Понедельник, 28 марта 2011 г.
Мнения Высшее образование Профессиональное образование Среднее образование Наука Информатизация Международное сотрудничество Повышение квалификации Бизнес-образование Юриспруденция Регионы Рейтинги






















Учитель из провинции

Валерий Тарасов Ректор Уссурийского Государственного Педагогического Института

Сегодня на российском рынке труда профессия педагога одна из самых востребованных. Особенно не хватает квалифицированных и опытных преподавателей. Во многом, нехватка кадров зависит и от экономической ситуации в сфере образования, однако институты, все же, в большей мере ответственны за отсутствие действительно хороших учителей. Таким образом, повышение качества подготовки педагога даже на небольшой процент, ведущее к повышению качества общего образования, оборачивается много миллиардным эффектом в экономике страны, эффектом, который, к сожалению, никогда не подсчитывался.

Понесёт ли российская экономика дополнительный ущерб или получит новый импульс от будущего школьника, пришедшего в экономику, зависит от качества сегодняшнего педагогического образования. Педагогическое образование не связано непосредственно с экономикой на первый взгляд далеко отстоит от экономических проблем нашего развивающегося общества. Но при более пристальном взгляде на проблему можно увидеть эту взаимосвязь. Возможно, что педагогическое образование как раз оказывает наиболее существенное влияние на экономическую жизнь общества, чем другие, сугубо профессиональные отрасли образования. Ведь от качества педагогического образования в первую очередь зависит базовая общеобразовательная подготовка школьников, будущих работников общества, независимо от того, какие сферы народного хозяйства мы не возьмём. Причём, здесь нужно говорить не только о багаже знаний, который выносят школьники из стен школы, но и в большей степени о целостном формировании личности: о направленности личности, её целевых ориентациях, нравственных ценностях, культуре. Эти характеристики трудно уловимы, сложно измеряемы, но при всей их пафосности имеют огромное значение, как в жизни отдельного человека, так и всего общества.

Условия

По данным Департамента образования и науки администрации Приморского края на 1.06.2004 г. в школах Приморского края не хватало более 700 учителей. Если учесть, что подавляющее большинство учителей в силу своей нищеты вынуждены работать на 1,5-2,0 ставки, то эту цифру можно умножить многократно.

В Приморском крае подготовку педагогических кадров помимо Уссурийского педагогического института осуществляют педагогические колледжи городов Владивостока и Спасска-Дальнего, ежегодно выпуская около 900 специалистов (в 2000 году  938, в 2001  890, в 2002  955, в 2003  897, в 2004  760). Кроме того, образовательные учреждения края пополняют кадрами Дальневосточный государственный университет, Находкинский государственный гуманитарно-политехнический колледж, Владивостокское музыкальное училище и другие учебные заведения. Следует отметить, что география представленных молодыми специалистами территорий достаточно обширна  от Сахалина до Перми  и представлена 23 учебными заведениями 13 территорий РФ. Очевидно, что процветание любой страны обеспечивает не образованная элита, а десятки миллионов образованных тружеников, которых готовит школа. Именно благодаря педвузам поддерживается пока ещё высокий уровень школьного учителя, а, следовательно, и пока ещё высокий (но уже снижающийся) уровень образованности нашей страны. Между тем, у институтов, должны быть все возможности для собственного развития. Для этого, как минимум, необходимо 4 фактора:


1. Востребованность выпускников вуза на рынке труда.
2. Наличие высококвалифицированных кадров в вузе.
3. Материально-техническое обеспечение учебно-научного процесса.
4. Развитие научных исследований в вузе.

Вузовские кадры

Большая плотность высококвалифицированных научно-педагогических кадров в вузе, наличие в его составе ярких личностей создают вузу необходимый ему авторитет. Ещё 10-15 лет тому назад процент «остепенённости» даже в ведущих вузах Дальнего Востока составлял 30-40%. В нашем институте в 1989 г. он был 28,9%, в 1994  31,9%.

В середине 90-х практически во всех высших учебных заведениях Дальнего Востока, в том числе и в УГПИ (в 1996 г.) была открыта, а там где она была, значительно расширена аспирантская подготовка. Результат этого шага не замедлил сказаться. Пресловутый «процент остепенённости» резко пошёл вверх. Уже в 1999 г. в УГПИ он составил 47,8%, а в 2003 г. перевалил отметку в 60%. Причём, эффективность собственной аспирантуры в институте составила 41,4%, что превышает среднероссийский показатель. При этом следует отметить, что оценку нашей аспирантуре дают диссертационные советы Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Екатеринбурга, Хабаровска, Владивостока, т.е. те Советы, в которых защищаются работы аспирантов УГПИ. Тогда как в собственных Советах было защищено всего 12% диссертационных работ.

К сожалению, в России в последнее время наметилась тенденция к сокращению набора в аспирантуру. Ежегодно план набора уменьшается, что уже через несколько лет может негативно сказаться на кадровом составе ППС. Именно благодаря наличию собственной аспирантуры повысился престиж нашего вуза. Появилось много желающих продолжить образование в аспирантуре и связать свою жизнь с институтом. Параллельно с ростом «процента остепенённости» развивался процесс омоложения коллектива. В то время, как в некоторых соседних вузах средний возраст ППС приближался к 60 годам, в УГПИ он хоть и рос, но в пределах допустимого. За 10 последних лет он вырос всего на 6 лет и составляет сейчас 45 лет. Правда из-за низкой зарплаты, отсутствия жилья отток молодых кадров продолжается, но темпы его уже не так устрашающи. Таким образом, доверие к провинциальным вузам со стороны Минобразования РФ позволило им значительно продвинуться в решении кадровой проблемы.

Новые технологии

Материально-техническое обеспечение учебно-научного процесса в вузах в последнее десятилетие имело свою специфику. Именно в это десятилетие большинство вузов совершило прорыв в области внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий в образовательный процесс. Не остался и наш институт в стороне. По обеспеченности компьютерами (примерно 7 студентов на 1 компьютер) мы прочно заняли лидирующие позиции и не только в Приморье. 8 лет назад мы обеспечили нашим студентам, аспирантам и преподавателям бесплатный доступ в Интернет (вторыми в Приморье после ДВГУ). В 2000 г. открыли первый электронный читальный зал.

В 2004 году УГПИ выиграл грант на участие в программе Intel «Teach to the Future» (Обучение для будущего).

Опыт показывает, что наличие компьютерной техники  это необходимое, но недостаточное условие для внедрения новых образовательных технологий в учебный процесс. Требуется ещё и настоятельная практическая потребность в компьютерных и телекоммуникационных технологиях в процессе обучения. В этом плане программа Intel «Обучение для будущего», реализуемая во многих странах мира, предлагает довольно эффективный метод внедрения новых образовательных технологий в учебный процесс. Проектно-исследовательский метод исследования предполагает постановку задачи с точно дозированной степенью проблемности, при решении которой существенно активизируется познавательный интерес учащихся.

Процесс решения задачи косвенно, либо прямо опирается на применение компьютерных и телекоммуникационных технологий, что в конечном итоге превращает их в привычный и необходимый инструмент при решении и других задач. Таким образом, программа Intel может выполнять роль третьего, замыкающего звена в цепочке «материальное обеспечение  программное обеспечение  методика применения». Параллельно с информатизацией учебного процесса проводилась и большая работа по обновлению лабораторной базы не только для учебной, но и для научной работы.

Исследования и анализ

Эффективность научной работы в педагогическом вузе слабо поддаётся измерению. Только разработки, выполненные на естественных факультетах, легко оценить рублём. Гуманитарные же исследования, а они в педвузе составляют до 80% всей научной продукции, оценке в денежном эквиваленте практически не поддаются. Важнейшими в перечне научных исследований в педвузах признаются, как правило, исследования психолого-педагогического характера. Большей частью эти исследования носят фундаментальный характер. В частности, в Уссурийском госпединституте техническое задание Министерства образования и науки РФ выполняется коллективом кафедры педагогики по теме «Культурологическое содержание высшего педагогического образования». В условиях ограниченности тех средств, которые выделяются на вузовскую науку, руководство педагогических вузов вынуждено, в основном, финансировать (главным образом, из собственных внебюджетных средств) те разработки, которые соответствуют их профилю. Например, в нашем институте создана система материального поощрения авторов перспективных разработок и проектов. Эта система построена на конкурсной основе и имеет форму грантов Учёного Совета, причём выделяются как гранты на проведение непосредственно научных исследований, так и на подготовку и выпуск наиболее востребованных учебников и учебных пособий.

Особо следует отметить значимость эффективной издательской деятельности для развития всякого вуза. Без соответствующей полиграфической базы, в условиях постоянного роста цен на полиграфические услуги и одновременного дефицита на качественную полиграфию практически невозможно эффективно проводить серьёзные научные мероприятия международного и межрегионального уровня (научные конференции, семинары, симпозиумы и т.д.). Руководство института вкладывает немалые средства в собственную типографию, приобретая такое полиграфическое оборудование, которое позволяет выпускать печатную продукцию, соответствующую современным стандартам. При этом хозяйственная деятельность Издательско-полиграфического комплекса приносит некоторую прибыль и самому институту.

Для создания условий успешной научной работы необходимо, на наш взгляд, поддерживать выпуск определённого минимума вузовских периодических научных изданий, которые охватывали бы все представленные на кафедрах института направления и области научной деятельности. В частности, администрация поддерживает выпуск основного ежегодного издания в области социально-гуманитарных и педагогических наук, основного издания в сфере естественно-научного знания, обязательно помогает публиковать работы аспирантов, соискателей и начинающих преподавателей.

Для поддержания соответствующей атмосферы научного поиска, условием чего обязательно являются контакты с учёными вузов Дальнего Востока и других регионов, в институте ежегодно проходят крупные международные, всероссийские и региональные научно-практические и научно-методические конференции.

Ещё один положительный опыт выживания вузовской науки в современных условиях связан с опытом организации региональных диссертационных советов, когда несколько вузов на равной основе образуют данные советы. УГПИ является соучредителем двух региональных докторских диссертационных советов. Нам представляется существенно- важным сохранить и расширить практику организации и функционирования региональных диссертационных советов.

Таким образом, педагогическое образование остаётся и будет востребованным всегда, несмотря ни на какие демографические проблемы. Россия сможет достойно ответить на вызовы времени, если придет всеобщее понимание его значения и в то же время, его специфичности, Россия сможет достойно ответить на вызовы времени.

Июль 2005 г.


наверх