Национальный менталитет
Шейих Исмаилов Ректор Дагестанского государственного педагогического университета
Как влияет этническая разноплановость Дагестана на систему образования в республике?
В данной сфере сегодня обращает внимание на себя сложившаяся неоднозначная ситуация. С одной стороны, у нас в стране существует единое образовательное пространство, единый для всех учебных заведений Государственный стандарт образования, и он не варьируется в соответствии с социальной структурой населения, этническими различиями или природными условиями, но включает региональный компонент. Стандарт должен быть выполнен в любых условиях, чтобы обеспечить единство образовательного пространства. С другой стороны, образование это некий ингредиент стихии менталитета народа: часть общей культуры, выражение языка, культурных традиций, отражение специфики физико-географической среды, и универсальные ценности образования не могут восприниматься вне этой стихии, как вполне автономные. Дагестан никогда не был социокультурно однозначным, этнически однородным, монокультурным, одноязычным регионом. Он характеризуется разнообразием уклада жизни населения горной, предгорной и равнинной частей, чрезвычайным многообразием народов, многочисленностью неурбанизированных «карликовых» аулов.
Сегодня в системе образования республики функционирует более 2300 общеобразовательных учреждений. Из 1287 муниципальных образований со статусом «сельское поселение» в подавляющем большинстве случаев в каждом ауле горной части проживает от 50 до 200 человек. Естественно, в этих аулах и функционируют «карликовые», малокомплектные начальные школы. При этом учитываются особенности конкретного аула, конкретной школы, конкретного учителя или коллектива. В малокомплектных школах складывается другой тип взаимодействия учителя с учащимися, быстрее проходит процесс превращения ученика в субъект учебной деятельности и сами условия способствуют утверждению личностноориентированной системы образования. В этом плане в Дагестане начальное образование, по сравнению со многими горными странами, находится на уровне мировых требований.
В этих условиях, очевидно, сама действительность подсказывает необходимость в Дагестане дистанционной формы обучения?
Действительно, приобретением современности является дистанционная форма обучения, которая функционирует наряду с очной и заочной. У нее есть свои плюсы. Один из них возможность получения высшего образования выпускником школы по месту жительства и без отрыва от производства. Удобно, экономически эффективно. Поэтому мы уже три года назад начали осуществлять такую форму обучения. Но вызывает сомнение все то же качество образования, высокий уровень которого невозможен без необходимой материально-технической и учебно-методической базы. Интернет еще не доступен живущим в горном Дагестане. Есть и другие причины. В частности отсутствие в законодательстве нормативно-правового (юридического) определения статуса дистанционного образо-вания.
А насколько сегодня востребованы выпускники педуниверситета?
В целом около 75% учителей всех видов общеобразовательных сельских школ являются выпускниками педуниверситета. При этом работающие по профилю подготовки составляют 72,9%. За последние пять лет педуниверситет выпустил около 15 тысяч высококвалифицированных специалистов, а опытными учителями они, естественно становятся в процессе работы в школах. Многие наши выпускники работают и в городских школах, за пределами республики. В соответствии с Указом Президента, приказами Минобразования и науки РФ, решением правительства Дагестана педуниверситет осуществляет целевую подготовку кадров из представителей дагестанской диаспоры, проживающей в странах СНГ, Северной Осетии, Чечни и некоторых других районов РФ и Ближнего Востока.
Дагестанскому образованию присуще множество проблем, связанных с этническим составом учащихся и языком обучения. В современном Дагестане функционируют 28 языков, включая, русский. Возникают ли в связи с этим сложности с решением проблемы общения?
В полиэтническом регионе, каковым является Дагестан, русская речь для педагога основное средство передачи знаний учащемуся и формирования его личности. Значительная часть детей начинает учебу в школе, не зная русского языка и литературного национального. Обучение в сельской начальной школе ведется на родном литературном языке учащихся (аварском, даргинском, кумыкском, лакском, лезгинском, табасаранском и т.д.), а русский язык преподается как предмет. В старших классах сельской национальной школы и во всех городских учреждениях образования средством общения служит русский язык.
Диктуемая современными реалиями необходимость обучения детей, которые не владеют на должном уровне ни родным литературным, ни русским языками, еще и иностранному языку сопряжена с серьезными трудностями лингвистического порядка. В связи с этим готовить педагогические кадры для обучения нерусских учащихся на русском языке приходится с максимальным обеспечением знаний по фундаментальным дисциплинам. В университете функционируют факультеты русской и дагестанской филологии. На кафедрах обоих факультетов работают более 20 докторов наук. Их исследовательская деятельность ориентирована на совершенствование подготовки учителя. Дагпедуниверситет готовит учителей-филологов, уровень квалификации которых отвечает современным требованиям.
Чем же отличается подготовка учителей в педуниверситете от подготовки их в Дагестанском государственном университете?
Педуниверситет не должен копировать классическую университетскую подготовку. У нас другой тип высшего образования, иная логика деятельности, свои учебные планы, двойной предмет изучения: научные идеи и человек. Нам нужно их сочетать. Выпускник ДГУ расширяет и углубляет научные знания, а выпускник ДГПУ, кроме того, транслирует эти знания, ориентируя их на личность. Фундаментальные знания по предметам должны сочетаться с не менее важными знаниями по психолого-педагогическим дисциплинам, частным методикам, теории и практике социального воспитания. У нас на это вы-деляется около 30% учебного времени, тогда как в классическом университете всего 5%. Кроме того, в отличие от ДГУ, задача педуниверситета научить созданию новых педагогических технологий и форм обучения. Этот процесс включен в содержание обучения в бакалавриате и магистратуре.
Правительством РФ предлагается провести вертикальную и горизонтальную интеграцию, назвав его университетским комплексом. Многие ректоры считают, что позиции Правительства, Министерства образования и науки РФ и Союза ректоров не согласуются между собой. Нужно ли это? И как объединяться?
Реализация в университетских комплексах, стратегии интеграционного роста (вертикального и горизонтального), конечно, должна способствовать повышению эффективности использования интеллектуального и материально-технического ресурсов. У нас в республике создана ассоциация (союз) с правами юридического лица, объединяющего некоторые образовательные, научные и иные учреждения и организации различных форм собственности, при сохранении своей самостоятельности. В то же время проблема интеграции вызывает немало вопросов. Обратите внимание на функционирование Даггоспедуниверситета. За последнее десятилетие в нем полностью обновлены образовательный процесс, организационно-методическое, организационно-управленческое обеспечение. Впервые в Дагестане мы создали модель «раннего старта» многоуровневой системы, разрабатывается и апробируется новый подход к формированию способов и форм организации образовательного процесса, а также гуманитарный подход к оценке образованности выпускников. Первый этап ценностно-ориентировочный, этап становления научного мировоззрения. На втором уровне происходит освоение психолого-педагогического и предметного фундаментов профессионального образования студентов. Возрастает доля курсов по выбору. На третьем уровне (магистратура) общая ориентация обучения связана с овладением исследовательской деятельностью. Эти уровни отвечают требованиям современного образовательного рынка и способностям студентов. Почему по всем регионам создание комплексов должно идти по шаблону, по единой схеме, то есть на базе классического университета? Нам представляется целесообразным наиболее оптимальным решением проблемы создание университетского образовательного комплекса на базе нашего университета, поскольку он позволит при сохранении ведущей роли педуниверситета войти в него учебным педагогическим факультетам Дагестанского госуниверситета и учебно-образовательным комплексам на базе педколледжей и других средних специальных учебных заведений.
Какова Ваша позиция по поводу единых государственных экзаменов (ЕГЭ), ГИФО (государственных именных финансовых обязательств), перехода к двухуровневой системе высшего образования «бакалавр магистр»?
Скажу сразу и коротко: Дагестан не готов к платному образованию, так как большая часть населения не в состоянии платить. Республика остается дотационной. Крупного бизнеса нет. Что касается ЕГЭ. Мы поддерживаем мнение министра образования и науки А. Фурсенко о том, что «как идея письменного экзамена, единого для всех, она имеет право на существование&, но нельзя только этим ограничивать возможность демонстрации знаний». В этом году у нас впервые осуществляется эксперимент по ЕГЭ. А переход к платной системе похоронит высшее образование в Дагестане.
На съезде Российского союза ректоров президент страны В. Путин отметил, что «одна из самых серьезных проблем это недоступность качественного образования для малоимущих». Что Вы можете сказать по этому поводу?
Наш вуз прежде всего ориентирован на село. А в сельской местности больше всего живут малоимущие. Подавляющее большинство наших студентов- это дети из малоимущих семей. Сегодня все они (около 3 тысяч человек) получают социальную стипендию. У нас намного больше студентов сирот, (более 170 человек), чем во всех дагестанских государственных вузах. Они находятся на полном государственном обеспечении.
Какое место занимает Ваш педуниверситет в патриотическом, художественном, физическом воспитании современной дагестанской молодежи?
Дагестан республика с богатым культурным наследием. По неписанному закону каждый ребенок в дагестанской семье обязательно должен получить образование, желательно высшее. Наш педуниверситет стремится удовлетворить эту потребность в новом типе личности, качествами которой являются практичность, инициативность, динамичность, интеллектуальная развитость, умение общаться и налаживать контакты с людьми. В целом дагестанское студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, надеждой духовного и экономического прорыва современного дагестанского общества. Федеральная программа развития образования возвращает проблему воспитания в круг государственных приоритетов как особо актуальную задачу. В настоящее время мы работаем над подготовкой технологий обновления содержания воспитания, духовного и физического развития студенческой молодежи. Наша работа по патриотическому воспитанию студенческой молодежи была отмечена Правительством РФ, Министерством образования и науки РФ и Российской Академией образования РФ. По нашей инициативе в Москве за последние пять лет проведено три Всероссийские научно-практические конференции по проблемам «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости», изданы сборники «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности», материалов конференций.
Могли бы охарактеризовать первоочередные вузовские проблемы?
Сегодня рост объемных показателей существенно определяет улучшение качественных сторон вузовской системы.
В программе нашей модернизации выделены такие первоочередные проблемы:
¤ недостаточная координация между выпуском учительских кадров и потребностями дагестанских школ. Для решения этой проблемы мы работаем над проектами «Маркетинг», «Выпускники педуниверситета»;
¤ несоответствие подготовки выпускников и работающих учителей реализации актуальных задач модернизации образования, прежде всего, в основной школе и профильных классах, использованию информационных технологий. В этой связи работаем над проектами «Оценка качества», «Информационные технологии для студентов»;
¤ несоответствие учебно-методической литературы по педагогическим направлениям и специальностям современным требованиям. Для решения этой проблемы подготовлены проекты «Учебники с грифом Минобразования и науки РФ», «Педуниверситетский учебник».
В заключение скажу, что современная образовательная политика Президента страны, руководящие документы Правительства РФ, Министерства образования и науки, направленные на модернизацию российского образования, обязывают нас, вузовских работников, последовательно и безотлагательно осуществлять намеченное и набирать темпы качества образования.
Июль 2005 г.