниципальные информационно-методические центры, являющиеся одновременно и учебным центром педагогического университета, который будет способен проводить эффективное повышение квалификации районного преподавательского корпуса с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Тем самым снимается проблема отрыва преподавателя от его рабочего места, а сам процесс повышения квалификации может осуществляться не раз в 3-5 лет, а по мере надобности. Кроме того, снимается проблема информационной изоляции сельских учителей и школьников, создаются полноценные и равные условия получения современного образования на всей территории республиканской образовательной системы. Зам. министра образования и науки РФ Л. Гребнев утверждал: «Нам в этих условиях было бы целесообразнее развивать так называемую виртуальную мобильность, связанную с органичным включением в образовательный процесс современных информационных технологий. С их помощью можно было бы минимизировать время отрыва обучающихся от отчего дома, максимально приблизить само обучение к тому, что действительно требуется на конкретном региональном рынке труда». Мы с ним полностью солидарны, поэтому стараемся что-то предпринять, чтобы облегчить учителям решение вопроса повышения их квалификации. В структуре учебно-методического управления университета в 2003 году создан и разворачивает свою деятельность Отдел мониторинга качества образования, в котором сформировалась служба аудиторов по всем циклам дисциплин ГОС.
В задачу аудиторов входит:
разработка контрольных заданий для опроса студентов;
регулярное проведение контрольных мероприятий (срезов) по всем дисциплинам учебного плана;
обработка, анализ полученной информации и представление ее в отдел мониторинга для обобщения, диагностирования и выработки конкретных рекомендаций факультетам и кафедрам.
Следует отметить, качество знаний обучающихся начинает контролироваться у нас уже на этапе поступления в вуз. О высоком уровне требований на стадии конкурсного отбора свидетельствует тот факт, что за прошедшие 3 года по причине неуспеваемости было отчислено всего 2,3% студентов первых курсов. В университете и по сегодняшний день существует распределение выпускников на работу. Ежегодно приказом ректора утверждается состав комиссии по распределению, в которую входят проректор по учебной работе, начальник отдела кадров университета, декан и заведующий выпускающей кафедры соответствующего факультета, а также начальник управления кадров Министерства образования Республики Татарстан. Каждому выпускнику предлагается место работы. Однако, процедура распределения в последние годы носит чересчур демократичный характер и выпускник может выбрать так называемый «свободный диплом». Но сегодня нет гарантии того, что распределенные в школы выпускники поедут именно туда. Глобальное обновление отечественного образования диктует необходимость принципиальных изменений всего характера подготовки учителя: и с точки зрения социальной, и с точки зрения психолого-педагогической, и с точки зрения культурологической.
Культура для личности педагога является сегодня не просто интеллектуальным украшением, а определяющим качеством, имеющим огромную силу воздействия на ученика. Между тем в государственных образовательных стандартах, в содержании и даже методах подготовки педагога отсутствует ее культурологическая ориентация. Осуществить такую подготовку можно, лишь опираясь на идеи гуманизации образования, выдвинув в качестве приоритетной концепцию гуманотворчества как ключевого принципа профессиональной подготовки учителя в процессе модернизации современного образования.
Мы понимаем гуманотворчество как способ реализации творческого потенциала личности, проявления и обогащения ее интеллектуально-культурологического ресурса во всем множестве целевых и функционально-ролевых возможностей. Мы считаем, что выпускник педвуза должен быть способным всесторонне проявить себя занять руководящий пост в школе и ее подразделениях, поставить спектакль, организовать фестиваль, возглавить всевозможные спортивные секции, кружки художественной самодеятельности и т.д. И всему этому мы стараемся научить студентов в стенах нашего вуза.
В Казанском государственном педагогическом университете сложились устойчивые научные традиции по изучению проблем гуманизации современного образовательного процесса, усиления его аксиологической и культурологической направленности. В последние годы на его базе традиционно проводятся крупные научно-практические конференции на эту тему. Так, 25-26 октября 2001 г. прошла VIII Международная научно-практическая конференция «Формы и методы организации воспитательной работы в вузе», 24-25 октября 2002 г. IX Международная научно-практическая конференция «Технологии внедрения гуманистических традиций в учебно-воспитательный процесс», 10 декабря 2003 г. X Международная научно-практическая конференция «Гуманистические традиции и инновации в педагогике».
Данные исследований показали, что гуманистическая парадигма в образовании выдвигает совершенно особые требования к мировоззренческой культуре молодого человека, к уровню его духовного развития. Именно формирование духовности как позиции ценностного сознания, характеризующейся бескорыстностью, свободой, эмоциональностью, стремлением к добру и справедливости, является одной из актуальнейших проблем современного воспитания. Доминантой в духовном развитии личности студента является её способность к самосовершенствованию. В нашем университете уже около десяти лет ведется научный поиск в области воспитания будущего педагога осуществляется разработка концептуальных основ и научно-методическое обоснование организации и управления системой воспитательной работы в педагогическом вузе, которая охватывала бы как учебно-воспитательный процесс, так и внеаудиторную работу. В этом направлении защищено немало кандидатских диссертаций и опубликовано большое количество научных статей и методических разработок. Так, в 1999 г. было издано научно-методическое пособие «Воспитательная работа в современном педвузе» (под редакцией проф. Нигматова З. Г.), в котором рассматривалось содержание учебных предметов как фактор воспитания студентов, а также формы и методы внеаудиторной работы. Ежегодно издаются «Планы и программа воспитательной деятельности Казанского государственного педагогического университета».
Коллектив университета разрабатывает и поэтапно внедряет концепцию педагогического вуза как центра формирования разносторонней культуры педагога. Одновременно педуниверситет осваивает на данном этапе задачу формирования центра подготовки специалистов по воспитательной работе для других вузов региона. Мы рассматриваем межвузовское сотрудничество как перспективную область деятельности нашего вуза, который во многом способствует формированию регионального воспитывающего пространства. Первые шаги уже сделаны: функционирует координационный совет по воспитательной работе, где КГПУ руководит подготовкой методических разработок, является инициаторм проведения межвузовских научно-практических конференций по воспитательной проблематике. В 2003 году издан первый межвузовский сборник по воспитательной работе, в котором нашли отражение крупицы передового опыта вузов г. Казани. Мы считаем необходимым воспитывать будущего учителя не только в свободное от занятий время, организуя походы в театры, проводя конкурсы, фестивали, но и в самом процессе обучения. По нашему глубокому убеждению, в любом учебном предмете заключен немалый воспитательный потенциал. Главное выявить его и полноценно реализовать. Почти все кафедры нашего университета рассмотрели вопрос о резервах усиления гуманитарной (в том числе психолого-педагогической и культурологической) подготовки будущих учителей. Например, преподаватели кафедр математического цикла уделяют большое внимание этическому, гуманистическому смыслу и значению своих предметов, внушая студентам, что математическая образованность обеспечивает не только уровень профессиональных знаний, но и усиливает их гражданские позиции.
Еще более широкие возможности разностороннего воспитания студентов таят в себе гуманитарные дисциплины, прежде всего психолого-педагогического цикла, которые определяют направленность личности будущего учителя, способствуют формированию устойчивой и демократичной профессиональной позиции, культуры педагогического мышления, общения и деятельности. Кафедры педагогики естественно-математических и гуманитарных факультетов, общей и социальной педагогики, педагогического образования, а также практической психологии нашего университета последовательно направляют свои усилия в сторону гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса, усиления его духовно-нравственного и культурно-аксиологического характера. Они задают тон в осуществлении новой организации учебного процесса, которая создает благоприятные условия для развития личностного потенциала, как преподавателей, так и студентов. В 1998 г. по инициативе кафедры педагогики была начата научно-исследовательская работа по изучению воспитательного потенциала учебных дисциплин профессиональной подготовки учителя. Коллектив кафедры в течение шести лет проводит систематические теоретические и экспериментальные исследования по изучению воспитательного потенциала педагогических учебных дисциплин.
Результатом этой деятельности стал целый ряд статей, книг, учебных и научно-методических пособий (в частности «Воспитательный потенциал педагогических дисциплин» авторы Габдуллин Г. Г., Ярмакеев И. Э. с грифом МО и Н РФ). Кроме того, на базе КГПУ в октябре 2004 г. Министерством образования и науки Российской Федерации было проведено Всероссийское совещание-семинар «Воспитательный потенциал учебных дисциплин предметной подготовки в формировании личности будущего учителя», в котором приняло участие более 250 человек из 40 регионов и 50 городов России. Участники совещания, включая ответственных работников МО РФ и РТ, известных академиков, отметили оригинальность проведения семинара: впервые было представлено 18 учебных и 14 внеаудиторных занятий по дисциплинам предметной подготовки. Опыт воспитательной работы КГПУ был одобрен, и в резолюции совещания-семинара прозвучала рекомендация о создании на базе КГПУ экспериментальной площадки МО и Н РФ по изучению проблем воспитания будущего учителя
Опыт Казанского педагогического университета позволяет утверждать, что наиболее оптимальной моделью духовного становления личности студента является система интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности. На наш взгляд, это очень важная позиция, которая должна прорабатываться в каждом вузе. Мы, вузовские преподаватели, свою главную миссию видим в том, чтобы создать условия и воспитывающую среду для студента, помочь ему самоопределиться, самореализоваться, учим учиться, саморазвиваться не только профессионально, но и морально.
В Казанском государственном педагогическом университете прочные позиции занимает студенческое самоуправление, т.к. именно оно создает условия для свободного развития и формирования личности студента как педагога. Студентам по-настоящему предоставляются: возможность принимать участие в управлении вузом, шанс реализовать себя, заявить о своем потенциале, влиять на положение дел в высшем учебном заведении. Студенческий декан на факультете «управляет» учебным, воспитательным, досуговым и другими процессами. В КГПУ набирает силу движение студенческих отрядов, которые, в основном, связаны с будущей профессиональной деятельностью студентов. Участие в педагогическом отряде это не только один из путей решения проблемы временной занятости и дополнительного заработка, но и решение проблемы самореализации, повышения уровня профессионально-педагогического мастерства и морально-духовного обогащения студентов. Особое место в системе студенческих отрядов КГПУ занимает программа развития педагогических отрядов «Забота», которая предназначена для выполнения важной социальной миссии по охране защиты детства и имеет многообразные формы приложения сил будущих педагогов:
вожатская работа в летних оздоровительных лагерях;
шефство над детьми, относимых к разным группам безнадзорности (на базе детских домов, интернатов, приютов);
работа с учащимися девиантного поведения на базе общеобразовательных школ и социально-реабилитационных г. Казани.
Так, уже более 10 лет в университете действует филиал Всероссийского педагогического общества имени Я. Корчака, выполняющего благородную цель оказания деятельной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Студенты шефствуют над детскими домами («Лаишево», Дербышки), работают в летнее время в оздоровительных лагерях Татарстана, Московской области (интеграционный лагерь для детей с ограниченными возможностями «Наш Дом»). Второй год существует педагогический отряд в «Семейном лагере» по профилактике наркомании, семейного неблагополучия (комплекс «Раздолье» Чистопольского р-на). Более 20 лет при КГПУ действует студенческий поисковый отряд «Снежный десант». Будущие и настоящие педагоги участвуют в экспедициях по местам боев ВОВ в Ленинградской, Новгородской, Мурманской и др. областях России. Всего их было более 40. Студенты нашли и предали земле со всеми воинскими почестями останки 2000 советских солдат и офицеров. По материалам «Снежного десанта» выпущены книги «Память», «Маршем памяти». Бойцы «Снежного десанта» ведут активную агитационную работу. В практике КГПУ сложились как общеуниверситетские студенческие отряды, так и факультетские. Направленность работы факультетских студенческих отрядов, в основном, зависит от тех специальностей, по которым ведется университетская подготовка. На базе факультета юриспруденции в течение двух лет функционирует студенческий правоохранительный отряд, поддерживающий активные связи с Республиканским центром молодежных (студенческих) формирований по охране общественного порядка «Форпост» и работающий по линии договора о сотрудничестве с Центром временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Объектом внимания данного отряда является одна из самых сложных детских групп девиантные подростки.
Для студентов географического и биологического факультетов в соответствии с их профессиональными интересами создан экологический отряд, студенты музыкального факультета участвуют в благотворительных акциях и готовят концертные номера для детей из детских домов. В отличие от планов других педвузов, учебные планы КГПУ, может быть, несколько перегружены за счет включения таких дисциплин, как музыка, хореография, эстетика и другие. Да, это создает определенные трудности. Но если в юности не дать человеку, особенно будущему учителю, художественно-эстетического заряда, не раскрыть его эмоционально-интеллектуальные возможности и способности, он может до седых волос остаться обиженным судьбою, глухим к проявлениям прекрасного.
У нас есть и конкретные результаты в данном направлении работ. За последние 3-4 года наш вуз сделал заметный рывок в уровне межвузовских фестивальных выступлений: в 1999 году гран-при, в 2000 году 1 место, в 2001-2004 годы снова гран-при. Причиной такого взлета является не кампанейский подход, а систематический кропотливый труд всего нашего дружного коллектива. Уровень выступлений студентов сегодня настолько высок, что даже язык не поворачивается называть это художественной самодеятельностью. Исполнение нашими студентами концертных номеров различных жанров мало чем отличается от профессионального уровня. Если участвуешь в конкурсах, соревнованиях, то, конечно же, хочется занять первое место или быть среди призеров. Будь то фестивальный конкурс «Студенческая весна», будь то спортивные соревнования среди вузов, будь то конкурс на лучшее студенческое общежитие всюду КГПУ занимает непременно первое место. Это прекрасно! Но главное для нас, в первую очередь для студентов, не в этом. В том, что, участвуя в них, студенты развиваются интеллектуально, творчески, нравственно, физически, учатся тому, как надо организовывать и проводить учебно-воспитательные мероприятия, конкурсы, соревнования, то есть вести внеклассную воспитательную работу. А это так необходимо школьному учителю!
Июль 2005 г.